Цель участия государств в международных организациях. Международные организации. Региональные организации и субрегиональные структуры и их взаимодействие с ООН

Практика создания устойчивых международных объединений уходит своими корнями в эпоху античной Греции и Рима. В Древней Греции подобные объединения возникают в VI в. до н.э. в виде союзов городов и общин (симмахии и амфиктионии). В это же время Рим становится во главе Латинского союза, объединявшего 30 городов Лация. Создавались такие союзы преимущественно для защиты от общего врага. Международные экономические и таможенные объединения стали возникать на более позднем этапе. Оформившийся в XVI в. и формально просуществовавший до 1669 г. торговый и политический союз северо-немецких городов во главе с городом Любеком, известный как Ганзейский торговый союз, - одно из таких объединений.

Переговоры продвигались медленно, но, тем не менее, стороны не прекратили посылать позитивные сообщения о предстоящем подписании соглашения. В этом контексте президент Сантос начал активную кампанию по «продвижению» преимуществ мира для потенциальных инвесторов и сбору средств.

Слово постконфликтное было установлено на официальном языке и в колумбийской дипломатии, что по-прежнему является парадоксальным, учитывая, что три месяца с момента подписания соглашения еще не были сделаны двусторонним прекращением огня, В этом смысле колумбийская дипломатия и общественный дискурс кажутся чрезмерно оптимистичными, когда она уже заплатила за достижение мира в стране.

Прообразом межправительственных (межгосударственных) организаций в современном их понимании послужили так называемые международные административные союзы, появившиеся в XIX в. и представлявшие собой учреждения, наделенные хотя и довольно узкой, но собственной компетенцией для работы в сферах общественной жизни, тесно связанных с развитием экономики , науки, техники. Кроме того, в отличие от таких форм межгосударственного общения, как международные конференции, комиссии и комитеты, международные административные союзы имели постоянные органы в виде так называемых международных бюро.

Международные коллективные движения

Далеко годы, когда колумбийская дипломатия стремилась привлечь международную поддержку, поставив страну в центр международной конфронтации в контексте борьбы с террором. Образ страновой жертвы терроризма уступил место развивающейся экономике, где конфликт считается частью истории.

Понятно, что, учитывая изменение экспансивного цикла латиноамериканской экономики, президент Сантос будет стремиться сосредоточить внимание на стране. Колумбия является привлекательной страной в экономических вопросах, она сочетает природные богатства с макроэкономической стабильностью, парадоксальную политическую стабильность, правовую безопасность и человеческий капитал. В последнее десятилетие сотрудничество в области развития выходило из стран со средним уровнем дохода и менее «проблемных» регионов, чтобы сосредоточиться на нынешних очагах напряженности в Азии, Африке и средиземноморском бассейне.

К такого рода союзам относят Центральную комиссию по навигации на Рейне (1815), Международный союз для измерения земли (1864), Всемирный телеграфный союз (1865), Международную метеорологическую организацию (1873), Всемирный почтовый союз (1874) и др.

Лига Наций (1919) стала первой политической международной организацией, созданной с целью поддержания мира и международной безопасности. В 1945 г. на смену ей пришла Организация Объединенных Наций (ООН). Именно с ней связано признание за ММПО качества субъекта международного права . После создания ООН ряд международных административных объединений получил статус ее специализированных учреждений, другие функционируют как ММПО по специальным проблемам.

Несмотря на хорошие перспективы в плане переговоров, проблемы остаются огромными, поскольку некоторые из самых острых проблем остались до конца. Кроме того, любое соглашение между правительством и партизанами должно получить одобрение граждан в сильно поляризованной стране, в которой наиболее активные силы и не хотят вести переговоры, готовы продемонстрировать и мобилизовать свою оппозицию к соглашению, которое они считают несправедливо равным армии. и партизан и допускает безнаказанность второго.

Описание предмета: «Международные отношения»

Во-вторых, будущий успех соглашений во многом зависит от хорошего управления и понимания времени, хорошо дифференцируя действия, которые должны быть выполнены в период сразу после подписания соглашений или после соглашения, и постконфликтная. В постконференции будет проведена демобилизация комбатантов, будут заложены основы процессов переходного и реституционного правосудия и будут проведены восстановление или осуществление государственных учреждений в некоторых областях. С другой стороны, постконфликтный процесс, несмотря на его обобщение в публичном дискурсе, является многомерным долгосрочным процессом.

Появление межправительственных (межгосударственных) организаций было продиктовано практическими потребностями государств объединить свои усилия для решения проблем, с которыми они уже не в состоянии были эффективно справиться в одиночку.

Межгосударственные организации необходимо отличать от неправительственных (МНПО). Будучи международными по своему характеру, они имеют принципиально разную правовую природу.

Наконец, и в зависимости от вышесказанного, финансирование постконфликтного периода. Процесс такого масштаба имеет издержки, которые трудно предположить для бюджета страны, и требует концентрации важного потока ресурсов в определенных районах страны. Часть этих инвестиций будет связана с «перестройкой государственных расходов», рискованной ставкой, учитывая, что страна представляет важные социальные проблемы за пределами районов, в которых действовали партизаны. Перенос средств из одного региона или сегмента населения в другой может усугубить социальные проблемы, увеличить неравенство и породить порочный «так называемый эффект» в тех областях, где сосредоточены социальные инвестиции, вместо того, чтобы делать ставку на справедливое развитие страны.

Для межгосударственной организации характерны такие признаки, как членство государств, наличие учредительного международного договора , наличие штаб-квартиры и системы постоянно действующих органов, уважение суверенитета государств-членов, а также наличие у них международной правосубъектности и т.п.

Существенным признаком МНПО является то, что они созданы не на основе межгосударственного договора и объединяют физических и (или) юридических лиц (Ассоциация международного права , Врачи без границ). Для МНПО также характерно: отсутствие целей извлечения прибыли ; признание по крайней мере одним государством или наличие консультативного статуса при международных межправительственных организациях; осуществление деятельности по крайней мере в двух государствах; создание на основе учредительного акта. В МНПО не могут входить субъекты международного права.

Кроме того, получение дополнительных внутренних ресурсов не кажется легким. С одной стороны, Колумбия имеет низкий, регрессивный и неуравновешенный сбор средств в ущерб бизнесу. Эта проблема затрагивает как доступность ресурсов, так и социальное равенство, которые необходимы для постконфликтного периода. С другой стороны, на страну влияют плохие перспективы латиноамериканских экономик, в частности, из-за низких цен на нефть и в целом на снижение спроса Китая на сырьевые товары.

Правила процедуры и порядок принятия решений

На этом фоне правительство настаивало на предоставлении средств от международного сообщества как в форме сотрудничества, так и частных инвестиций. Было объявлено о создании пяти международных и технических фондов финансового сотрудничества различного происхождения и природы под общей крышей, которая будет являться фондом «Колумбия в Пазе». По мнению некоторых СМИ, усилия президента могут позволить ему первоначально достичь около 1 млрд. США по постконфликтным и экологическим вопросам. Из этого бюджета 80% будет инвестировано в местное экономическое развитие и институциональную поддержку, 15% - в устойчивую торговлю и инвестиции, а остальные 5% - в поддержку других инициатив.

Согласно резолюции Экономического и социального совета (ЭКОСОС) 1996/31 от 25 июля 1996 г. МНПО является любая неправительственная организация, учрежденная не на основе межправительственного договора и не преследующая цели извлечения коммерческой прибыли.

Классификация межправительственных (межгосударственных) организаций

Международные организации можно классифицировать по различным основаниям.

Социальные и экономические реформы в Украине

Создание фонда позволит обеспечить лучшую и необходимую координацию и артикуляцию усилий разных стран. Документ демонстрирует широкое согласование с повесткой переговоров и позволяет обратить внимание на чрезвычайные требования в рамках реализации соглашений. Он также устанавливает четыре цели развития: расширение присутствия государства; примирения, правосудия переходного периода и реинтеграции; экономический рост в сельской местности; и восстановление окружающей среды.

Роль многосторонних организаций и новых доноров

Значительная часть этой суммы финансировала военную составляющую, хотя в последние годы социальная составляющая набирала вес. Хотя объем этой помощи постепенно снижался, перед лицом постконфликтного периода президент Обама запросил дополнительные 288 млн. США, и ожидается, что некоторые конкретные ресурсы будут утверждены по конкретным вопросам. Многосторонние учреждения, особенно Организации Объединенных Наций, также имеют многолетний опыт работы в этой стране, подчеркнув Программу развития Организации Объединенных Наций, Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности и Организацию американских государств.

По кругу участников межправительственных (межгосударственных) организаций подразделяются на универсальные, открытые для участия всех государств мира (ООН , ее специализированные учреждения), и региональные, членами которых могут быть государства одного географического региона (Африканский союз, Организация американских государств и др.).

Международные неправительственные организации и формы их сотрудничества с ООН

Они имеют широкое территориальное развертывание и очень профессиональную техническую команду, что делает их опыт еще одним из наиболее актуальных в условиях постконфликтного периода. Действительно, эти организации предоставили гибкость и сделали жизнеспособным вмешательство в регионы, где государственный контроль был недостаточным.

Требования международного сообщества

Наконец, в качестве новинки Китай подтвердил, что он пожертвует 8 миллионов долларов для разных проектов. Хотя информации не так много, эта стратегия, похоже, вписывается в растущее присутствие Китая в регионе с разных фронтов. Роль сотрудничества в области развития не ограничивается исключительно финансированием, его основной вклад будет заключаться в том, чтобы служить гарантом процесса разоружения и демобилизации, а также в процессе переходного и реституционного правосудия.

В других случаях возможность членства определяется иными критериями. Так, членами Организации стран - экспортеров нефти могут быть только те страны, для которых экспорт нефти составляет основной источник доходов .

Выделяют международные организации общей и специальной компетенции. Деятельность первых охватывает все области международных отношений: политическую, экономическую, социальную, культурную и др. (ООН, ОАГ). Вторые ограничиваются сотрудничеством в одной специальной области (ВПС, МОТ и др.) и могут подразделяться на политические, экономические, научные, религиозные и т.д.

Требуется структурированное участие, при котором различные функции предполагаются в разные моменты процесса с долгосрочной перспективой и где расширяется присутствие международного сообщества, включая гражданское общество. Их присутствие и поддержка будут иметь ключевое значение для обеспечения легитимности процесса, выступая в качестве незаменимого моста для общения с социальными секторами, не желающего вести диалог с правительством.

Однако координация и структурирование участия различных международных субъектов должны быть задачей правительства, и, кроме того, именно это должно обеспечить им условия, с тем чтобы они могли выполнять свою миссию. Необходима стратегия артикуляции международных участников, которая координирует их действия и которая приравнивает международные проекты с эквивалентными усилиями государства.

Классификация по характеру полномочий позволяет выделить межгосударственные и так называемые наднациональные (надгосударственные) организации.

К первой группе относится подавляющее большинство международных организаций, целью которых является организация межгосударственного сотрудничества и решения которых адресуются государствам-членам.

Нынешнему диалогу Гаваны предшествуют несколько мирных процессов, из которых страна приобрела большой опыт реинтеграции незаконных вооруженных групп. Это также страна со средним уровнем дохода с некоторыми доступными экономическими ресурсами и развитой институциональной структурой. Хотя хороший институциональный уровень на правительственном уровне контрастирует с разрозненным присутствием государства на территории. Во всяком случае, это необычный сценарий в странах, находящихся в конфликте, и это может сыграть роль в эффективности сотрудничества, хотя это также вызов, учитывая некоторые пагубные инертности в государственных учреждениях.

По вопросу о наднациональности межправительственных (межгосударственных) организаций не существует единого мнения.

Одни полагают, что вопреки нередко встречающимся утверждениям ММПО, которых к началу XXI в. насчитывалось около 300 и центральное место среди которых занимает ООН, не являются какими-то общемировыми, сверхнациональными образованиями, "поглощающими" суверенные права государств и диктующими им правила и нормы поведения на мировой арене. Их функционирование не связано с каким-то ущемлением суверенитета государств или делегированием ими своих суверенных прав, ибо это противоречило бы самой природе межправительственных (межгосударственных) организаций, которые являются своеобразными центрами по гармонизации интересов государств и координации их усилий по решению различных международных проблем. Участие государств в работе межправительственных (межгосударственных) организаций дает им дополнительные возможности реализации собственного суверенитета, согласования действий на международной арене с другими государствами для достижения целей, поставленных в учредительных документах межправительственных (межгосударственных) организаций.

Перед лицом постконфликтного периода было создано министерство для координации всех политических, правовых и публичных политических фронтов. После создания институциональной и правовой основы, поддерживающей постконфликтный период, еще предстоит разработать очень важные аспекты, которые, как ожидается, будут рассмотрены на основе компетенций постконфликтного министерства, таких как.

Необходимая согласованность и согласованность политических рамок для постконфликтного периода. Прозрачность и совершенствование процессов государственного управления в качестве одного из требований международного сотрудничества. Несмотря на хороший уровень его профессионалов, есть недостатки, связанные с высокой бюрократизацией, клиентологическим поведением и кумовством. Кроме того, существуют проблемы институционального сочленения и недостатков во внутренней и межведомственной координации. Кроме того, сотрудничество должно опираться на местные государственные учреждения. В постконфликтный период основное внимание следует уделять восстановлению государства и социальной структуры с географической, всеобъемлющей и разнообразной базой, а не только группами населения. Долгосрочное планирование с четкими целями и этапами. По этой причине, помимо координации помощи и планирования, необходимо разработать стратегии «выхода и окончания» для людей и территорий, которые пользуются социальными программами. Цель должна заключаться в том, чтобы начать динамику, соответствующую условиям, которые должны быть самоподдерживающимися в определенный период. Планирование должно быть реалистичным и адаптированным к характеристикам различных регионов, и следует предусмотреть механизмы мониторинга, мониторинга и оценки. Признание легитимности государства как цели в тех областях, где оно не функционировало или не было частично. По этой причине важно, чтобы это было видно как артикулятор всех вмешательств и что образ его присутствия не заменяется другими актерами. В стратегии артикуляции усилий роли должны быть понятны не только для менеджеров, но и для граждан. Международному сообществу необходимо, чтобы его участие было ограничено, и что правительство поддерживает диалог с гражданами и несет основную ответственность за то, что сделано или не сделано. Международное сообщество также должно быть последовательным и в то же время гарантом таких обязательств. У государственных учреждений серьезные проблемы с управлением. . Наряду с местными ресурсами, международные ресурсы будут играть решающую роль.

Сторонники концепции надгосударственности международных организаций полагают, что таковыми они становятся, в частности, вследствие передачи им государствами некоторых суверенных полномочий, способности принимать решения, адресованные не только государствам-членам, но и их национальным физическим и юридическим лицам (ЕС), наличия у таких организаций механизма принудительного осуществления своих решений.

В зависимости от порядка вступления в них международные организации делятся на открытые (любое государство может стать членом по своему желанию) и закрытые (прием в члены производится по приглашению первоначальных учредителей). Примером закрытой организации является НАТО.

Создание межправительственных (межгосударственных) организаций

Международные организации как вторичные, производные субъекты международного права создаются государствами . Процесс создания новой международной организации проходит ряд этапов: принятие учредительного документа; создание ее организационно-правовой основы; созыв главных органов, свидетельствующий о начале функционирования организации.

Наиболее распространенным способом юридического оформления волеизъявления государств по поводу создания межправительственных (межгосударственных) организаций является выработка и заключение международного договора , который и становится учредительным актом организации. В связи с этим можно говорить о договорно-правовой природе межправительственных (межгосударственных) организаций. Наименования такого акта могут быть различными: статут (Лига Наций), устав (ООН , Организация американских государств), конвенция (Всемирный почтовый союз) и др. Дата вступления учредительного акта в силу считается датой создания организации.

Существует иной, упрощенный порядок учреждения международных организаций в форме принятия решения другой международной организацией. К такой практике неоднократно прибегала ООН, создавая автономные организации (ЮНКТАД, ПРООН) со статусом вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи. В данном случае согласованное волеизъявление государств относительно создания международной организации проявляется путем голосования за учредительную резолюцию, вступающую в силу с момента ее принятия.

На втором этапе происходит формирование внутренней инфраструктуры организации. Для этого может использоваться учреждаемый на основе отдельного международного договора или приложения к уставу создаваемой организации специальный подготовительный орган, призванный заниматься составлением проекта правил процедуры будущих органов организации, проработкой вопросов, связанных с созданием штаб-квартиры, составлением предварительной повестки дня главных органов, и др. Так были созданы ЮНЕСКО, ВОЗ, МАГАТЭ и др.

Созыв главных органов и начало их работы обычно означает завершение мероприятий по созданию международной организации.

Участники межправительственных (межгосударственных) организаций

Среди участников межправительственных (межгосударственных) организаций выделяются:

  • первоначальные члены (учредители) - государства , участвовавшие в выработке и принятии учредительного акта организации;
  • присоединившиеся члены - государства, вступившие в организацию после начала ее деятельности путем присоединения к ее учредительному акту;
  • частичные члены - государства, не являющиеся членами самой межправительственных (межгосударственных) организаций в целом, но входящие в состав ее отдельных органов;
  • ассоциированные члены (члены-сотрудники, неполноправные члены). Как правило, такие члены не участвуют в голосовании, не избирают и не могут быть избраны в органы межправительственных (межгосударственных) организаций;
  • государства и другие международные организации, которые могут принимать участие в работе какой-либо ММПО в качестве наблюдателя.

Прекращение межправительственных (межгосударственных) организаций и членства в ней

Прекращение существования межправительственных (межгосударственных) организаций чаще всего осуществляется путем подписания протокола о роспуске. Так, 1 июля 1991 г. на совещании Политического консультативного комитета в Праге государства - участники Варшавского договора - Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия подписали Протокол о прекращении действия Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 14 мая 1955 г. и Протокола о продлении срока его действия, подписанного 26 апреля 1985 г. Аналогичным образом в том же году был ликвидирован Совет экономической взаимопомощи.

Если вместо ликвидируемой организации создается новая, то возникает проблема правопреемства. Объектами правопреемства являются имущество, фонды, некоторые функции. Такое правопреемство имело место при ликвидации Лиги Наций и ее замене ООН в 1946 г. Последняя взяла на себя выполнение ряда функций Лиги. Имущество Лиги перешло к ООН согласно заключенному между ними соглашению.

Способами прекращения членства государств в ММПО являются:

  • добровольный выход из организации;
  • автоматический выход - государство вынуждено прекратить свое членство в организации; например, если государство перестало быть членом МВФ, то оно автоматически выбывает из членов МБРР и других организаций группы Всемирного банка;
  • исключение из организации - вид международных санкций. Как правило, является следствием систематического нарушения государством устава межправительственных (межгосударственных) организаций;
  • прекращение существования государства;
  • ликвидация самой ММПО автоматически прекращает членство государств-участников.

Особенности правосубъектности межправительственных (межгосударственных) организаций

Межпарламентские органы характерны главным образом для региональных организаций. Их участники либо непосредственно избираются населением государств-членов путем всеобщих прямых выборов (Европейский парламент), либо назначаются национальными парламентами (Парламентская ассамблея Совета Европы). В большинстве случаев парламентские органы ограничиваются принятием рекомендаций.

Важным структурным звеном практически всех межправительственных (межгосударственных) организаций являются органы административного характера. Они состоят из международных должностных лиц, находящихся на службе в международной организации и ответственных только перед ней. Набираются такие лица в соответствии с установленными для государств-членов квотами на контрактной основе.

Существенную роль в деятельности межправительственных (межгосударственных) организаций играют органы, состоящие из лиц в личном качестве (например, арбитражные и судебные органы, комитеты экспертов).

Исходя из числа членов, можно выделить два типа органов: пленарные, состоящие из всех государств-членов, и органы ограниченного состава. Пленарный орган, как правило, определяет общую политику и принципы деятельности организации, принимая решения по наиболее фундаментальным вопросам. В сферу его компетенции включаются бюджетные и финансовые вопросы, принятие проектов конвенций и рекомендаций, пересмотр устава и принятие поправок к нему, вопросы, связанные с членством в организации, - прием, исключение, приостановление прав и привилегий и др.

Вместе с тем в деятельности ряда международных организаций, особенно специализированных учреждений ООН , наблюдается тенденция к повышению роли в руководстве их деятельностью органов ограниченного членства (например, в МОТ, ИМО, ИКАО).

Для органов с ограниченным членством важное значение имеют вопросы их состава. Эти органы должны быть укомплектованы таким образом, чтобы принимаемые ими решения в наибольшей степени отражали интересы всех государств , а не одной-двух групп. В практике деятельности международных организаций для формирования органов ограниченного состава наиболее часто применяются следующие принципы: справедливого географического представительства ; специфических интересов; равного представительства групп государств с несовпадающими интересами; наибольшего финансового вклада и др.

При формировании органов чаще всего применяется какой-либо один из принципов. В ряде случаев органы формируются с учетом двух и более критериев. Например, выборы непостоянных членов Совета Безопасности проводятся с учетом в первую очередь степени участия членов ООН в поддержании международного мира и безопасности и в достижении других целей Организации, а также справедливого географического представительства.

Для характеристики органов межправительственных (межгосударственных) организаций возможно применение и других критериев, например иерархия органов (главные и вспомогательные), периодичность заседаний (постоянные и сессионные) и др.

Порядок принятия решений международными организациями и их юридическая сила

Решения межправительственных (межгосударственных) организаций принимаются ее органами. Решение международной организации можно определить как волеизъявление государств-членов в компетентном органе в соответствии с правилами процедуры и положениями устава данной организации. Процесс формирования решений начинается с проявления инициативы, исходящей от государства , от группы государств, от органов или должностных лиц международной организации. Как правило, инициатор предлагает изучение определенной проблемы. Но в ряде случаев он может внести на обсуждение и проект будущего решения.

В большинстве международных организаций решения, прежде чем они выносятся на обсуждение пленарного органа, передаются на рассмотрение вспомогательных органов, где, по существу, и вырабатывается проект решения, выявляются его сторонники и противники.

Решающим этапом принятия решения является голосование. В подавляющем большинстве органов международных организаций каждая делегация имеет один голос.

Решения в межправительственных (межгосударственных) организаций могут приниматься:

а) на основе единогласия, которое может быть:

  • полным - однозначное голосование всех членов организации. Отсутствие какого-либо члена организации либо его воздержание от голосования исключает возможность принятия решения;
  • относительным - единогласие государств-членов, присутствующих и участвующих в голосовании. Воздержание от голосования или отсутствие какого-либо члена организации не препятствует принятию решения;
  • простое большинство - 50% голосов присутствующих и участвующих в голосовании плюс один голос;
  • квалифицированное - 2/3, 3/4 голосов всех присутствующих и участвующих в голосовании;

в) на основе взвешенного голосования - количество голосов для каждого государства определяется различными критериями в зависимости от характера и целей организации. В Совете Европейского союза количество голосов определяется пропорционально величине территории и количеству населения. В МБРР, МВФ, МАР количество голосов у каждого государства-участника определяется пропорционально его финансовому вкладу;

г) на основе консенсуса, т.е. решение принимается в условиях общего согласия без голосования при отсутствии возражений. Степень согласованности позиций государств определяется отсутствием прямых возражений против этого решения. Аккламация (разновидность консенсуса) применяется при принятии решений по процедурным вопросам: решение принимается без голосования при отсутствии возражений;

д) на основе принятия решений в пакете - несколько вопросов, по которым голосование в каждом случае могло бы проводиться отдельно, объединяются в один пакет и по нему проводится голосование. Это обеспечивает принятие решения.

В правилах процедуры каждого органа устанавливается кворум, необходимый для принятия решений и составляющий чаще всего простое большинство членов органа.

Вышесказанное свидетельствует о существовании самостоятельной отрасли международного права - права международных организаций, представляющей собой совокупность норм и принципов регламентирующих процесс создания и функционирования ММПО.

В доктрине выделяют понятие внутреннего права ММПО, охватывающее совокупность норм, определяющих структуру, объем компетенции и порядок работы органов ММПО, регламентирующих процедуру набора и правовой статус их персонала. Эти нормы содержатся в учредительных актах, в решениях самой ММПО, направленных на регулирование внутриорганизационных отношений, в контрактах, заключаемых организациями со своими служащими.

Общая характеристика структуры и деятельности ООН

Государства могут, согласно ст. 36 Статута, в любое время заявить, что они признают без особого о том соглашения, ipso facto, в отношении любого иного государства, принявшего такое же обязательство, юрисдикцию Суда обязательной по всем правовым спорам, касающимся толкования договора; любого вопроса международного права; наличия факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства, и характера и размеров возмещения, причитающегося за нарушение международного обязательства. Вышеуказанные заявления могут быть безусловными, или на условиях взаимности со стороны тех или иных государств, или же на определенное время.

К началу 2015 г. 70 из 193 государств - членов ООН заявили о признании обязательной юрисдикции Суда в соответствии с п. 2 ст. 36 Статута, причем многие заявления сопровождаются такими оговорками, которые делают это согласие, по существу, иллюзорным.

За время существования Суда им было вынесено около 90 решений и 25 консультативных заключений. Решения Суда считаются обязательными для государств - сторон в споре. В случае невыполнения какой-либо стороной в деле обязательства, возложенного на нее решением Суда, Совет Безопасности по просьбе другой стороны "может, если признает это необходимым, сделать рекомендации или решить о принятии мер для приведения решения в исполнение" (п. 2 ст. 94 Устава ООН).

Помимо судебной, Международный суд осуществляет и консультативную юрисдикцию. Согласно ст. 96 Устава ООН Генеральная Ассамблея или Совет Безопасности могут запрашивать у Международного суда консультативные заключения по любому юридическому вопросу. Кроме того, другие органы ООН и специализированные учреждения, которым Генеральная Ассамблея может дать в любое время разрешение на это, могут также запрашивать консультативные заключения Суда по юридическим вопросам, возникающим в пределах их круга деятельности. В настоящее время три главных органа ООН, один вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи, 19 специализированных учреждений ООН и МАГАТЭ (в общей сложности 24 органа) могут запрашивать консультативные заключения Суда.

3 февраля 1994 г. Суд вынес свое постановление по делу "Территориальный спор (Ливия против Чада)", в соответствии с которым граница между Ливией и Чадом определяется Договором о дружбе и добрососедстве, заключенным 10 августа 1955 г. Францией и Ливией. В своей Резолюции 915 от 4 мая 1994 г. Совет Безопасности принял решение об учреждении Группы наблюдателей ООН в полосе Аузу (ГНООНПА) для наблюдения за выполнением соглашения, подписанного 4 апреля 1994 г. между Ливией и Чадом, в котором стороны обязались подчиниться решению Международного суда. Решение Совета Безопасности является первым примером оказания Советом Безопасности в соответствии со ст. 94 Устава ООН помощи сторонам в выполнении решения Суда.

В связи с обращением в декабре 1994 г. Генеральной Ассамблеи ООН в Международный суд с просьбой о вынесении консультативного заключения по вопросу о законности угрозы ядерным оружием или его применения Суд 8 июля 1996 г. единогласно пришел к заключению, что ни в обычном, ни в договорном международном праве не существует какого-либо конкретного разрешения на угрозу ядерным оружием или его применения, не существует какого-либо всеобъемлющего и всеобщего запрета на такие действия и что угроза силой или применения силы с использованием ядерного оружия, которая противоречит положениям п. 4 ст. 2 Устава ООН и не отвечает всем требованиям, предусмотренным в ст. 51, противоправна. Суд единогласно пришел к заключению, что угроза ядерным оружием или его применения должна также отвечать требованиям международного права, применимым к вооруженным конфликтам, особенно требованиям, закрепленным в принципах и нормах международного гуманитарного права, а также конкретным договорным обязательствам и другим обязательствам, которые касаются непосредственно ядерного оружия. В принятой на саммите в сентябре 2000 г. Декларации тысячелетия ООН лидеры всех стран мира заявили о своей решимости укреплять Международный суд, с тем чтобы обеспечить правосудие и верховенство права в международных делах.

Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС) состоит из 54 членов, которые избираются Генеральной Ассамблеей сроком на три года в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом (ст. 61), причем ежегодно избираются 18 членов на трехлетний срок для замены тех 18 членов, трехлетний срок деятельности которых истек. Решения в ЭКОСОС принимаются простым большинством голосов присутствующих и участвующих в голосовании.

ЭКОСОС осуществляет координацию экономической и социальной деятельности ООН и ее 19 специализированных учреждений, а также других институтов системы ООН. Он служит центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем глобального и межотраслевого характера и для выработки рекомендаций в отношении политики по этим проблемам для государств и для системы ООН в целом.

В ведение ЭКОСОС входят созыв многочисленных международных конференций, подготовка для представления Генеральной Ассамблее проектов конвенций по различным вопросам межгосударственного сотрудничества, проведение переговоров со специализированными учреждениями относительно соглашений, определяющих их взаимоотношения с ООН. Совет наделен полномочиями согласовывать деятельность специализированных учреждений посредством консультаций с ними и давать рекомендации учреждениям, а также Генеральной Ассамблее и членам ООН.

ЭКОСОС проводит организационную сессию в Нью-Йорке в начале года и основную сессию летом каждого года поочередно в Женеве и Нью-Йорке.

Применительно к государствам резолюции ЭКОСОС и Генеральной Ассамблеи по экономическим и валютно-финансовым вопросам носят рекомендательный характер. Однако резолюции, обращенные к вспомогательным органам, к специализированным учреждениям, в ряде случаев имеют иное качество, разумеется, в зависимости от положений соглашений этих учреждений с ООН. Так, общие принципы экономического и технического сотрудничества могут носить обязательный характер и как таковые могут служить важным отправным пунктом в проходящем ныне интенсивном процессе нормотворческой деятельности государств в социально-экономической, научно-технической, гуманитарной областях.

В течение года работа Совета проводится в его вспомогательных органах, которые регулярно собираются и представляют доклады Совету. К числу вспомогательных органов относятся пять региональных комиссий, находящихся в Европе, Латинской Америке, Африке, а также в регионе Азии и Тихого океана и Западной Азии. Вспомогательный механизм ЭКОСОС включает четыре постоянных комитета и ряд постоянных экспертных органов.

Кроме того, ЭКОСОС работает в тесном сотрудничестве с такими учреждениями, как Детский фонд ООН, Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Программа развития ООН, Всемирная продовольственная программа и др.

Совет по опеке. Состоит в настоящее время из пяти членов (Россия, США, Англия, Франция и КНР). Совет проводит одну сессию в год в Нью-Йорке. Из первоначальных 11 подопечных территорий все в ходе работы Совета получили независимость. В соответствии с единогласно одобренной Советом Безопасности Резолюцией 956 от 10 ноября 1994 г. действие Соглашения об опеке в отношении последней подопечной территории было прекращено. По предложению Мальты в повестку дня 50-й сессии Генеральной Ассамблеи был включен пункт, озаглавленный "Обзор роли Совета по опеке".

В ходе обсуждения этого вопроса были внесены различные предложения, в том числе об упразднении Совета по опеке и о преобразовании его в Совет по правам человека, о наделении его функциями хранителя и попечителя общего наследия человечества и охранения окружающей среды.

Не осталась без внимания судьба Совета по опеке и в Докладе Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам от 1 декабря 2004 г., авторы которого предложили без всякой мотивировки исключить из Устава ООН посвященную Совету по опеке гл. XIII.

Выдвинутые предложения, касающиеся упразднения Совета по опеке или возможного наделения его какими-то новыми функциями, представляются неприемлемыми по целому ряду причин. Это явилось бы отходом от утвердившейся в практике ООН и проверенной более чем полувековым опытом системы методов и форм адаптации Устава ООН к меняющимся условиям мирового развития, привело бы к разжиганию споров и разногласий между государствами и посеяло бы сомнения в непреходящей ценности основных положений Устава ООН. Следовало бы также учитывать, что Совет по опеке еще не исчерпал возможностей, предусмотренных ст. 77 Устава ООН, в соответствии с которой в ведение Совета могут быть переданы территории, добровольно включенные в систему опеки государствами, ответственными за их управление. Это нашло свое подтверждение в принятой Советом по опеке Резолюции 2200/LXI от 25 мая 1994 г., в которой, в частности, прямо предусматривается возможность созыва этого органа в будущем. В соответствии с этой Резолюцией Совет по опеке может быть созван по собственному решению, или по решению Председателя, или по требованию большинства членов, или по требованию Генеральной Ассамблеи или Совета Безопасности. Поэтому на данном этапе нет ни юридических, ни практических оснований для упразднения Совета по опеке, наделения его какими-либо новыми функциями и полномочиями, т.е. списывать со счета этот один из главных органов ООН не приходится.

Секретариат ООН. Одним из главных органов ООН является Секретариат. Он состоит из Генерального секретаря и такого персонала, который может потребоваться для Организации. Он обслуживает другие органы ООН и проводит практическую работу по претворению в жизнь программ деятельности и решений, одобренных этими органами, обеспечивает конференционное обслуживание всех главных и вспомогательных органов ООН. Работа Секретариата включает в себя осуществление операций по поддержанию мира с санкции Совета Безопасности, организацию и проведение международных конференций по проблемам мирового значения (например, Конференции по морскому праву), составление обзоров мировых экономических и социальных тенденций и проблем, подготовку исследований по таким вопросам, как разоружение, развитие, права человека. В функции Секретариата входят также устный и письменный перевод выступлений и документов и распространение документации.

Весь персонал Секретариата ООН делится на четыре категории: специалисты, сотрудники полевой службы, общего обслуживания, хозяйственно-технической службы. Основная часть должностей специалистов подлежит распределению среди государств-членов на основе принципа справедливого географического представительства с учетом размера взноса в бюджет ООН и численности населения.

В Секретариате ООН существуют два вида найма на службу: на основе заключения постоянных (до достижения пенсионного возраста) контрактов и срочных (временных) контрактов. В настоящее время около 60% сотрудников Секретариата имеют постоянные контракты.

Генеральный секретарь. Возглавляет Секретариат и является главным административным должностным лицом Генеральный секретарь, назначаемый Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности на пятилетний срок, по истечении которого он может быть назначен вновь. Генеральный секретарь представляет Генеральной Ассамблее ежегодный отчет о работе Организации, а также доводит до сведения Совета Безопасности вопросы, которые, по его мнению, могут угрожать поддержанию мира.

С января 2007 г. к обязанностям Генерального секретаря приступил Пан Ги Мун (Республика Корея).

Специализированные учреждения ООН

Специализированные учреждения, органы, программы и фонды ООН являются важной составной частью всей системы ООН. Их создание, порядок работы и правовой статус прямо предусматриваются Уставом ООН (гл. IX и X). Согласно ст. 57 Устава специализированные учреждения создаются на основе межправительственных соглашений и облекаются широко определенной в их учредительных актах международной ответственностью в целях содействия повышению уровня жизни; полной занятости населения; созданию благоприятных условий для экономического и социального прогресса и развития; разрешению международных проблем в областях экономической, социальной, здравоохранения; международному сотрудничеству в области культуры и образования; всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Таким образом, специализированные учреждения имеют ограниченную сферу деятельности, в основном связанную с ответственностью в экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и подобных областях. Из ст. 57 Устава ООН прямо вытекает, что, например, военные организации не могут стать специализированными учреждениями. Вот почему, в частности, такая важная организация, обладающая признанным авторитетом в вопросах международной ядерной энергии, как МАГАТЭ, не имеет статуса специализированного учреждения, хотя во многих международных документах оно упоминается вместе со специализированными учреждениями. По смыслу ст. 57 не могут быть специализированными учреждениями и многочисленные региональные организации.

Важное предназначение специализированных межправительственных организаций, программ и фондов состоит и в том, что они должны продолжать и в XXI в. играть роль своеобразного посредника в целях устранения разногласий между государствами , разными по своей мощи, культуре, размерам и интересам, и служить форумами для выражения мнений и подходов государств и отстаивания интересов всего человечества.

Специализированными организациями ООН являются:

Международная организация труда (МОТ) - разрабатывает политику и программы, направленные на улучшение условий труда и повышение уровня занятости, и устанавливает международные трудовые стандарты, используемые странами всего мира;

Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО) - направляет усилия на повышение продуктивности сельского хозяйства и укрепление продовольственной безопасности, а также на улучшение условий жизни сельского населения;

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) - содействует осуществлению целей всеобщего образования, развитию культуры, сохранению всемирного природного и культурного наследия, международному научному сотрудничеству, обеспечению свободы прессы и коммуникации;

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) - координирует осуществление программ, нацеленных на решение проблем охраны здоровья и достижение всеми людьми максимально возможного уровня здоровья. Ведет работу по таким направлениям, как иммунизация, санитарное просвещение и снабжение основными лекарственными средствами;

Группа Всемирного банка (Международный банк реконструкции и развития - МБРР, Международная ассоциация развития - МАР, Международная финансовая корпорация - МФК, Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций - МАГИ, Международный центр по урегулированию инвестиционных споров - МЦУИС) - предоставляет займы и техническую помощь развивающимся странам в целях сокращения масштабов нищеты и содействия устойчивому экономическому росту;

Международный валютный фонд (МВФ) - способствует развитию международного сотрудничества в кредитно-денежной сфере и обеспечению финансовой стабильности и служит постоянным форумом для проведения консультаций, предоставления рекомендаций и оказания помощи по финансовым вопросам;

Международная организация гражданской авиации (ИКАО) - устанавливает международные нормы, необходимые для обеспечения безопасности, надежности и эффективности воздушного сообщения, и выступает в роли координатора международного сотрудничества во всех областях, связанных с гражданской авиацией;

Всемирный почтовый союз (ВПС) - устанавливает международные нормы почтового обслуживания, предоставляет техническую помощь и содействует развитию сотрудничества в области почтовых услуг;

Международный союз электросвязи (МСЭ) - способствует развитию международного сотрудничества в целях совершенствования всех видов электросвязи, координирует использование радио- и телевизионных частот, содействует принятию мер по обеспечению безопасности и проводит исследования;

Всемирная метеорологическая организация (ВМО) - поощряет научные исследования, связанные с изучением атмосферы Земли и климатических изменений, и содействует всемирному обмену метеорологическими данными;

Международная морская организация (ИМО) - создана 17 марта 1958 г. С 1959 г. стала специализированным учреждением ООН. Членами ИМО являются 166 государств, в том числе Россия. Структуру ИМО составляют: Ассамблея, Совет, Комитет по безопасности на море, Юридический комитет и Комитет по защите морской окружающей среды. Местонахождение - Лондон (Англия);

Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) - поощряет международную охрану интеллектуальной собственности и содействует развитию сотрудничества в вопросах, касающихся авторских прав , товарных знаков, промышленных образцов и патентов;

Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) - способствует промышленному развитию развивающихся стран путем оказания технической помощи и консультативных услуг и подготовки кадров;

Всемирная туристская организация (ВТО) - служит глобальным форумом для решения программных вопросов, связанных с туризмом, и источником практического опыта в области туризма.

Региональные организации и субрегиональные структуры и их взаимодействие с ООН

Региональные и субрегиональные организации и структуры являются важной составной частью предусмотренной Уставом ООН глобальной системы коллективной безопасности. Основой для все более широкого взаимодействия между ООН и региональными организациями служит гл. VIII Устава ООН, которая, хотя и не дает четкого определения региональных соглашений и организаций, вместе с тем позволяет им сообразовывать свою деятельность с постоянно изменяющимся положением в мире и вносить вместе с ООН вклад в поддержание международного мира и безопасности.

Опыт более чем полувекового сотрудничества ООН с региональными организациями показывает, что региональные организации играли и продолжают играть все более активную роль в вопросах обеспечения региональной безопасности, причем не только в сферах превентивной дипломатии, поддержания мира и укрепления доверия, но и в том, что касается принуждения к миру.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) начала свою деятельность в 1972 г. в качестве многостороннего форума для диалога и переговоров. В 1975 г. сфера компетенции Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) была зафиксирована в Заключительном акте, одобренном на первом саммите в Хельсинки.

На саммите СБСЕ в Будапеште в декабре 1994 г. было принято решение о переименовании с 1 января 1995 г. СБСЕ в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В настоящее время, хотя и не разработан Устав ОБСЕ, сложилась довольно разветвленная структура ОБСЕ, которую составляют: встреча глав государств и правительств ОБСЕ; Совет министров, созываемый один раз в год; Руководящий совет; Постоянный совет; Форум по сотрудничеству в области безопасности (состоит из представителей делегаций государств-участников и собирается еженедельно в Вене); Действующий председатель ОБСЕ, на которого возложена ответственность за выполнение решений ОБСЕ (этот пост занимает министр иностранных дел государства-участника в течение одного года; председателю помогают в осуществлении его функций предыдущий и будущий председатели, вместе образующие "тройку"); Секретариат ОБСЕ (первый генеральный секретарь ОБСЕ был назначен в июне 1993 г.); Бюро по демократическим институтам и правам человека с местопребыванием в Варшаве; Верховный комиссар по национальным меньшинствам с местопребыванием в Гааге; Бюро по свободе средств массовой информации и Парламентская ассамблея ОБСЕ. В настоящее время участниками ОБСЕ являются 55 государств , в том числе Россия. Местопребывание - Вена (Австрия).

Содружество Независимых Государств (СНГ) создано в декабре 1991 г. и включает в себя 12 стран, в том числе Россию. В соответствии с принятым 22 января 1993 г. Уставом СНГ основной целью Содружества является в том числе осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях. Главными органами СНГ являются: Совет глав государств ; Совет глав правительств; Совет министров иностранных дел; Экономический совет; Экономический суд ; Совет министров обороны; Штаб по координации военного сотрудничества государств - участников СНГ; Совет командующих Пограничными войсками; Исполнительный комитет СНГ, который является постоянно действующим исполнительным, административным и координирующим органом во главе с Председателем - Исполнительным секретарем СНГ, и Межпарламентская Ассамблея. СНГ является региональной организацией по смыслу гл. VIII Устава ООН и, как и другие региональные организации, имеет статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН. Местонахождение - Минск (Белоруссия).

С 1 января 2015 г. начал действовать Евразийский экономический союз (ЕАЭС), в который вошли Россия, Белоруссия и Казахстан. Уже 2 января 2015 г. к ЕАЭС присоединилась Армения. Ожидается, что в мае 2015 г. в состав союза войдет Киргизия.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) образована 8 августа 1967 г. в Бангкоке. Главными органами АСЕАН являются встречи глав государств и правительств, совещания министров иностранных дел (СМИД), Постоянный комитет и Секретариат. Местопребывание - Джакарта (Индонезия).

Асеановский региональный форум (АРФ) - межправительственная структура в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в рамках которой на регулярной основе ведется обсуждение комплекса вопросов, связанных с укреплением безопасности и стабильности в этом районе мира. АРФ образован в 1994 г. АРФ проводит свои ежегодные сессии на уровне министров иностранных дел стран-участниц. Министерские сессии являются высшим органом Форума, в ходе которых министры обсуждают весь комплекс проблем, затрагивающих безопасность стран-участниц и региона в целом. С первых дней существования АРФ Россия активно участвует в проводимых в рамках Форума мероприятиях.

Европейский союз (ЕС) - крупнейшее политическое и экономическое интеграционное объединение 25 стран Европы.

Основные направления деятельности ЕС на нынешнем этапе: движение от общего рынка к экономическому и валютному союзу; реализация стратегии расширения; формирование основ единой внешней и оборонной политики и обретения европейской оборонной идентичности; активизация региональной политики в Средиземноморье, на Севере Европы, в Азии, Латинской Америке, Африке; дальнейшая гармонизация социальной сферы, взаимодействия в области юстиции и внутренних дел. К системе общих органов и институтов ЕС относятся: Европейский совет, Европейский парламент (ЕП), Совет Европейского союза, Комиссия Европейских сообществ (КЕС) и Европейский суд. Окончательного решения относительно штаб-квартиры ЕС не принято, и заседания его главных органов проводятся в Брюсселе, Люксембурге и Страсбурге.

Организация Североатлантического договора (НАТО) создана на основе Вашингтонского договора от 4 апреля 1949 г. в качестве оборонительного политического и военного союза. На данный момент в Организацию Североатлантического альянса входят 26 государств Западной, Центральной и Восточной Европы, а также США и Канада.

Структура НАТО представляет собой разветвленную сеть политических и военных органов, в число которых входят: высший политический орган - Совет НАТО, Политический комитет военного планирования , Международный секретариат во главе с Генеральным секретарем НАТО. Штаб-квартира - Брюссель (Бельгия).

Африканский союз (до июля 2000 г. имел название "Организация африканского единства (ОАЕ)") - региональная организация, объединяющая 53 африканских государства, которая была создана по решению Учредительной конференции глав государств и правительств африканских стран, состоявшейся 22 - 25 мая 1963 г. в Аддис-Абеба (Эфиопия). К концу XX столетия явно назрела проблема реорганизации и повышения эффективности ОАЕ и ее адаптации к новым реалиям в международной обстановке, в том числе к тем коренным изменениям, которые произошли на Африканском континенте. В этих условиях Ливией была официально выдвинута идея преобразования ОАЕ в Африканский союз, которая и была одобрена на 4-й внеочередной Ассамблее глав государств и правительств стран - членов ОАЕ в Сирте в сентябре 1999 г. В июле 2000 г. на саммите ОАЕ в Ломе (Того) был принят Акт об учреждении АС и создании в его рамках разветвленной системы органов. 8 - 10 июля 2002 г. в г. Дурбан (ЮАР) состоялась 39-я сессия Ассамблеи глав государств и правительств стран - членов ОАЕ, ставшая формально учредительным саммитом АС. Штаб-квартира АС находится в Аддис-Абеба (Эфиопия).

Организация американских государств (ОАГ) создана на основе Устава ОАГ, подписанного в Боготе в 1948 г. Членами ОАГ являются 35 государств (участие Кубы было приостановлено в 1962 г.). Главными органами ОАГ являются Генеральная ассамблея, Постоянный совет и Генеральный секретариат. С 1971 г. действует институт постоянных наблюдателей при ОАГ. В настоящее время этим статусом обладают Европейский союз и 42 государства, в том числе Россия. Местонахождение - Вашингтон (США).

Лига арабских государств (ЛАГ) - добровольное объединение суверенных арабских государств, созданное на основе Пакта Лиги арабских стран, подписанного 22 марта 1945 г. Деятельность Лиги строится на основе ее Устава, вступившего в силу 11 мая 1945 г. Лига имеет свои представительства или информационные бюро в целом ряде стран, в том числе с января 1990 г. в России. Местопребывание - Каир (Египет).

Международные неправительственные организации и формы их сотрудничества с ООН

На протяжении всего периода существования ООН и создания других ММПО стремительно росло число неправительственных организаций (МНПО). Сегодня в мире насчитывается около 40 тыс. МНПО, занимающихся вопросами экономического, культурного, гуманитарного и иного плана.

Долгое время не было ясности в том, что считать неправительственной организацией. Более или менее удовлетворительное и носящее весьма общий характер определение удалось выработать лишь 25 июля 1996 г., когда в Резолюцию ЭКОСОС 1996/31 "Консультативные отношения между ООН и неправительственными организациями" была включена следующая дефиниция: "Любая такая организация, которая не учреждена каким-либо государственным органом или на основе межправительственного соглашения, считается неправительственной организацией для целей настоящих мероприятий, включая организации, принимающие назначаемых правительственными органами членов, при условии, что такое членство не препятствует свободному выражению мнений этой организации". Из этого определения вытекает, что в качестве подлинных НПО могут рассматриваться десятки тысяч негосударственных организаций всего мира - от местного до глобального уровня, занятых такими вопросами, как устойчивое развитие, охрана окружающей среды , права человека и демократизация общественной жизни. С другой стороны, из этого определения следует, что не могут рассматриваться в качестве НПО разного рода тайные общества , закрытые клубы, террористические организации, наркосиндикаты с транснациональными связями, объединения лиц, занимающихся отмыванием денег , незаконной торговлей оружием , торговлей женщинами и детьми и похищением людей с целью выкупа, и другие элементы и организации так называемого антигражданского общества. Не правомерно, с точки зрения Устава ООН, отождествлять МНПО с такими мощными международными хозяйственными комплексами, как транснациональные корпорации.

Многие ММПО с целью повышения эффективности своей работы активно сотрудничают с МНПО. Весьма развитые связи с МНПО имеют ООН и ее специализированные учреждения. Согласно ст. 71 Устава ООН ЭКОСОС уполномочено "проводить надлежащие мероприятия для консультации с неправительственными организациями, заинтересованными в вопросах, входящих в его компетенцию. Такие меры могут быть согласованы с международными организациями, при необходимости с национальными организациями после консультации с заинтересованным членом Организации". Эта статья создала правовую основу для выработки механизмов сотрудничества ООН с МНПО.

Практика ООН выработала критерии определения тех МНПО, которым может быть предоставлен консультативный статус в ЭКОСОС. Прежде всего область деятельности МНПО должна совпадать со сферами компетенции ЭКОСОС, определенными в ст. 62 Устава ООН. Другим необходимым условием получения консультативного статуса является соответствие деятельности МНПО целям и принципам ООН, а также оказание помощи ООН в выполняемой работе и распространение информации о деятельности ООН. Кроме того, сама МНПО должна иметь представительный характер и устойчивую международную репутацию, представляя определенную часть населения.

Важное значение имеет положение Резолюции 1996/31 ЭКОСОС от 25 июля 1996 г., согласно которому предоставление, приостановление и отмена консультативного статуса, а также толкование норм и решений по этому вопросу являются прерогативой государств-членов, осуществляемой через ЭКОСОС и его комитет по МНПО.

Резолюция 1996/31 ЭКОСОС предусматривает три категории консультативного статуса для МНПО.

1. Общий консультативный статус для организаций, связанных с большинством видов деятельности ЭКОСОС и его вспомогательных органов, которые могут удовлетворительным образом показать ЭКОСОС, что они могут вносить существенный и постоянный вклад в достижение целей ООН, и которые тесно связаны с экономической и социальной жизнью жителей представляемых ими районов и членский состав которых широко представляет основные слои общества в различных регионах мира.

2. Специальный консультативный статус для организаций, имеющих специальную компетенцию только в нескольких областях деятельности ЭКОСОС и его вспомогательных органов или специально занимающихся этими областями и известных в международных масштабах в тех областях, в которых они имеют консультативный статус или добиваются его.

3. Другие организации, которые не имеют общего или специального консультативного статуса, но которые, по мнению ЭКОСОС или Генерального секретаря ООН, в консультации с ЭКОСОС или его Комитетом по НПО могут время от времени делать полезный вклад в работу ЭКОСОС и его вспомогательных органов или других органов ООН в рамках своей компетенции, включаются в список, именуемый "реестр".

К концу XX в. консультативный статус при ЭКОСОС получили свыше 2 тыс. МНПО, в их числе целый ряд российских НПО (Международная ассоциация фондов мира, Союз женщин России, Федерация независимых профсоюзов России, Международная академия информатизации, Всероссийское общество инвалидов, Ассоциация содействия семьям с детьми-инвалидами, Российская ассоциация содействия ООН и др.).

Деятельность многочисленных МНПО особенно активизировалась после окончания холодной войны . Многие МНПО стали выступать за пересмотр их роли в системе ООН, за создание в ООН "Ассамблеи народов" как параллельного партнера нынешней Генеральной Ассамблеи ООН, за ограничение принципа государственного суверенитета, подключение МНПО ко всем сферам деятельности ООН, за право МНПО участвовать наравне с государствами в работе органов ООН и проводимых под ее эгидой совещаниях и конференциях. Однако такого рода планы расходятся с предусмотренными Уставом ООН критериями и процедурами деятельности МНПО.

В целом нельзя не признать позитивного влияния МНПО на общее развитие международных отношений, проходящий в мире нормотворческий процесс, формирование системы коллективной безопасности на глобальном и региональном уровнях и на укрепление роли ООН и других международных межгосударственных организаций в XXI в.

Процесс обновления и адаптации ООН и ее Устава к новым мировым реалиям и переменам

В своем подходе к Уставу ООН Россия исходит из того, что этот важнейший международный документ является в настоящее время единственным актом, положения которого обязательны для всех существующих государств мира. Этот документ целиком и полностью отвечает потребностям развития международных отношений и на современном этапе, а его прогрессивные демократические принципы и цели сохраняют свою актуальность по сей день.

В практике ООН сложились разнообразные формы и средства адаптации Устава ООН к меняющимся условиям мирового развития. Одним из таких путей является подготовка под эгидой ООН международных договоров и соглашений, которые как бы "догоняют" Устав ООН и многие из которых имеют ключевое значение для развития широкого международного сотрудничества (Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г., Международные пакты о правах человека 1966 г. и др.). Как справедливо отмечал Генеральный секретарь ООН Перес де Куэльяр, за годы своего существования ООН в области кодификации международного права сделано больше, чем за весь предшествующий период истории человечества.

К числу апробированных путей и средств адаптации Устава ООН к новым мировым реальностям относятся разработка и принятие деклараций и резолюций Генеральной Ассамблеи, конкретизирующих общие уставные принципы и положения и имеющих большой морально-политический вес и практическое значение. Хотя такого рода резолюции и декларации не имеют обязательного характера, тем не менее они оказывают подчас решающее воздействие на политику государств и на решение в позитивном плане крупных международных проблем.

Еще одним способом "состыковки" положений Устава ООН с меняющимися условиями развития международных отношений является принятие Советом Безопасности решений и заявлений, развивающих постановления Устава ООН применительно к конкретным ситуациям и проблемам международной жизни. Учитывая, что в соответствии со ст. 25 Устава ООН ее члены соглашаются подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их, его решения приобретают определенное нормоустанавливающее значение. К числу таких решений можно отнести, например, принятие Советом Безопасности Резолюции 1373 от 28 сентября 2001 г., представляющей собой своеобразный международный свод обязательных для исполнения всеми государствами норм и мер по борьбе с терроризмом.

Особое воздействие на процесс адаптации Устава ООН к изменяющимся условиям развития международных отношений оказали, без сомнения, принятые Советом Безопасности резолюции по различным аспектам миротворческой деятельности ООН, установление санкционных режимов против нарушивших положения Устава ООН государств и др.

Таким образом, можно сказать, что на основе решений Совета Безопасности происходит процесс эволюционного отлаживания кризисного механизма ООН, который обретает черты дееспособного миротворческого инструмента предотвращения и пресечения будущих случаев нарушения международного мира и безопасности.

Важной составной частью эволюционного процесса развития и приведения Устава ООН в соответствие с возникающими новыми потребностями нормального функционирования Организации является достижение общеприемлемых договоренностей относительно согласованного "понимания" и "толкования" отдельных положений Устава ООН.

Уместно напомнить, что в этом уникальном международном документе содержится целый ряд положений, которые по разным причинам не были задействованы или не реализованы полностью. Достаточно вспомнить о ст. ст. 43 - 47 Устава ООН, которые предусматривают предоставление в распоряжение Совета Безопасности по его требованию и в соответствии с особыми соглашениями вооруженных сил и эффективное функционирование Военно-штабного комитета (ВШК) - постоянного вспомогательного органа Совета, призванного оказывать ему помощь и давать советы по всем вопросам, относящимся к военным потребностям Совета Безопасности в деле поддержания международного мира и безопасности. Эти важнейшие обязательства государств по Уставу ООН о создании вооруженных сил ООН в целях защиты мира, предотвращения войны и подавления агрессии были в период холодной войны фактически преданы забвению.

А между тем окончание холодной войны, беспрецедентный рост числа операций ООН по поддержанию мира, их утверждающийся многокомпонентный и полифункциональный характер, наметившийся крен операций ООН в сторону "принуждения к миру", появление большого числа конфликтов нового поколения, в том числе связанных с межэтническими, межконфессиональными и иными противоречиями как между государствами, так и внутри них, с неизбежностью подводят многие государства к выводу о том, что наиболее рациональный образ действий в складывающейся обстановке - это задействование потенциала Устава ООН и предусмотренных им механизмов, прежде всего Совета Безопасности и его постоянного вспомогательного органа - ВШК. При этом ВШК мог бы на постоянной основе заняться всесторонним оперативным анализом военно-политической обстановки в конфликтоопасных зонах и подготовкой рекомендаций Совету Безопасности, в том числе касающихся принятия превентивных мер, оценки эффективности санкций, прогнозирования возможных вариантов событий, создания многосторонних военно-морских сил под эгидой ООН не только для использования в целях локализации конфликтов, установления морской блокады и обеспечения соблюдения санкций, но и для борьбы с пиратством, международным терроризмом, захватом заложников.

Таким образом, проблема адаптации не сводится к пересмотру Устава ООН и не может быть решена одними лишь изменениями в тексте Устава. Это не одноразовый акт, а многомерный и неограниченный по времени процесс, включающий в себя различные формы и методы творческого развития и трансформации институтов и механизмов Организации применительно к новым реальностям.

К их числу, в частности, относится и метод естественного устаревания отдельных положений, утраты их первоначального значения и смысла. Действие этого метода позволяет избегать применения предусмотренной Уставом ООН длительной громоздкой процедуры внесения соответствующих поправок в Устав ООН. Например, уже долгое время не применялся и не может быть применен и в будущем п. 3 ст. 109 Устава, предусматривающий возможность принятия до 10-й ежегодной сессии Генеральной Ассамблеи или на самой 10-й сессии решения о созыве Генеральной конференции по пересмотру Устава ООН.

Анализ основных форм и методов приспособления Устава ООН к меняющимся условиям эволюции международной жизни наглядно показывает, что пересмотр Устава ООН является не единственным способом обретения Организацией Объединенных Наций новых сил и возможностей, для того чтобы она могла идти в ногу со временем и успешно справляться с возлагаемыми на нее все более ответственными и сложными задачами. Больше того, любая попытка коренной ломки Устава ООН чревата в нынешних условиях возникновением эффекта снежной лавины, которая, разрастаясь, может развалить и всю Организацию. Следует также иметь в виду, что попытки пересмотреть Устав в его основных положениях могут привести к разжиганию споров и разногласий между государствами, отвлечь внимание Организации от решения назревших проблем современности, подорвать веру народов в непреходящую ценность и универсальную применимость основополагающих целей и принципов Устава ООН.

В условиях нынешних бурных перемен было бы неосмотрительно заниматься ревизией структуры и функций ООН и ее органов. К вопросу об изменении Устава ООН следует подходить с весьма осторожных и взвешенных позиций с учетом всевозможных негативных последствий такого шага. Динамика международных отношений диктует задачу добиваться тщательно выверенной и основанной на консенсусе адаптации Устава, расширения и уточнения сферы действия его целей и принципов. Для этого необходимо найти верный баланс между реформаторскими настроениями и сохранением апробированных конструкций, которым пока нет альтернативы. Сейчас важно в полной мере реализовать тот потенциал, которым обладает ООН, совершенствовать на основе Устава ООН структуру Организации, наполнять новым содержанием формы и методы ее деятельности.

Международные организации позволяют объединить природоохранную деятельность заинтересованных государств независимо от их политических позиций, выделяя экологиче­ские проблемы из совокупности всех международных проблем. Россия активно участвует в работе многих международных экологических организаций.

Межправительственные экологические организации

Большой вклад в решение проблем охраны ОС вносит ООН. В природоохранной деятельности участвуют все ее глав­ные органы и специализированные учреждения

Специализированные учреждения ООН в сфере охраны ОС:

ЮНЭП (от англ. UNEP - United Nations Environmental Program - Программа ООН по окружающей среде) осуществ­ляется с 1972 г. и является основным вспомогательным орга­ном ООН. Через Экономический и Социальный совет ЮНЕП ежегодно представляет доклады о своей деятельности Гене­ральной Ассамблее ООН.

ЮНЕСКО (от англ. UNESCO - United Nations Education ­ al , Scientific and Cultural Organization - Организация Объ­единенных Наций по вопросам образования, науки и культу­ры) существует с 1946 г. с целью содействия миру и между­народной безопасности, сотрудничества между государствами в области просвещения, науки и культуры. Наиболее извест­ным направлением в деятельности является научная програм­ма «Человек и биосфера» (МАБ), принятая в 1970 г.

ФАО (от англ. FAO - Food and Agricultural Organization UN - Продовольственная и сельскохозяйственная организа­ция ООН), образованная в 1945 г., занимается вопросами про­довольственных ресурсов и развития сельского хозяйства в це­лях улучшения условий жизни народов мира.

ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), создан­ная в 1946 г., имеет главной целью заботу о здоровье людей, что непосредственно связано с охраной ОС.

ВМО (Всемирная метеорологическая организация) - уч­реждена как специализированное учреждение ООН в 1951 г., природоохранные функции которой прежде всего связаны с глобальным мониторингом ОС, в том числе:

    оценка трансграничного переноса загрязняющих ве­ществ;

    изучение воздействия на озоновый слой Земли.

МОТ (Международная организация труда) - специализи­рованное учреждение ООН. Создано в 1919 г. при Лиге Наций с целью создания безопасных условий труда и уменьшения за­грязнения биосферы, возникающего часто из-за пренебрежи­тельного отношения к производственной среде.

МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии) учреждено в 1957 г. Осуществляет свою деятельность по дого­вору с ООН, но не является ее специализированным учрежде­нием.

Международные региональные организации, осуществляю­щие природоохранную деятельность не под эгидой ООН: Евра­том, Европейский совет, Европейское экономическое сообще­ство, Организация экономического сотрудничества и развития, Азиатско-Африканский юридический консультативный комитет, Хельсинкский комитет по охране Балтийского моря (Хелком) и др.

Неправительственные международные организации

В конце 90-х годов в мире насчитывалось несколько со­тен (по разным данным 200-500) неправительственных меж­дународных организаций, включивших в свою деятельность природоохранные мероприятия, а также проявляющих инте­рес к экологическим проблемам.

Международный союз по охране природы - МСОП (от англ. IUCN International Union for the Conservation of Na­ture) - создан в 1948 г. в Фонтенбло (Франция). Работа МСОП способствует реализации Вашингтонской конвенции о между­народной торговле дикими видами фауны и флоры (CITES). МСОП - инициатор ведения Красных книг.

Всемирный фонд охраны дикой природы (от англ. WWF - World Wide Fund for Nature ) - самая многочисленная част­ная международная экологическая организация, создана в 1961 г., объединяет 27 национальных отделений во всем мире (Российское представительство было открыто в 1994 г.), а так­же около 5 млн индивидуальных членов. Деятельность фонда заключается в основном в оказании финансовой поддержки природоохранным мероприятиям; в природоохранные проек­ты России уже вложено более 12 млн долл. США.

Международная юридическая организация (МЮО), со­зданная в 1968 г., уделяет большое внимание разработке пра­вовых вопросо» охраны ОС.

Римский клуб (РК) - международная неправительствен­ная организация, которая внесла значительный вклад в изуче­ние перспектив развития биосферы и пропаганду идеи необ­ходимости гармонизации отношений Человека и Природы. Основная форма ее деятельности - организация крупномасш­табных исследований по широкому кругу вопросов, преимуще­ственно в социально-экономической области.

Римский клуб 1 положил начало работам по исследованию проблем, названных «Глобальной проблематикой». Для ответа на поставленный вопрос ряду выдающихся ученых того време­ни была заказана серия «Докладов Римскому клубу» под об­щим названием «Трудности человечества». Полученные ре­зультаты прогнозирования перспектив развития мира по компьютерным моделям 1 были опубликованы и обсуждались во всем мире.

Первым в 1972 г. был доклад группы Д. Медоуза «Преде­лы роста».

В период с 1973 по 1980 гг. (годы расцвета деятельности и международного влияния Римского клуба) были подготовлены еще несколько докладов, в том числе Я. Тинбергеном (1977), Э. Ласло (1977). В 1978-1980 гг. обсуждались проблемы пере­работки отходов, использования энергии, организации обще­ства, достижения изобилия и благосостояния. Важную роль сыграл доклад Боткина с соавторами «Нет пределов обуче­нию» (1980).

В 1994 г. Э. Вайцзеккер с соавторами подготовили обсто­ятельный доклад «Фактор четыре», наметивший основные пу­ти решения проблем энергосбережения. В настоящее время Римским клубом продолжаются исследования современного состояния мира, в котором произошли фундаментальные пере­мены, особенно в геополитике, при этом экологическая ситуа­ция на планете продолжает ухудшаться.

В работе Римского клуба участвовали и участвуют наши выдающиеся соотечественники. В разное время действитель­ными членами клуба были академики Д. М. Гвишиани, Е. К. Федоров, В. Е. Примаков, А. А. Логунов, Ч. Айтматов, почетными членами - М. С. Горбачев и Б. Е. Патон.

Международный экологический суд (МЭС) был учрежден по инициативе юристов на конференции в Мехико в ноябре 1994 г. В практической экологической деятельности мирового сообщества возникают споры, требующие соответствующего компетентного разрешения. Состав судей включает 29 юрис­тов-экологов из 24 стран, в том числе представителя России.

Споры в Международном экологическом суде рассматрива­ются на принципах третейского суда. Стороны сами принима­ют решение об обращении в суд и выбирают из его состава трех или более судей для рассмотрения дела, которое проводится на

основании международного права ОС, национального законо­дательства сторон и прецедентов.

ГРИНПИС { Greenpeace - «Зеленый мир») - независимая международная общественная организация, ставящая своей целью предотвращение деградации окружающей среды, созда­на в Канаде в 1971 г. Она насчитывает около 1,5 млн членов, 1/3 которых - американцы. Гринпис имеет статус полноправ­ного члена или официального наблюдателя в ряде междуна­родных конвенций по охране ОС; имеет отделения в 32 странах мира, в том числе в России его официальное представительст­во действует с 1992 г.

Большинство международных неправительственных орга­низаций занимается вопросами охраны отдельных природных объектов или видов природных ресурсов. К ним относятся Международный совет по охране птиц, Международная феде­рация по охране альпийских районов, Европейская федерация по охране вод и т. п.

Конференции и соглашения

Ежегодно в мире проводятся сотни и даже тысячи кон­ференций экологического направления (многосторонние и дву­сторонние, правительственные и неправительственные), на ко­торых принимаются соответствующие документы: соглаше­ния, конвенции, декларации, договоры и др. Это одна из развитых форм международного сотрудничества.

Приняв международные обязательства СССР, Россия стала участницей всех соответствующих международных соглаше­ний. Особый интерес и особое международное значение, по мнению авторов, имеют следующие конференции и соглаше­ния, приводимые в хронологическом порядке:

Международная конвенция по борьбе с заразными болез­нями животных (Женева, 20 февраля 1935 г.);

Международная конвенция по регулированию китобойно­го промысла (Вашингтон, 2 декабря 1946 г.), дополнившая и развившая положения Соглашения по регулированию кито­бойного промысла (Лондон, 8 июня 1937 г.);

Первая Межправительственная конференция экспертов по научным основам рационального использования и сохранения естественных ресурсов биосферы (Париж, 4-13 сентября 1968 г.), подготовленная ЮНЕСКО в сотрудничестве с ООН, ФАО, ВОЗ, МСОП и др. Работа шла по трем направлениям: на­учные исследования, образование, политика;

Конференция ООН по окружающей среде (Стокгольм, 5-6 июня 1972 г.) при участии 113 стран приняла два основ­ных документа:

Декларацию принципов, включающую 26 основных поло­жений;

План мероприятий, где обозначены пути решения органи­зационных, экономических и политических задач взаимо­отношений государств при сотрудничестве в области охра­ны ОС;

Конвенция об охране всемирного культурного и природно­го наследия (Париж, ноябрь 1972 г.);

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, август 1975 г.) с участием стран Европы, США и Канады приняло Заключительный акт, в котором отражены вопросы политической и экологической безопасности. С целью реализации достигнутых соглашений позже приняты;

Международная конвенция о гражданской ответственнос­ти за ущерб от загрязнения нефтью (Брюссель, 29 ноября 1969 г. с изменениями и дополнениями от 18 декабря 1971 г. и от 19 ноября 1976 г.);

Конвенция о запрещении военного или любого иного враж­дебного использования средств воздействия на природную сре­ду (Женева, 18 мая 1977 г.);

Всемирная хартия природы, принятая Генеральной Ас­самблеей ООН (28 октября 1981 г.). определила приоритетные направления экологической деятельности международного со­общества и способствовала формированию экологической по­литики государств на то время;

Венская встреча представителей государств - участников Совещания в Хельсинки (Вена, 22 апреля 1985 г.)> принявшая итоговый документ, содержащий, в частности, рекомендации: сократить выбросы в атмосферу серы на 30% до 1995 г., а также углеводородов и других загрязняющих веществ; разработать способы захоронения опасных отходов, аль­тернативных способу захоронения в море; сократить производство озоноразрушающих веществ; провести исследования роли СО 2 в глобальных климатических изменениях;

Монреальская встреча (Монреаль, 16 сентября 1987 г.), на которой представители 98 стран приняли Соглашение (Монре­альский протокол) о постепенном прекращении серийного про­изводства хлорфторуглеродов (ХФУ) и запрещении выброса их в атмосферу;

Лондонская встреча (Лондон, 27-29 июня 1990 г.), где представители почти 60 стран подписали дополнительный (к Монреальскому) протокол с требованием полностью прекра­тить производство ХФУ к 2000 г.;

Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 г.), организованная для подведения итогов 20-летней деятельности после Стокгольм­ской конференции. В Конференции участвовали 179 госу­дарств и более 30 международных организаций; на ней встре­тились 114 глав государств, представители 1600 неправитель­ственных организаций. В Рио были обсуждены и приняты пять основных документов:

- Декларация РИО по окружающей среде и развитию, 27 принципов которой определяют права и обязанности стран в деле обеспечения развития и благосостояния людей; Программа действий ООН «Повестка дня на XXI век» 1 - программа того, как сделать развитие устойчивым с соци­альной, экономической и экологической точек зрения; Заявление «О принципах в отношении лесов», касающее­ся управления, защиты и устойчивого развития всех видов лесов, жизненно необходимых для обеспечения экономи­ческого развития и сохранения всех форм жизни; Рамочная 2 конвенция «Об изменении климата», цель ко­торой - стабилизация концентрации в атмосфере газов, вызывающих парниковый эффект, на таких уровнях, ко­торые не вызовут опасного дисбаланса климата планеты;

- Конвенция «О биологическом разнообразии», требующая, чтобы страны приняли меры для сохранения разнообразия живых существ и обеспечили справедливое распределение вы­год от использования биологического разнообразия;

Общеевропейская конференция министров окружающей среды (София, октябрь 1995 г.) приняла итоговые документы, основные из которых:

- Декларация министров;

- Экологическая программа для Европы;

Конференция Сторон Рамочной Конвенции ООН по изме­нению климата (Киото, Япония, декабрь 1997 г.), на которой подписан Протокол к Конвенции или Киотский протокол (см. разд. 9.1.1).

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...