История древней греции. Древняя Когда в главном городе аттики

Аттика

Аттика
Αττική
Столица Афины
Номы Афины , Восточная Аттика , Западная Аттика , Пирей
Население 3 841 408 чел. (2005 год)
Площадь 3808 км²
Плотность населения 1009 чел./км²
Административные области Греции
  • Аттика

География

Большая часть Аттики покрыта возвышенностями, состоящими из известняка и мрамора , и представляет в настоящее время одни обнажённые, лишённые растительности пространства. Только более высокие части Киферона и Парнаса , а также северо-западные склоны Пентеликона покрыты сосновыми и еловыми лесами. Основанием всей горной системы служит Киферон (теперь Элатея, так называемая еловая возвышенность, высочайшая точка которой поднимается на 1411 м над уровнем моря). Киферон главным своим кряжем отделяет Аттику от Виотии; от Мегары Аттика отделяется его ветвью, идущей к югу и носящей название Керата (рога); с юго-восточными отрогами Киферона сливается достигающий 1413 м Парнас (ныне Оцея), которого северо-восточные разветвления, ныне носящие отдельные названия (Белетци, Армени, Мавровуно, Цастаны, Ставрокораки, Котрони), простираясь до восточного края области, образуют в этой части Аттики настоящую горную страну (Диакрия или Эпакрия древних). Южным продолжением Парнаса является поднимающийся значительно ниже над морем Эгалеос, который в южной части, там, где он вдаётся в море против острова Саламина , носит название Коридаллос (ныне Скараманта), а в середине, там, где его прорезывает ущелье, соединяющее равнины Афин и Элевзиса, называется Пэкилион. На северо-востоке афинская равнина окаймлена Брилеттосом, или, как он обыкновенно назывался по местности, лежащей на его южном склоне, Пентеликоном (ныне ещё Ментели). Это достигающая 1110 м высоты пирамидальная возвышенность с обширными, ещё теперь с успехом эксплуатируемыми мрамороломнями, которые доставляют превосходный белый мрамор тончайшего зёрна, идущий на постройки и статуи. Долина в 4 км шириной отделяет на юге подошву Пентеликона от южного пояса, почти исключительно состоящего из голубовато-серого мрамора, который в древности употреблялся для архитектурных целей. Кряж этот - Гимет (теперь Треловуно) - поднимается на 1027 м, почти лишён лесной растительности, но покрыт пахучими травами и потому населён дикими пчёлами, дающими превосходный мёд. Восточный край области (у древних Паралия) прорезывается менее высокими цепями холмов, которые к югу от Гимета, где полуостров суживается, соединяются в один кряж - Лаврионское нагорье, которое заключается круто спускающимся к морю мысом - Суниум, на котором ещё теперь высятся развалины храма Афины , по колоннам которого ещё теперь мыс называется моряками Кап-Колоннес. Лаврионские горы по своему богатству серебром имели в древности для Аттики высокое значение; но эти рудники, сначала очень доходные, до того усиленно эксплуатировались, что уже тотчас после начала н. э. пришлось прекратить добычу. Только в позднейшее время попытались, и не безуспешно, из шлаков, оставшихся от прежних работ, извлечь выгоды.

Горы тянутся частью непосредственно до самого моря, частью же к их подошвам скопилась наносная земля, образуя более или менее широкие береговые равнины, из которых многие были известны в древности. Замечательнейшая из них Марафонская равнина (белор.) русск. на северном берегу. Она представляет низменность в 9 км, длиной и от 2-4 км шир., с обширным болотом к северо-востоку. Здесь в 490 до н. э. персидское войско потерпело поражение от афинского войска. Более значительных равнин, которые или, начинаясь у берега, тянутся далеко внутрь страны, или же совсем отделены от моря, в стране только три: 1) Афинская равнина, часто называемая просто «равнина» (педион); 2) меньшая, отделённая от Афинской Эгалеосскими горами, Триасская равнина (так называемая по древней местности Триа) и 3) равнина между Гиметом и более низкими горными цепями восточного прибрежья, которая соединяется с Афинской равниной посредством долины, отделяющей Пентеликон от Гимета.

Орошение страны крайне бедное. Самые значительные ручьи протекают по афинской равнине, а именно: Кефис , начинающийся у юго-западного подножья Пентеликона в богатой лесом местности Кефизии, питаемый разными притоками с Парнаса. Он протекает равнину в юго-западном направлении и к западу от города отводится в многочисленные каналы для орошения огородов и плантаций; Илиссус начинается у северного подножья Гимета, протекает у восточной и южной стороны города и к юго-западу от него теряется в песках. Кроме них, нужно упомянуть о другом Кефисе Элевзинской равнины, о прорезывающем Марафонскую равнину ручье Эноэ (так названном по лежащей к северу от Марафона древней местности) и о Эрасиносе, протекающем дальше к югу от восточного прибрежья, у древней местности Арафен (теперь Рафина).

Сельское хозяйство и ископаемые

Почва страны представляет собой почти сплошь лёгкий, довольно тонкий слой каменистого известняка, который мало пригоден для возделывания пшеницы , более - для ячменя и винограда , но особенно для оливы и фиги , и потому последние как в древности, так и теперь являются главными продуктами страны и предметами её вывоза. Скотоводство значительно и сегодня, а в древности аттическая шерсть пользовалась большой славой. В горах, не говоря об исчерпанных уже серебряных рудниках Лавриона, добывают превосходный мрамор; почва во многих местах, особенно на прибрежной полосе, идущей к юго-западу от гавани Пирея и Фалернской бухты и кончающейся у предгорья Колиас (теперь Гагиос Космас), даёт отличную глину для посуды, и потому гончарное дело представляло в древних Афинах цветущую ветвь промышленности и его продукты имели очень распространённый сбыт.

История

Население страны, не говоря о некоторых пеласгических элементах доисторической эпохи и громадном числе иностранцев, впоследствии постоянно проживавших в Афинах, принадлежало в древности к ионийскому племени . Жители называли себя автохтонами, то есть коренными, так как их предки произошли непосредственно из почвы страны и с незапамятных времён земля состояла в их непрерывном владении. Как все ионические народы, жители Аттики распадались на четыре колена или класса (филы): гелеонтов (благородных), гоплитов (воинов), эгикореев (пастухи вообще и коз в особенности) и ергадеев (земледельцев). По преданию, в стране с незапамятных времён существовало 12 самостоятельных городов или союзов общин. Это были частью отдельные, ещё позже существовавшие поселения, как Кекропия (позже Афины), Элевзис, Декелея и Афидна (последние два на севере страны), Браурон (среди восточного побережья), Торикос (в самой южной части восточного побережья), Китерос (местоположение неизвестно), Сфетос и Кефисия, частью же союзы нескольких поселений, как Эпакрия (северная горная страна), Тетраполис (союз четырёх городов) на Марафонской равнине и Тетракомия (союз четырёх деревень) на самом юге Афинской равнины. По преданию, эти 12 общин соединены Тезеем в одно политическое целое, столицею которого стали Афины.

Административное деление в древности == виталик серёжкин

Деление народа на 4 филы осталось как при царях, так и при архонтах . Даже законодатель Солон не отменил этого подразделения, а параллельно с ним, частью желая уменьшить влияние древних аристократических родов, частью, чтобы привести к более справедливому распределению податного бремени между гражданами, создал новое деление граждан на 4 класса по их имуществу. Только Клисфен отменил древнеионийское разделение по коленам и поставил на его место деление народа на 10 фил, из которых каждая носила имя древнеаттического героя (Эпонима). Каждая из этих фил обнимала собой определённое число общин (демы), лежавших в разных частях страны. Обыкновенно каждая не очень значительная местность составляла особую «дему», большие же, как города Афины и Браурон, распадались на несколько дем. Число дем было неодинаково в разное время: - в начале христианской эры их было 371. Благодаря писателям и надписям до нас дошли названия приблизительно 180 дем, но место нахождения многих теперь невозможно установить. Общее число граждан колебалось, судя по переписям, во время расцвета государства, к Пелопоннесской войне , в пределах 80-100 тысяч. Число стоявших под покровительством метойков достигало 40000, число рабов доходило до 400000, так что общее количество свободного и несвободного населения превышало 500000. Увеличение числа фил (10) двумя новыми имело место в 307 до н. э. Из желания польстить Деметрию Полиоркету последние были названы его именем и именем отца его Антигона - Антигонидой и Деметриадой. Но первая была переименована в 265 до н. э. в честь египетского царя Птолемея II Филадельфа в Птоломаиду, вторая в г. в честь пергамского царя Аттала I в Атталиду. Наконец при императоре Адриане была присоединена 13-я фила и названа Адрианидой по имени этого благодетеля города Афин.

Политическое устройство в древности

В политическом отношении Аттика была в древности наиболее централизованной областью Греции. Главный город был не только местопребыванием администрации, но суда, равно и народных собраний, в руках которых со времени демократических реформ, начатых Клисфеном и заключённых Периклом, сосредоточилось верховное решение всех государственных дел. Значение, которое Аттика благодаря своему главному городу Афин имела в политической и культурной жизни Древней Греции, может быть правильно оценено только в связи с изложением общей истории Греции.

Все об Аттике: отели, развлечения на море, отдых на пляжах и экскурсии. Авторские фото и видео, отзывы туристов. Расположение Аттики на карте.

Регион Аттики географически разделен на две основные части: столицу Греции с ее пригородами и остальную часть Аттики. Афины - культурный и интеллектуальный центр античности, выделяется своей шеститысячелетней историей. Это город, в котором зародились такие понятия как Демократия и Свобода, город, где тысячи ученых и философов своими трудами и исследованиями «открыли глаза» другим народам и - это один из городов, который создал греческую цивилизацию. Название города произошло от имени богини Афины (любимой дочери Зевса) - богини мудрости и защитницы города.

Аттика омывается водами Эвбейского залива с северо-востока, Петалийского с востока и Сардонического с юга. По сути, она является областью площадью более 3800 квадратных километров, соединяющей Архипелаг и Балканский полуостров. Ее соседи - Пелопоннес и Мегарида на западе, Беотия на севере. В древности Аттика именовалась не иначе, как «прибрежная страна», что полностью отображает её расположение на берегу целых трех заливов Эгейского моря.

Пляжи Аттики

Местные курорты радуют своих гостей ухоженными пляжами и огромным количеством всевозможных развлечений. Большинство туристов, которые хотят сполна насладиться своим греческим летом, выбирают в качестве места своего пляжного «ничегонеделания» отели, располагающиеся на Афинской Ривьере . Большой популярностью у российских туристов пользуются следующие курортные поселки и города Аттики:

  • Лагонисси: лимонные тенистые рощицы, золотистый песок, солнечная аура, поднимающая настроение, и чистая морская вода - что еще нужно людям, жаждущим качественного загара и приятных воспоминаний. Данный курорт считается идеальным для отдыхающих, приезжающих в Грецию всей семьей. Для них Лагонисси подготовил уютные и недорогие гостиницы, разные варианты веселья, всевозможные развлечения на воде.
  • Глифада: а вот уже этот курорт Аттики ориентирован на туристов, предпочитающих высококлассный европейский отдых в шикарных отелях. В Глифаде есть и протяженные поля для гольфа, и множество заведений, открывающих свои двери с наступлением ночи, и роскошные бутики, и шикарные рестораны люкс-уровня. Инфраструктура города по-настоящему качественная и очень развитая, поэтому здесь, как правило, развлекаются «сливки» европейского общества и достаточно обеспеченные туристы, не считающие расходов на свой отдых в Аттике.
  • Сунион: греческий курорт, который известен, прежде всего, любителям эффективных омолаживающих и оздоравливающих процедур. В местных лечебницах и гостиничных центрах используются новейшие препараты из сферы косметологии. Они создаются на основе цветов и трав, собранных в Аттике, водорослей и солей из моря, уникальных минералов, которые можно найти только в этой части Греции. Пожалуй, именно в Сунионе имеется больше всего возможностей отлично провести свой отдых тем, кто хочет понежиться в расслабляющих тело джакузи и специальных бассейнах с программами «водных эликсиров».
  • Лутраки: также популярный среди поклонников здорового образа жизни курорт Аттики, на территории которого имеется масса водолечебниц. В них применяются самые разнообразные термальные воды - щелочные, содержащие в необходимом количестве хлор, радоновые. Эффект от теплых ванн и лечебных процедур дополняется великолепными ландшафтами природы и мягкого на протяжении всего года климата. Душевное равновесие и пошатнувшиеся физические силы в Лутраки вам вернут быстро!


Достопримечательности

Здешние земли полны легенд и древних мифов, они буквально оживают перед восхищенными глазами путешественников. И совсем несложно во время своих путешествий по местным достопримечательным местам перенестись мысленно в те времена, когда Грецией правили не смертные люди, а всемогущие античные божества. Мы подскажем вам, что посмотреть в Аттике, чтобы увидеть все «самое-самое»:

  • Храм Посейдона: уникальное строение на мысе Сунион , в котором в старину греки приносили жертвы грозному и непостоянному в своем настроении богу моря, пытаясь задобрить его. Святилище поражает своими стройными колоннами, обрамляющими массивное здание храма. Такое сочетание тонкости и мощности олицетворяет собой союз моря и земли.
  • Монастырь Дафни: для многих туристов - это главная достопримечательность Аттики, находящаяся примерно в 11 километрах от города Афины. Монастырь построен на месте языческого святилища Аполлона Дафнийского в VI веке. В настоящее время монастырь Дафни имеет статус памятника истории и ежедневно посещается тысячами гостей Греции.
  • Остров Эгина : небольшой кусочек суши посреди Сардонического залива с прозрачно-хрустальной морской водой и роскошнейшими пляжами. Известен этот остров в Аттике тем, что на нем было возведено более чем 360 храмов. Сейчас, конечно же, от многих из них не осталось и следа, но и имеющиеся исторические строения удовлетворят в полной мере эстетические и культурные запросы туристов, любящих старину. Также на Эгине есть слегка мистический Палеохора, называемый «городом-привидением», в котором много десятилетий никто не проживает.
  • Храм Деметры (музей): находится в Элевсине, восхищает туристов своей особой аурой. Экскурсоводы расскажут вам все об античных обрядах и целях, с коими они проводились.
  • Гора Иммитос: интерес для путешественников представляет не сама гора, а монастырь, который притаился на ней. Он скрыт от любопытных глаз лесами с кипарисами, а совсем рядом с ним течет волшебный источник, считающийся лечебным. Отдыхать в Аттике и не побывать на этой горе просто-напросто нереально.
  • Остров Идра : сотни тысяч путешественников буквально влюбляются в этот островок Аттики, увидев его изображения на страницах глянцевых изданий, печатаемых именно для потенциальных гостей местных курортов. Отдыхать и расслабляться здесь недешево, Идра издавна считается элитным местом, которое облюбовали для себя греческие нувориши.

И, конечно же, обязательно нужно уделить достаточное время для осмотра главного города Аттики - Афин с его сверхсовременными центрами торговли, древними сооружениями, античными скульптурами и прочими необычностями.

В Греции есть все, что ищет современный турист. Эта страна ласкает солнцем 300 дней в году, ее границы омывает 4 моря и окружает 1400 островов.

Греция приглашает в увлекательные походы по древним руинам и музеям, где хранятся античные сокровища. Манит эта солнечная страна своими фруктовыми рощами и вкусностями, приготовленными из даров Средиземного моря.

Греческие пляжи заслужили звание лучших для отдыха во всем мире. Сюда стекаются туристы, чтобы позагорать, провести время на молодежных дискотеках, сделать уникальные фотосессии и насладиться вкусом ароматных оливок.

Одним из таких туристических мест является Аттика. Она расположена в сердце страны. Это область, где закладывалась государственность, и где расположилась столица Греции.

Аттика в переводе означает «береговая страна» . Аттика расположена на полуострове, который с трех сторон омывается заливами Эгейского, Эвбейского, Петалийского и Саронического морей.

Как добраться в Аттику

Добираться до Аттики лучше всего из Афин, куда туристов доставляют регулярные международные рейсы из любой страны мира.

А ближе познакомиться с этой исторической областью можно с помощью развитой системы общественного транспорта.

Станция пригородных автобусов расположился по адресу 100, Kiffissou Street . Отсюда транспорт фирмы КТЕЛ Аттикис доставит до автовокзалов Аттики, один из которых расположен недалеко от Акрополя, а второй на Египетской площади.

Расписание местных электричек доступно на Афинских станциях. Кроме того до Аттики действует паромное и авиасообщение.

Royal Olympic Hotel расположен в пешей доступности от Акрополя. Из роскошно обставленных комнат отеля открывается великолепный вид на храм Зевса или благоухающий сад с бассейном.

Poseidonion Grand Hotel расположился на острове Спетсес и является его достопримечательностью, за счет своей богатой архитектуры. Номера обставлены стильной мебелью, и роскоши им добавляют деревянные полы. С балконов комнат открывается вид на морской пейзаж или цветочный сад.

  • Отели 4*


    Amalia Hotel находится в пешей доступности до Акрополя и центральной площади города Плаки. За использование натуральных туалетных принадлежностей, чистящих средств и органических продуктов гостиница была отмечена экологическим значком Green Key.

    Herodion расположен у подножия Акрополя. В этом отеле каждый номер оформлен в элегантном стиле. На крыше гостинице разбит великолепный сад, где можно отдохнуть в гидромассажных ваннах и шезлонгах с видом на Афины.

  • Отели 3*


    Hermes Hotel спрятался в тихом районе Плаки. К услугам гостей здесь предлагают просторный холл для отдыха и сад на крыше.

    Номера отеля обставлены современной мебелью, а интерьер выполнен в светлых тонах.

    Plaka Hotel расположен в историческом центре столицы Греции. На крыше гостиницы работает кафе-бар с впечатляющим видом на Акрополь.

  • Чем заняться в Аттике: осмотр достопримечательностей

    Земли Аттики впитали в себя древние легенды и мифы, которые оживают в глазах впечатлительных путешественников.

    Читайте также: Три дня в Афинах: узнаем интересные места Афин. День третий.

    Гуляя по достопримечательным местам можно легко перенестись в античные времена, когда смертных страну населяли всемогущие божества. Оказавшись в Аттике, не откажите себе в удовольствии посетить следующие храмы и монастыри и просто интересные места:

    • Храм Посейдона

      Уникальная постройка, расположенная на мысе Сунион . В этом храме совершались таинства и обряды, чтобы задобрить грозного морского бога.Стройные колонны храма, которые обрамляются массивное строение, поражают воображение. В здании сочетаются тонкость и величие, олицетворяющие связь земли и моря.

    • Монастырь Дафни
      Его можно найти в 10 километрах от Афин. Это строение возведено на месте языческого храма Аполлона Дафнийского в VI веке. На сегодняшний день монастырь имеет статус памятника.

    • Остров Энгина

      Этот небольшой островок притягивает своими роскошными пляжами и прозрачной морской водой. Он находится посреди Сардонического залива.В истории этот остров известен тем, что на нем было построено порядка 360 храмов. Большинство из них было стерто с лица земли, но путешественники, любящие старину могут попасть в город Палеохора, считающийся привидением, в котором уже давно никто не живет.

    Классические символы Афин — величественный Акрополь , Парфенон , храм Зевса , театр Диониса , одеон Ирода Аттики. Ежегодно тысячи туристов со всего мира приезжают сюда, чтобы посетить знаменитые районы Плака , Монастираки , Синтагма , полюбоваться величественной красотой гор и изобилием пляжей.

    Грандиозные памятники архитектуры Афин заслуживают особого внимания, так же, как и многочисленные музеи города.

    Найдите время прогуляться по пешеходной зоне в историческом центре города, чтобы полюбоваться богатой коллекцией сокровищ Национального археологического музея и посетить священный Акрополь — главную достопримечательность для многих туристов. Прекрасный архитектурный комплекс включает несколько древних храмов, святилищ и культовых сооружений, уцелевшие фрагменты которых позволяют в полной мере насладиться величием этих мест.

    В центральной части афинского Акрополя находится еще одно уникальное архитектурное сооружение — храм Парфенон , поражающий своими размерами, возрастом и великолепием. Сегодня этот наиболее известный памятник античной архитектуры, построенный в честь богини Афины, хорошо виден из любой точки города.

    Всего в полукилометре от Акрополя находится самый большой храм Греции — храм Зевса или Олимпейон. О былой славе великого памятника греческой истории напоминают 14 огромных мраморных колонн, высота которых достигает почти 20 метров. Изящные развалины храма Зевса и окружающие его руины других античных сооружений особенно прекрасны в ночное время, благодаря живописной подсветке.

    Одна из самых известных природных достопримечательностей региона — гора Имиттос — расположена на востоке Афин. На вершине горного массива, притаившись за кипарисовыми лесами, расположились удивительные монастыри с целебными источниками и причудливыми пещерами. Здесь вас встретит обилие пешеходных дорожек, мест для катания на горных велосипедах и скалолазания, и уединенных уголков. Попасть в Аттику — значит обязательно подняться на эту гору: захватывающий дух вид на весь город Афины вам обеспечен.

    Не откажите себе в удовольствии посетить древний храм Посейдона — уникальную постройку, расположенную на живописном мысе Сунион. С этим культовым сооружением связано немало легенд и интересных историй. Некоторые из стройных дорических колонн храма, обрамляющих величественное строение, сохранились до наших дней.

    Посетите древнегреческий храм богини Деметры в Элевсине — в его музее собраны исторические артефакты самых разных эпох. По большей части территории комплекса можно свободно прогуливаться, любуясь древними руинами.

    В 10 километрах от Афин расположен монастырь Дафни — строение, возведенное в VI веке и признанное одним из величайших шедевров эпохи средневизантийского периода. Древний монастырь-музей, занесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, славится прекрасными внутренними мозаиками и фресками.

    Политическая история Аттики представляет классический образец возникновения государства. Афины-главный город Аттики издревле был населен народом, этнически близким малоа- зийским грекам.

    Аттика-область Средней Греции-представляет собою полуостров, треугольником выступающий в Эгейское море и омываемый с запада Сароническим заливом, пролив Эврип отделяет ее от острова Эвбеи. Центральная область Аттики (Месогея) окружена горными хребтами. Река Кефис разрезает долину на две части и соединяет равнину с морем. На западном берегу Аттика имеет несколько естественных гаваней: Фалер, Пирей (Муни- хия). Природа страны оказала свое влинне на историю Аттики. В основном оставаясь земледельческой страной садоводов, скотоводов, огородников и пчеловодов, Аттика при наличии хороших бухт и гаваней развила большую торговлю и промышленность, завоевавших ей славу во всем эллинском мире и за его пределами. Спарта в этом отношении не может итти ни в какое сравнение.

    Древнейшая история Аттики немногим более известна, чем история Спарты. Подобно Спарте Аттика и Афины своими историческими корнями уходят в крито-микенский мир. В послеми- кенский период Аттика была покрыта мелкими крепостями баси- леев, как о том свидетельствуют уцелевшие до настоящего времени остатки. В мифах сохранились имена древнейших полулегендарных аттических царей и героев: Кекропа, Эгея, Тезея, Кодра и др.

    В мифах и легендах образование Афинского государства представляется в виде многолетней борьбы друг с другом басилеев, сидевших в своих полисах, рассыпанных по территории Аттики. Впоследствии этот процесс борьбы стали представлять себе в виде мирного объединения, или синойкизма. В преданиях рассказывается, что после того как царскую власть получил Тезей, соединявший в себе силу с умом, он привел в порядок страну, упразднил советы и должностных лиц прочих городов и объединил путем синойкизма всех жителей вокруг одного города, учредив один совет и один пританей. В память объединения Аттики был учрежден всеафинский праздник Панафинеи, посвященный памяти-покровительницы города Афине Палладе, богине войны и маслиновых рощ. Впоследствии Панафинеи превратились в национальный праздник, сопровождавшийся играми, гимнастическими и музыкальными состязаниями.

    Социально-экономический строй Аттики XII-VIII вв. может быть определен как гомеровский строй.

    Населявшие Аттику четыре племенных союза, или филы, делились на фратрии, фратрии-на роды. По общему закону рост производительных сил, разделение труда и обмен разлагали родовые организации, выдвигая на их место другие организации- соседские, профессиональные и имущественные. Дольше всего родовая организация сохранялась у верхнего слоя «благородных и богатых» аристократов, называвшихся в Аттике эвпатридами, т. е. имеющими благородных родителей.

    Афинский ландшафт.

    Вдали долина реки Кефиса и эгалейский горный проход с «священной дорогой » на Элевсин. Направо Эрехтейон.

    Ббльшую часть населения составляли средние и мелкие земледельцы- геоморы, ремесленники - демиурги, торговцы и феты. Низший слой аттического общества составляли рабы, число которых с каждым столетием возрастало.

    Под действием тех же факторов, которые разрушали род, происходило слияние в единое Афинское государство отдельных местностей и родов. Процесс образования Афинского государства, длительный и многообразный, закончился приблизительно в начале VI в. до н. э.

    Объединение Аттики, вызванное ростом производительных сил, с своей стороны, являлось фактором, способствовавшим дальнейшему социально-экономическому и культурному прогрессу. Наряду с местными обычаями, учреждениями, культом и пр. возникали общеаттические (афинские) учреждения. Таким путем Афины из крепости, местопребывания басилея и его дружины, превращались в полис-город в собственном смысле.

    Верховная власть над объединенной Аттикой в течение нескольких столетий принадлежала афинским басилеям. Около же VIII в. царская власть в Афинах исчезает. Последним афинским царем был, по преданию, Кодр. После отмены царской власти во главе Афин стояли избранные из эвпатридов правители-архонты. Сначала должность эта была пожизненной, затем архонты избирались на 10 лет и, наконец, на один год. Первоначально избирался только один архонт, около середины VI в. образовалась коллегия девяти архонтов: 1) первый архонт, архонт-эпоним, первоначально имел большую власть, впоследствии же функции его были ограничены; 2) архонт-басилей выполнял, главным образом, жреческие функции, а также судебные функции по делам, связанным с культом; 3) архонт-полемарх был предводителем афинского ополчения и 4) шесть архонтов фесмофетов-хранителей закона, председателей различных судебных коллегий. Архонты отправляли общественные должности безвозмездно. Архонтство считалось высшим почетом и честью не только для самого архонта, но и для всего его рода, фратрии и филы, к которым он принадлежал.

    По выполнении срока полномочий архонты вступали в ареопаг , высший государственный совет. В ареопаге разбирались уголовные дела, в особенности дела, об убийстве. Ареопаг был хранителем традиций, высшим судебным и контролирующим органом. Ему принадлежали рекомендация и контроль над архонтами. Заседал ареопаг на скале, посвященной богу войны Арею. Отсюда, повидимому, происходит и само название.

    Архонтами и членами ареопага могли быть только эвпатриды, члены самых влиятельных афинских родов. Располагая богатством и имея в своем распоряжении массу слуг и зависимых людей, эвпатриды могли проживать в Афинах и заниматься общественными делами.

    Экономическую основу могущества эвпатридов составляли земли, расположенные в плодородной местности вблизи Афин. Пережитки родового строя были еще очень сильны: земля не могла отчуждаться, и все имущество оставалось в роде. Однако давали себя знать уже и новые отношения. Некоторые эвпатриды занимались ростовщичеством и торговлей, тем более, что географическое положение Афпн, удаленных всего на 5 километров от моря, предрасполагало к заморской торговле. Число богатых и влиятельных аристократических родов в Аттике, как и вообще во всей Греции, с каждым поколением уменьшалось. Денежное хозяйство разлагало не только роды в низших слоях Аттики, но захватывало также и верхний слой «благородных». Меньшая часть эвпатридов богатела и возвышалась, становясь еще более благородными и знатными, ббльшая же часть беднела и опускалась в разряд худородных. «Родовой строй абсолютно несовместим с денежным хозяйством» 1 . Чем дальше, тем все больше родовитость становилась символом и признаком богатства. Число влиятельных эвпатрид- ских родов и семей в Афинах в VIII-VII вв., накануне великих реформ, было невелико, но в их руках находились богатство, сила и власть.

    Влияние совершавшихся экономических перемен-рост денежного хозяйства и рост рабовладения-болезненнее всего ощущалось в деревне. Проникавшие в деревню торговля и ростовщичество беспощадно ломали освященные глубокой стариной патриархальные отношения, неотделимые от натурального хозяйства.

    «...Развивающееся денежное хозяйство проникало, точно разъедающая кислота, в основанный на натуральном хозяйстве исконный образ жизни сельских общин» .

    Положение сельской массы-геоморов и фетов-в VII-VI вв. в Аттике было в высшей степени тяжелым, как в материальном, так и в правовом отношении. Об этом имеются совершенно определенные свидетельства наших главных источников, «Афинской политии» Аристотеля и Плутарха (в биографии Солона). Несмотря на известный схематизм и односторонность их освещения, самый факт разорения аттической деревни не вызывает сомнений. Главным бичом деревни были ростовщичество л растущее рабовладение, вытеснявшее свободный труд.

    Плутарх и Аристотель сообщают, что в Аттике накануне Соло- новых реформ (VI в.) масса мелких землевладельцев находилась в долгу у богатых эвпатридов. Должники обрабатывали землю богатых или же брали деньги под залог собственной личности. Заимодавцы имели право обратить должника в рабство или же продать за границу.

    «Дело в том,-говорит Аристотель в «Афинской политии» («Истории Афинской конституции»),-что вто время государственный строй в Афинах был олигархический, бедные находились в рабстве у богатых, они сами и их семьи. Они обрабатывали земли эвпатридов, отдавая им за это пять шестых получаемого с земли дохода, а одну шестую оставляя для личного пользования себя и своей семьи. Потому их и называли шестидольниками (гектоморами). Вся земля находилась в руках немногих. Если должники во-время не вносили следуемую с них плату, то их самих и членов их семьи разрешалось брать в кабалу».

    Против эвпатридов, имевших в своих руках политическую власть и силу и крепко державшихся за родовые порядки, выступали не только порабощенные шестидольники, но и другие общественные прослойки Аттики, в том числе и часть «благородных». Другими словами, против господства эвпатридов выступали все элементы складывавшегося рабовладельческого полиса, среди них и часть «благородных», по каким-либо.причинам оторвавшихся от своего класса. Классовые противоречия в VII-VI вв. в Аттике были столь же остры, как и в других греческих полисах, о которых говорилось выше.

    «Столкновение новообразовавшихся общественных классов взрывает старое общество, покоящееся на родовых союзах» 1 .

    «Родовой строй приходил к концу. Общество с каждым днем все более вырастало из его рамок; даже худшие отрицательные явления, которые возникали у всех на глазах, он не мог ни ослабить, ни устранить. А тем временем незаметно развилось государство...»

    Долго скоплявшееся недовольство существующим строем, наконец, прорвалось наружу в виде так называемой Килоновой смуты в 30-х годах VII в. Сущность Килоновой смуты такова: Килон, аристократ по происхождению, одержавший победу на Олимпийских играх, зять мегарского тирана Феагена, пользовался большой популярностью в Афинах. Воспользовавшись скоплением народа во время праздника в честь Зевса, Килон с группой приверженцев решил произвести государственный переворот с целью захвата верховной власти. Приверженцам Килона удалось захватить Акрополь, но удержаться в нем они не могли вследствие слабой поддержки народа. «Узнав об этом, афиняне устремились с полей против Килона и его соумышленников и, расположившись у Акрополя, начали осаждать его. Осада затянулась, и большинство афинян, утомленных ею, ушли, предоставив архонтам сторожить Килона и дав им неограниченные полномочия на все прочее по собственному их усмотрению. В то время ббльшая часть административных функций принадлежала архонтам» . Эвпатриды сумели быстро сорганизоваться и осадили Акрополь. Самому Килону удалось бежать, а его приверженцам, искавшим убежища у жертвенника Афины? была обещана жизнь, если они оставят храм. Однако обещание это не было выполнено. По выходе из храма сообщники Килона были убиты, некоторые даже у алтаря эвменид.

    Во главе осаждавших стояли представители рода Алкмеонидов. «Кплонова скверна» наложила неизгладимое пятно на род Алкмеонидов. В течение всей афинской истории Алкмеониды считались проклятым родом, не сдержавшим своего обещания освободить осажденных и пролившим кровь у алтаря богини покровитель- нипы города. Этим обстоятельством при всяком удобном случае пользовались в своих интересах их политические и личные враги.

    Попытка государственного переворота Кплона не удалась по причине незрелости движения, но все же толчок был дан. Классовые противоречия углублялись, а вместе с ними обострялась и классовая борьба. Начатая Килоном «смута» продолжалась и после его изгнания. Все это указывало на то, что общественное недовольство и брожение в Аттике в середине VI в. были очень сильны.

    Первой серьезной уступкой эвпатридов было издание писанных законов-законов Драконта. В 621 г. одному из архонтов, Дра- конту, было поручено пересмотреть и записать действующее обычное право. Возложенное поручение было выполнено. Так возникли «Драконтовы законы».

    Законы Драконта, согласно преданию, отличались необыкновенной суровостью («драконовы законы!»), что свидетельствовало о грубости и жестокости нравов этой эпохи. Смертная казнь полагалась даже за такие преступления, как праздность, кража овощей и плодов. «Законы Драконта написаны не чернилами, а кровью»,-так характеризовали Драконтовы законы сами греки. Рассказывали, что когда спросили самого законодателя, почему он почти за все преступления назначил смертную казнь, то Дра- конт будто бы ответил, что незначительные проступки, по его мнению, заслуживают этого наказания, для крупных же он не мог придумать большего. Особенно свирепы были кары за нарушение прав частной собственности: воровство, поджог, убийство и прочие гражданские правонарушения.

    И тем не менее при всей свирепости, техническом несовершенстве и примитивности правосознания законы Драконта имели большое историческое значение как победа складывавшегося (рабовладельческого) демократического полиса над элементами родового строя, имели хотя бы потому, что некоторые статьи их были определенно направлены против кровной мести. Больше всего выгод от введения писанного права получил верхний слой демоса, в особенности проживавшие в Афинах иностранцы (метэкп). Метэки (или метойки), купцы и ремесленники, были заинтересованы в фиксации твердых правовых норм для торговых и денежных операций. Писанное право охраняло частную собственность и вносило порядок в имущественные и деловые отношения.

    • Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства,1938 г., стр. 106.
    • Там же.
    • Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства,1938, стр. 4.
    • Там же, стр. 109.
    • 8 Фукидид, 1, 126.
    Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

    Загрузка...