О названиях дольменов. Н.Колтовой. Исследование энергетики и излучений дольменов и древних архитектурных памятников - Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации Имена ученых которые изучали дольмены

Дольмены

О чём писать? Достоин ли я, могу ли я своими словами выразить и передать все чувства от прикосновения к этой тайне? Я вспоминаю своё последнее посещение. Мой любимый дольмен... Я стою рядом с ним, и на душе так спокойно, мир­но, такая тишина, что никуда не хочется уходить. Душа в вос­торге взлетает ввысь, к свету, руки сами собой вскидываются вверх, и я почти кричу: «Господи, как хорошо! Спасибо Тебе!..»

О дольменах я узнал десять лет назад. Тогда я прочитал книгу В. Мегре «Анастасия». Прочитал ее одним махом. Впе­чатление было двоякое: было хорошо, нежно, тепло от слов Анастасии, главной героини, и больно от грубостей Мегре. Из книги мне запомнилось место, где сибирская ведунья расска­зывала о дольменах, о таинственных каменных сооружениях, построенных много тысячелетий тому назад. Она рассказала В. Мегре о том, что в дольмены уходили умирать (точнее, в вечную медитацию) живые люди, не утерявшие способности пользоваться Мудростью Вселенной, они это делали для того, чтобы оставшиеся в живых могли постичь истину первоистоков, получить ответы на вопросы, которыми интересовался че­ловек. И я подумал о том, что если поеду в Геленджик, то толь­ко ради того, чтобы увидеть именно их, посмотреть, что же это такое.

Перед этой поездкой было 7 лет активных духовных поис­ков: философский кружок в университете, где я и мои товари­щи читали Вл. Соловьева, Ницше, Бердяева, потом чтение четырех Евангелий и открытие молитвы, Агни Йога, Роза Мира, Ричард Бах, Кастанеда, изучение Вед, медитации, поездки в Индию и встреча со святыми, с людьми, изучающими свет и любовь. И вот теперь новая страница Судьбы Реки под назва­нием Дольмены.

Какие они оказались разные и не похожие друг на друга. Одни украшены орнаментом в виде волн, вертикальных, гори­зонтальных, на других даже показаны П-образные врата, вход в неведомый мир. Третьи - и их большинство, - скромны и непритязательны, без всяких узоров, разве что какой баловень турист напишет очередную глупость «Здесь был я - дурак», не понимая всей правдивости этой надписи.

Для меня первым оказался дольмен на 13-м километре, рядом с кладбищем посёлка Возрождения.

У нас была экскурсия в Джанхот, и на обратном пути экс­курсовод попросила заехать водителя к дольмену.

В нашем распоряжении было 15 минут. Первым ощуще­нием было чувство таинственности. Массивные каменные плиты, необычной формы, тишина... Что скрывается за эти­ми камнями, зачем мы здесь, кто и зачем построил дольмены? Нет, пожалуй, я не задавал этих вопросов.

Я сел рядом с дольменом, попытался расслабиться и ра­створиться в этом месте, попытался слиться с дольменом: не­понятные ощущения шли от этих каменных плит. В в памяти всплыли слова, которые говорил Ученик древних жрецов-дру­идов: «Кто, если не я, разгадает тайну дольменов».



Время пролетело мгновенно, мне показалось, прошло 3 минуты, но бдительный экскурсовод, смотря на часы, гово­рил, что 15 минут прошло и автобус нас ждёт. Эффект измене­ния скорости времени заметил не один я - и другие мои спут­ники (позже у других дольменов мы поражались - сидим вро­де бы 10-15 минут, а часы показывают, что прошёл час). Где наше сознание витало оставшееся время - оставалось загад­кой.

Сердце матери

Особенных вопросов радом с дольменами у меня обычно не возникало, приходило состояние Блаженства. И мне было этого достаточно. Хотя после знакомства с ними стали возни­кать вопросы, и приходить ответы в красивой форме. В. Мегре, написав о дольмене Прамамочки, рассказал о том, что человек рядом с ним может получить информацию про то, как растить ребёнка, а место, где находится этот дольмен, не указал. (В. Мегре сказал, что данную информацию можно получить и без дольмена, на расстоянии, т. е. автор книги обеспокоился, что толпы туристов могут просто уничтожить это место - в этом, я думаю, причина отказа указать точное расположение).

И у проводников начался ажиотаж - люди спрашивают, а они не знают, где находится этот дольмен. Версий было мно­го. Одни говорили - этот дольмен там-то, другие указывали иное место. Меня это мало трогало. Но сам вопрос, который витал в воздухе, видимо, захватил и моё сознание. И я мыслен­но обратился к духу Прамамочки. Это было в Геленджике, ря­дом никаких дольменов, но вдруг на меня повеяло какой-то нежностью, любовью, стало очень хорошо - как будто дух Пра­мамочки прикоснулся и поговорил со мной.

Я увидел женщину, светящуюся любовью, с распущенны­ми волосами, на руках которой был её младенец - её Дитя. Это был Бог, которого она родила.

А она, Мать Вселенной, вскармливала своё Дитя. Огром­ную любовь излучали их тела, и пространство вокруг них, ка­залось, тоже сияло. Разноцветные лучи проходили через голо-

ву и тело Женщины и соединялись в её груди, объединяясь в её соске. И её сосок, как маленький вулканчик, заключал в себе все энергии Вселенной.

Энергии, полезные Тебе, Возьми, Дитя моё, Они идут через меня. Мой Сын, мой Бог, Творец Вселенной! Расти на радость нашему Отцу и людям всем!

Это состояние полной Веры в себя, в свои силы и в Бога. Состояние реки, которая всем даёт свою влагу, состояние Сол­нца, дарующего всем свой свет и тепло.

В этом состоянии женщина Чиста и Свободна, Целомуд­ренна, то есть Мудра - так как знает, что её сын - Сын Бога. Бесстрашна - так как ничего не может произойти без воли Отца. Женщина, которая представит это, войдёт в это состоя­ние - станет настоящей Богоматерью. Это, наверное, цель земного пути каждой женщины. Я в это искренне верю. Мне поведал об этом дух дольмена «Сердце матери».

О названиях дольменов

После опубликования первой и второй книг В. Мегре ты­сячи людей из разных уголков страны совершили паломниче­ство к дольменам Геленджика. А так как тайна дольменов при­открывалась и это уже были не просто камни, а живые Духи, с которыми можно общаться, - люди попытались дать назва­ния дольменам, к которым они обращались. Так, например, группа единомышленников А. В. Солнцева из центра «Анаста­сия» г. Москвы совершила несколько поездок к дольменам, в результате которых появились названия дольменов Тор, Хан, Инф, Гор и т. д. Параллельно с ними зазвучали другие имена: дольмен Любви, Нежности, Солнечный и Лунный и пр. Это было здорово! Каждый новый дольмен получал своё имя.

Как гром среди ясного неба на конференции 1999 г. про­звучала критика Мегре данной работы. Мегре сказал, что но­вые имена могут увести человека от истинного предназначе­ния дольменов.

Я согласен, что имена не отражают той полноты, что есть у дольмена, и я так и говорю людям, что дух дольмена много­планов, что много свойств может раскрыться через него, по­этому не зацикливайтесь на названии. Название - как грань кристалла, как один оттенок из всех цветов радуги. Но даже через одну грань мы можем понять суть всего Кристалла, через один цвет можем прийти к другим цветам радуги. Поэтому имена пусть останутся, тем более что они направляют челове­ка к его Божественной сути. Во всяком случае, Дольмен Муд­рости, Нежности, Любви звучит лучше, чем дольмен № 1, № 2, №3.


Дар гора

Гора Нексис. Вечер. Оля, проводник, привела нас на это чудесное место. И, как человек тактичный и понимающий, оставила нас наедине с дольменами... Ветер нёс лёгкие облака, которые, скользя по горе, иногда окутывали и нас своим пухо­вым одеянием. Мы сели в круг и стали петь наши любимые песни, посвященные Богу, а потом пошли к дольменам.

Солнечный дольмен. Он выделяется среди всех. Стоит на горе, окружённый валами, как будто сам дольмен упал с неба, и по земле пошли во все стороны волны, которые вдруг вне­запно застыли. Хотя на самом деле, без всякой мистики, лес­хоз дал распоряжение сделать бульдозерами валы от пожаров, чтобы не горели деревья, травы в сухое жаркое время года. Но удивляет, какие ровные круги получились, что за невидимая рука водила творца (не хочу говорить тракториста) этих земля­ных валов.

Итак, обойдя дольмен, я прислонился спиной к камен­ной плите и как будто попал в другое измерение. Пошли ка­кие-то образы. Я увидел старца, благословляющего молодых людей. Он сидел строгий, но вместе с тем свет лился из всего его существа. Юноши подходили к нему по очереди. Это было посвящение. Видение длилось секунду, потом исчезло. Навер­ное, рано мне заглядывать дальше. Но после того, как исчезло видение, внутри появилась музыка, раздалась чудесная мело­дия. Она звучала и звучала всё время, пока мы находились на горе... Это было невероятно. И только через несколько дней, по дороге домой, уже в поезде, на эту мелодию пришли стихи.

В горах, на солнечной поляне,

Среди ветров, небесных вод

Стоит Он - сложенный из камня,

А по душе - сама Любовь!

Дольмен. Простой и совершенный,

Дитя великих мудрецов.

Они ушли, а ты нетленный

Стоишь, и множество веков

Несёшь своё предназначенье,

Даёшь божественный свой Дар!

Кому прозренье, вдохновенье,

Кому святое исцеленье,

А мне на счастье был Ты дан.

Ушли куда-то прочь сомненья,

Ушли печали, и Покой

Проник широкою рекой

В мой ум.

И Муза вдохновенья

Теперь нашёптывает мне

Божественные песнопенья.

И я пою

О том, что вновь

Приду к Тебе

О, Свет!

О, Гений!

В гармонии,

Вселенском Единении

Дольмен Любви!

Позже, вспоминая горы, дольмен, я опять мог ощущать внутри музыку, писать стихи. Но иногда не хватало слов. Слова были тесны, чтобы передать все грани ликования моей души.

После первого посещения дольменов я решил, что зай­мусь тем, что буду водить к Ним людей. И с тех пор каждое лето я становлюсь проводником к этим местам.

Я не веду статистики, как дольмены повлияли на людей, но результаты иногда меня поражают.

У многих ускорились события в жизни. Дольмены как бы стали важной ступенью в их жизни. Мой друг детства Алексей К. у дольменов встретил свою половину Светлану. И я был при­глашён на свадьбу в качестве свидетеля. Сейчас у них родилась девочка, и они думают о родовом поместье.

Другой человек, Ольга У., после дольменов съездила в Индию и нашла там своего духовного учителя. Многие - мне дорогие люди - нашли себя в православии. Володя С. уехал в общину Виссариона. Ускорился их духовный поиск, выросла духовная устремленность.

Стихи у дольменов - дело обычное. Почти в каждой груп­пе кто-нибудь да напишет стихотворение. Видно, муза стихос­ложения всегда находится рядом с дольменами. Хотя большин­ство, примерно 80% людей, стихи не пишут, тонкий план не видят, и когда их спрашиваешь об ощущениях, они говорят: «Нам просто здесь хорошо, мы ощущаем мир и покой». И, на­верное, это и есть высшая оценка этим местам: они дают нам состояние Мира - а дальше со временем приходят осознан­ность каждого шага своей жизни.

Как всё было

Дольмены начали строить около 5000 лет назад. В то вре­мя были мудрецы, которые жили божественной жизнью, жиз­нью Золотого века человечества, когда люди напрямую общались с Богом, обитали в райских садах и обладали удивитель­ными энергиями и способностями. Но уже тогда появились признаки Железного века человечества, века страданий. Че­ловечество пошло по пути деградации, и мудрецы предвиде­ли, что этот период, достигнув своего апогея, завершится. И вот тогда новым, проснувшимся людям, потребуются знания мудрецов. Они решили эти знания оставить на Земле. Эти тай­ны находятся в дольменах.

Пришла информация о том, как происходил процесс ухо­да. Уходили ведь живые люди в каменную камеру. Зачем? Ради того, чтобы передать знания следующим поколениям. Это можно сравнить с подвигом Иисуса, который тоже пожертво­вал своим телом ради людей.

Для дольмена выбиралось специальное место - гармо­ничное этому Человеку, и готовился камень, который нравил­ся Ему и подходил к месту установки дольмена. После этого каменные плиты обрабатывались, сушились на солнце, а по­том их перемещали - возможно, используя способности По­священных облегчать вес предметов. И вот дольмен установи­ли. Человек должен был выбрать время ухода. Возможно, это делали с помощью звёзд и планет, высчитывали астрологичес­ким путём.

А, скорее всего, интуитивно мудрец знал момент, время своего ухода.

И вот наступал назначенный День. Друзья и родные с тор­жественной радостью провожали его на подвиг Души, печали и скорби не было, они поднимали крышку дольмена, - и он входил в эту каменную камеру. Что же было дальше? Плиты герметично закрывали Человека внутри, шум, свет- остава­лись снаружи. Внутри царили мрак и тишина. Воздуха, кисло­рода с каждым глотком становилось всё меньше и меньше. Что же происходило с Человеком дальше?

Когда человек перестает дышать, энергия Кундалини из основания позвоночника начинает автоматически поднимать­ся по позвоночному столбу, то есть раскрываются все энерге­тические центры тонкого тела человека. И в этот момент наи­высшего энергетического подъёма Дух Человека дает приказ покинуть своё старое тело. Намерение человека определяет будущее его духа. Местом обитания духа становится каменная кладка дольмена, благодаря которой Дух тысячелетия оста­вался на этом месте, храня знание первоистоков и передавая их следующим поколениям людей.

Когда завершится их Миссия? Почему они обрекли себя на то, чтобы не воплощаться среди людей? Возможно, с на­ступлением Нового Золотого Века Человечества Духи дольме­нов станут свободны. А пока они стоят и терпеливо ждут глав­ных вопросов человека: Кто я? Куда иду? И как быстро я могу добраться до цели?

Мёртвый дольмен

Однажды я подумал, что, возможно, с разрушением плит дольмена освобождается и его Дух. Но опыт показал обратное. У некоторых разрушенных дольменов энергия места была гораздо сильнее, чем у многих целых дольменов. Исключением из правил оказался дольмен в Шапшугской долине, из которого дух ушёл. Когда я подходил к нему, я поразился тому, чтоничто внутри меня не откликнулось. Ни радости, ни печали не было. Душа осталась полностью равнодушной. Дольмен был пуст. Я решил проверить себя и спросил у друзей про их ощу­щения. «Мёртвый дольмен, ничего не чувствуем», - подтвер­дили они. Рядом с дольменом мы увидели таинственные зна­ки - следы какой-то магической операции, которая, возмож­но, и стала причиной ухода духа дольмена. Шапшугскую до­лину часто посещают группы экстрасенсов, эзотериков всех мастей, маги и колдуны. Чёрное и белое здесь находится ря­дом. Тут надо быть осторожным...

Жил-был художник

Один художник из Москвы приезжает каждое лето в Ге­ленджик, рисует портреты людей, а иногда ходит в горы к доль­менам, отдохнуть душой. Однажды он поделился со мной сво­им переживанием: «Там, у дольменов, ко мне приходят чис­тые мысли. Наверное, таким образом духи дольменов и разго­варивают с людьми. Последний раз они сказали мне: «Рисуй не для славы и денег...».

Деньги - болезненная тема, тем более для Геленджика, куда одни приезжают, чтобы их потратить, а другие - чтобы заработать. Святыня и деньги - несовместимые понятия. Нельзя водить к святыням только ради денег. Они закроются от вас (сужу по своему опыту). Если ты думаешь о деньгах, то более светлые мысли перекрываются. Хотя, если цели благие и деньги становятся не главным, то плата допускается. Кроме платы проводникам, есть ещё экологический сбор на фермер­ском хозяйстве С. Бамбакова, а также надо платить за проход в долину реки Жене, где тоже есть дольмены. Конечно, храмы пользуются пожертвованиями, но здесь, если ввести эту систему, только 1% от посещающих людей, наверное, пожертвует какую-то сумму. А в реальности кто будет убирать мусор за 99% туристов? Поэтому экологический сбор - мера правильная. Хотя и тут нужно бы сделать исключение. Для людей, кото­рые стеснены в средствах и хотят побывать в этих местах, нуж­но сделать бесплатный вход. В Египте, например, за осмотр пирамид, гробниц или храмов берут около 20-40 египетских фунтов, что на наши деньги составляет 200-400 рублей.

Да и если сравнивать дольмены с пирамидами, а я недав­но побывал в Египте, то дольмены выигрывают. Радом с ними я чувствую себя приятно, хорошо. У пирамид же энергия хо­лодная, чувствуется тревога - заходить внутрь не хочется. Там - опасность. Вот сфинкс - другое дело. Рядом с ним тепло и хорошо. Он, как страж, стоит рядом с пирамидами и смотрит своими мудрыми глазами на цивилизацию людей.

Что дали мне эти десять лет с дольменами? Блаженство и ещё раз блаженство от общения с этими чистыми Душами. Мне перестали мешать люди и деньги. Поясню: раньше требова­лось уединение, чтобы сконцентрироваться на энергии места, на Хранителе Дольмена, теперь иногда за сотни метров я чув­ствую поток энергий и могу общаться с Духом дольмена. И сот­ни туристов мне уже ничуть не мешают. Но если вы пришли первый (и даже второй или третий) раз, конечно, лучше всего выбрать время, которое неудобно для массовых туристичес­ких групп. Это ранние утренние часы. Когда вы наедине с При­родой и с Тем, к кому вы пришли.

Деньги. Кажется, я нашёл ту золотую середину, где я по­нимаю, где надо брать деньги, а где не надо. И когда мы идём к дольменам общаться или знакомиться, я стараюсь денег не брать. И когда я это делаю бескорыстно, я чувствую, как раду­ются дольмены, они меня принимают, как родного, я чув­ствую, как радуется моя душа. Однажды в таком состоянии я был на фермерском хозяйстве у дольмена Нежности. Мне показалось, что он сам указал мне место, где я должен сесть. Я сел на это место, закрыл глаза и представил себя сосудом, от­крытым всему пространству, всей Вселенной. И - о чудо! Я увидел белый сияющий шар, который входил в мой сосуд.

Свет и чистота были сутью этого шара. Блаженство разли­лось по всему моему телу. Я понял, что стал беременным! Бе­ременным Светом. Может, кто-то назовет меня ненормаль­ным. Мужчина - и беременность. Но это так и было! И это было превосходно! О, люди! Если вы почувствовали это состо­яние или состояние блаженства - постарайтесь его не расплес­кать. Постарайтесь не говорить как можно дольше, побыть в тишине, ограничить себя в питании, бережно нести это состо­яние дальше.

Через несколько часов, приехав в Геленджик, я наелся. Суть моего тела осталась пока той же прожорливой. Всё моё блаженство улетучилось. Опять еду к дольменам - что делать? «В тебе осталось семя, но оно прорастёт, если ты каждый день не менее трех часов будешь находиться в том состоянии, кото­рое испытал», - был ответ. Можно сотни раз приходить к свя­тыням и потом опять возвращаться на круги своя, ничего не меняя. Надо создавать новые привычки, новый образ жизни. Вспоминаю героя из фильма Марка Захарова «Тот самый Мюн­хгаузен», который каждый день в 10 утра совершал подвиг. Под­виг - это состояние души, состояние её полёта.

Господи, как велик и прекрасен Твой мир! Господи, дай мне сил быть с тобою всегда! Быть в океане Твоей Милости, в океане Твоей Любви!

Археологи

На реке Жене стоял один дольмен, с которым я встречал­ся, как с братом. Я и его Дух поднимались в облака, и мы кру­жились и радовались друг другу. А один раз, пытаясь уберечь его от агрессии людей, я мысленно сотворил ему золотую за­щиту из светящихся лучей, которые, как корзиночка, сплелись вокруг его каменного тела.

Долина реки Жене - это очень оживлённое туристичес­кое место. Часто группы людей идут одна за другой. Некото­рые останавливаются и пытаются получить от дольмена энер­гию, здоровье и т. д. Иногда это провоцируют экскурсоводы, говоря, например, такие слова: «А здесь мы можем подзаря­диться энергией, здоровьем. Давайте попросим здоровья у Дольмена». И в этот момент происходит ужасное: они присло­няются к дольменам и пытаются взять из него как можно боль­ше энергии. Люди в этот момент превращаются в вампиров. И хотя через некоторое время энергетика дольмена восстанавли­вается, зрелище это отвратительное. Поэтому я и пытался ему помочь. Но не помогло от ещё большей беды - археологов.

Один раз я пришёл и обнаружил печальную картину: де­ревья, которые росли рядом с дольменом, были срублены, кам­ни разворочены. Горе-археологи из Питера уничтожили всю гармонию, которая здесь царила. Варвары с учёными дипло­мами хотели докопаться, что-то найти. Конечно, каждый по-своему ищет Истину, каждый по-своему зарабатывает на хлеб. Но как объяснить людям с огрубевшим сердцем, что они унич­тожают Красоту? Как передать стоны и печаль духов дольме­нов, духов леса над содеянным? Будут смеяться. Пускай... При­рода сама накажет. Ничто не остается без расплаты. Глава груп­пы археологов, делавших раскопки в селе Анастасиевка, Туап-синского района, получил инфаркт сердца, Мегалиты, кото­рые они раскопали получили название Храм солнца. Памят­ник был шикарнее Стоун Хенджа, но, знак был расшифрован правильно и после всех измерений и фотографий всё было опять закопано. Всему свое время…

Эти строки были написаны 6 лет назад. С тех пор раны несколько зажили, да и я начал понимать некоторые положи­тельные стороны. Например, если б не археологи, многие доль­мены просто растащили бы под постройки жилья и других объектов. То есть, они заботятся о сохранении дольменов, в чём им надо сильно помогать. Да и сам я, если сказать честно, 20 лет назад был археологом, студентом участвовал в археоло­гической экспедиции, мыл черепки, копал землю. Известные академики Шипов и Акимов тоже раньше занимались наукой и... открыли торсионные поля, и теперь снимают ауру людей, святых, говорят, что наука вплотную подошла к Богу. Да и Мег-ре всё время оглядывается на учёных, даже в своей книге опи­сал опыт с радиационными приборами, которые показали уменьшение радиации у Дольменов. Так что наука не так без­надёжна, и, может быть, лирики и физики объединятся в кон­це концов.

Один археолог как-то признался: «За 50 лет моего обще­ния с древними святилищами-плитами я ни разу не заметил ничего сверхъестественного, не ощущал ни приливов, ни от­ливов энергии, не заболел из-за них и не выздоравливал благо­даря им. Я всегда видел в них только камни, в которые вложен огромный человеческий труд, следы какой-то неведомой идеи, заставившей совершить этот труд».

С XVIII века учёные описывают дольмены, вымеряют их длину, ширину, определяют вес, возраст, разбирают культур­ный слой по косточкам (т. е. смотрят и в хвост, и в зубы). За что им большое спасибо. Да и выглядят умно, в очках. Так что пус­кай делают музей под открытым небом, пускай на совещаниях рассказывают о своих открытиях и достижениях. Это тоже, наверное, важно, это тоже божественный план. В конце кон­цов, плоть не мешает духу пообщаться с духом, и никакие ар­хеологи не смогут здесь стать препятствием. Хотя многие из них продолжают едко высмеивать тех, кто кладёт цветы к доль­менам, кто кланяется памяти Великих Предков, кто бережно, босиком подходит к каменным святыням и пытается сосредо­точиться на своём вопросе или просто молча побыть с духом дольмена.

Вспоминаю, как в детстве я ходил на экскурсии в право­славные храмы, которые прежний режим оставил как истори­ческие памятники. Помню, как экскурсовод, показывая на алтарь, фрески, рассказывал о культовом характере сооруже­ния. Говорил о высоте и широте храма, сколько времени и как он строился, как искусно обманывали народ и так далее. Сей­час храмы передают обратно в ведение церкви. И, наверное, такие экскурсии сейчас восприняли бы как кощунство. Но ведь были времена...

С дольменами история аналогичная. Тысячелетия забве­ния - и только сейчас их предназначение раскрывается. Хотя многие народы в своих легендах раскрывали суть этих соору­жений. Мегрелы, например, называли их «домами великанов», казаки - «богатырскими хатами», адыги сохранили легенды о том, что дольмены построили великаны для карликов. Вели­каны Духа построили дольмены для карликов духа. Какая уди­вительная прозорливость! Сейчас в каждом человеке живёт этот карлик - карлик сомнения, неверия, эгоизма, и от каж­дого человека зависит решение - остаться карликом или стать великаном.

Проснитесь, Люди! Выбор за вами!

Дольмен - (кельтск.) «tol» - стол, «men» - камень. т.е. «Каменный стол». Относятся к культуре «мегалитов» - (от греч.) «огромные камни». Носители этой удивительной культуры точно не определены, но памятники оставленные ими поистине грандиозны. Название европейское не спроста, распространены дольмены довольно широко. Можно проследить интересную последовательность их распространения. Ранние дольмены встречаются на западном побережье Чёрного моря, затем полоса их распространения простирается к Малой Азии, далее Ближний Восток.

Палестина - Северная Африка - Испания - Португалия - Франция - Голландия - север Германии - по Дунаю к Балканам - Западный берег Чёрного моря. Таким образом прослеживается замкнутая петля. Видимо носители «Дольменной» культуры мигрировали по этому маршруту. Правда, существуют отдельные дольмены и в Центральной Африке, и Индии, и даже в Японии. Но все-таки самыми интересными для исследователей стали дольмены Северо-западного Кавказа. Название Каменный стол дано не спроста - наличие массивной крышки, которая венчает практически каждый дольмен, делает похожим на стол. Кавказские дольмены практически все индивидуальны, хотя на протяжении десятилетий археологи не оставляли попытки найти некую математическую закономерность их структуры. Но по выражению известного советского археолога Марковина, исследователя дольменов посвятившего им несколько десятилетий своей жизни, - эта затея с систематизацией этих каменных монументов «искусство - ради искусства», наподобие средневековой схоластики. Вряд ли древние строители подозревали о некоторых математических закономерностях, под которые пытались подвести дольмены их исследователи. Скорее важно понять, что пытались показать постройкой дольменов их создатели.

Научные исследования кавказских дольменов начинаются в конце XVII в., когда известный русский естествоиспытатель и географ Паллас впервые сделал подробные описания этих построек, найденных им на Таманском Полуострове. Правда, он несколько приуменьшил их возраст. Палласом были обнаружены в одном из дольменов несколько предметов более позднего времени, чем сами погребальные сооружения. Поэтому он датировал их временем греческой колонизации. Позднее исследованием дольменов занимались такие ученые как Тебу де Мариньи, Фредерик Дюбуа де Монпере, Фелицын, Веселовский и др. С середины ХХ века этой проблемой занимались археологи Тешев, Кондряков, Аутлев, Марковин. Благодаря их работе сейчас раскрыты многие вопросы касающиеся дольменов.
Полоса распространения кавказских дольменов простирается от Таманского полуострова до Абхазии в длину 480 км. Ширина её варьируется от 30 до 75 км. Дольмены расположены не бессистемно, обычно их можно встретить по бассейнам рек, и близ перевалов. Карта распространения дольменов при совмещении с картой простирания основных горных пород показала, что эти постройки располагались всегда там, где имелся удобный для их постройки материал. Всего по данным археологов на Кубани около 2500 дольменов. У местных построек несмотря на их определённое сходство с европейскими дольменами есть и свои особенности, например практически у всех кавказских дольменов с фронтальной стороны сделано отверстие, как правило, круглой формы диаметр которого колеблется от 37 до 43 см. Видимо кавказские дольмены более поздние, чем Европейские и это прослеживается по их более правильной форме. По Иессену они датируются примерно 2500 г. до. н.э. период постройки дольменов продолжался около 900 лет, после чего следы их строителей исчезают.
Характер находок сделанный в дольменах позволяет сделать два вывода - это были погребальные сооружения т.к. в нетронутых дольменах найдены останки человеческих погребений (как правило кости присыпанные красной охрой) и предметы погребального инвентаря. - второй вывод - это несомненно культовые постройки, о чем свидетельствует их монументальность, астрономическая ориентация (некоторые исследователи делают вывод, что отверстия дольменов направлены на место захода солнца в определенные дни).
Несмотря на то, что Владимир Иванович Марковин, отверг попытки математической систематизации, он сам и его соратник Пшемаф Улагаевич Аутлев систематизировали дольмены на пять основных групп.

1. Плиточный - самый распространенный тип дольменов, порядка 90% от общего количества известных. Название происходит от формы, и принципа строительства. Сооружался из пяти массивных каменных плит (отсюда и название), Четыре плиты составляли стенки, пятая - перекрытие. Имеет форму усеченной пирамиды толщина стен от 30 до 60 см. С большой осторожностью В. И. Марковин, проведя тщательные измерения, вывел пропорцию соотношения фронтальной, тыловой и равных боковых плит. Оказалось, что у строителей дольменов существовал определенный архитектурный модуль, т.е. единица измерения, которой, починялась вся конструкция. Модуль этот равен 1\10 фронтальной плиты. Общая пропорция большей части плиточных дольменов составляла 10 х 12 х 8 (соотношение фронтальной, боковой, и тыловой стороны соответственно, внутренней камеры дольмена).

Плиты массивны, отесаны и по толщине не уступают современным искусственным панелям. Надо не забывать что, никаких кранов и тягачей в эпоху возведения древних сооружений не было.
Дольмены в полном смысле этого слова творением рук человеческих. Историки единодушно рассматривают их как древнейшие памятники архитектуры. Именно с описания мегалитов начинаются почти все учебные курсы истории зодчества, ведь в произведениях архитектуры неразрывно сочетаются решения практически необходимых утилитарных задач, с чисто художественным творчеством. Каждой эпохе соответствует свои архитектуры, образы которой активно воздействуют сознание чувства человека. Следует добавить, что архитектура - это не только строительное дело или чисто художественное творчество; это синтез того и другого.
Известный искусствовед Михаил Владимирович. Алпатов, изучая древние мегалитические памятники как архитектурные сооружения, писал: «Можно себе представить с каким чувством собственного достоинства и творческого удовлетворения взирали на эти памятники люди, которые своими усилиями побеждали физическое сопротивление камня». Строя дольмен, человек по его словам «путем нагромождения материала ограничивает пространство; впервые здесь ясно противопоставлены несущие и покоящиеся части; противопоставление это стало основой архитектуры» Из внутреннего пространства дольмена «должен был развиться внутренний интерьер» - «В дольменах проявляется начало порядка, в первую очередь ритма, начало которое в тех или иных формах стало основой художественного языка архитектуры». К этим качествам можно добавить пропорциональность и масштабность, ибо они создают ощущение прочности и грандиозности. Как правило, материалом для строительства дольменов были песчаники и кварциты. И чем мягче был камень, тем более правильную форму имели сами дольмены и плиты их составлявшие. Археологи с большой достоверностью восстановили технологию постройки этих гробниц. Сначала откалывалась от пласта массивная глыба приблизительно подходящая по толщине. По контуру будущей плиты выбивался тонкий желоб глубиной около 1 см. Через 20-30 см., по периметру будущей плиты (по желобу), просверливались сквозные отверстия в которые плотно вбивались деревянные клинья. После этого желоб поливался водой, и через некоторое время дерево разбухало, и камень трескался. Получалась заготовка для будущей дольменной плиты.

археологи нашли и неиспользованные заготовки будущих плит, и инструменты с помощью которых эти плиты обрабатывались. Во фронтальной плите пробивалось отверстие. После тщательной огранки и подгонки плиты транспортировались к месту сборки (порой за несколько километров, учитывая горно-лесистую местность). Транспортировка происходила по-видимому с помощью как человеческой тяги, так и тяги волов. Транспортировали плиты на брёвнах-катках, поочередно подкладывая их под передвигаемую плиту (похожим способом транспортировался знаменитый Гром-Камень, для памятника Петру в Петербурге). Место для сооружения выбиралось не случайно, не далеко от воды (как правило по берегам рек), и на возвышенности, или на склонах гор (обычно, это места откуда хорошо виден закат). Выкладывалось мощное каменное основание из двух-трех крупных камней, реже из одного. Для плиточных дольменов, выбивались пазы в местах стыков плит и начинался их монтаж. Сначала устанавливались фронтальная и тыловая плиты с помощью подпорок, а затем к ним с боковых сторон пристыковывали боковые плиты. Стыки так плотно подгонялись, что у сохранившихся дольменов в них не просунешь и лист бумаги. Иногда сооружалось капище вокруг дольмена, предназначенное скорее всего для ритуальных жертвоприношений. После этого делалась земляная насыпь с одной из сторон постройки, и по ней накатывалась верхняя крышка-плита. Отверстие закрывалась грибовидной каменной пробкой. Исходя из того, что дольмен весит как правило несколько тонн, то по расчетам археологов в его постройке участвовало примерно 50 - 70 человек. Не сразу дольмен становился гробницей. Есть дольмены в которых никогда не было погребений, этот факт говорит о том, что скорее всего дольмен не строился для конкретной личности, а захоронение в нем производилось, через определенный период, после его возведения. Все плиточные дольмены имеют «портал» т.е. выступают на 30-40 см. за место стыка фронтальная и боковые плиты. Наличие портала некоторые ученые связывают, с тем, что дольмен олицетворял переход в потусторонний мир. И портал таким образом мог изображать ворота. Так это или нет, но у некоторых дольменов такой массивный портал, что приходилось делать для него дополнительные подпорки. Все плиты дольмена имели в плане форму трапеции, а в общем плиточный дольмен имеет форму усеченной пирамиды, что обеспечивает общую прочность конструкции.

Таким образом, постройка расширяется к основанию и к «порталу».

2. Следующий тип дольменов - систематизированный Марковиным - составной дольмен, который построен не из пяти огромных плит, а из большего количества меньшего размера камней. Анализ исследования этих построек показал, что сначала это было вынужденной мерой, т.к. могло не хватать крупных камней и их заменяли более мелкими деталями.
Найдены дольмены, у которых в основании три монолита и одна из стен сложена из нескольких каменных блоков. Позднее составной дольмен становится самоцелью его строителей и благодаря большей пластичности архитектуры этих построек, начинают появляться дольмены самой необычной формы.
Даже круглые в плане, хотя надо отметить, что составные дольмены сравнительно редко встречаются. Этому есть несколько обоснований. Во - первых они в силу конструкционных особенностей менее прочны, и менее устойчивы к стихиям и варварству человека. Во-вторых, в силу большей сложности технологии их соорудили меньше.

3. Не меньший интерес вызвали т.н. «корытообразные» дольмены - это третий вид дольменов выделенный В.И. Марковиным. В самом названии их разгадка их особенности.
В большой каменной глыбе выдалбливалась камера дольмена, огранивалась наружная часть камня. Во фронтальной плите пробивалось отверстие. Затем на получившееся «корыто» монтировалась крышка. Эти дольмены в силу более сложной технологии постройки также редки.

4. Еще реже «корытообразных» и «составных» встречаются монолитные дольмены, которые значительно меньше всех остальных. Само название говорит об их структуре - они выдолблены в крупной глыбе. При этом обязательно имитируется «портал», что говорит об их, более позднем происхождении, чем плиточных дольменов. Встречаются крайне редко.

5. И наконец в пятую группу можно выделить «ложнопортальные» дольмены. Название их происходит от странной особенности конструкции. Если у всех дольменов с порталом, отверстие расположено на вертикальной оси симметрии, то у «ложнопортальных» дольменов отверстие либо вообще отсутствует, либо находится в тыловой или боковой плитах. Чем объясняется такая особенность их постройки ученые пока не берутся ответить достоверно. Этих дольменов тоже очень мало, можно сказать единицы. Самый из них близкий к Анапе находится в долине р. Жане.

Находки первичных предметов, положенных в дольмены их строителями, помогают археологам ответить на некоторые исторические вопросы относительно носителей этой материальной культуры. Например то, что, несмотря на более поздний период существования дольменной культуры. Гончарное и металлургическое производство было на уровень ниже, чем у носителей «Майкопской» культуры. Так же археологи так и не смогли найти остатков поселений строителей дольменов, что пока непонятно. Видимо все свои достижения эта ушедшая цивилизация воплощала в этих грандиозных сооружениях, обращая меньшее внимание на бытовую сторону жизни. И по сей день дольмены, их история несмотря на огромный к ним интерес и со стороны науки, и со стороны обывателей, остаются величайшей загадкой человечества.


Дольмены - одна из самых удивительных тайн планеты. Огромные каменные сооружения безупречной геометрической формы, построенные тысячи лет назад, - кто и зачем создал их? Для чего древним людям понадобилось прилагать огромные усилия для вырубки, сложнейшей транспортировки, обработки прочнейших глыб и их невероятной по точности установки в строгом порядке? Ответа на эти вопросы пока нет.

Дольменами называются древние мегалитические (с греч. «мега» - огромный, «литое» - камень) сооружения определенной формы. В простейшем варианте это три камня, поставленные в форме буквы П. Происхождение слова «дольмен» связано с историческим заблуждением: французский археолог Воден, не знавший истинного возраста сооружений, приписал их кельтам (на кельтском наречии «dol» означает стол, «теп» - камень). В действительности дольмены гораздо старше: от 8000 лет до н.э. в Индии до 1400 г. до н.э. на Кавказе. Хотя датировка неточная, и ученые предполагают, что постройки могут оказаться еще древнее. Мегрелы называли дольмены «одзвале», «садзвале» (вместилища костей), а также «мдишкуде» (дома великанов), абхазы - «адамра» (древние могильные дома). Дольмены можно увидеть в Англии, Испании, Португалии, Франции, Германии, Африке и даже в Индии и Корее, множество хорошо сохранившихся дольменов есть в России и на Северном Кавказе.

Адыгейцы использовали для их обозначения слово «испыун» («испун», «спыун»), что значит «дом карлика». По легенде, в давние времена в горах жили племена карликов и великанов. Маленькие и слабые карлики не способны были сами построить себе жилище, чтобы укрыться от непогоды. Великаны, глядя на то, как тяжело им живется, пожалели крошечных соседей. Каждый гигант без труда выломал каменную плиту в горах и, взвалив ее на плечи, отнес к месту постройки. Вместо дверей в лицевой плите пробито отверстие в форме прямоугольника или арки. Через них карлики якобы въезжали в «дом» верхом на зайцах.

Это всего лишь одна из множества легенд относительно происхождения и строительства дольменов. Каковы были настоящий способ их возведения и назначение - ученым остается лишь предполагать.

Во многих дольменах обнаружены захоронения: древние кости, предметы быта, наконечники стрел, янтарные бусы, кремневые топоры, черепки керамической посуды. Все эти находки относятся к разным историческим эпохам, от неолита до Средневековья, поэтому определить точно период происхождения дольменов сложно. А вот версия насчет использования их для ритуальных целей нашла много сторонников. В ее пользу говорит тот факт, что иногда строители имитировали вход с помощью фальшивых пробок, тогда как настоящий находился с другой стороны. Очень уж это похоже на попытку защитить могилы от осквернения. И если это так, то вполне объяснимо, почему входы ориентированы по сторонам света - так древние люди совершали религиозные обряды, связанные с культом мертвых. Однако многие современные исследователи говорят о том, что устраивать захоронения в дольменах стали гораздо позже, когда первоначальное назначение загадочных сооружений уже забылось.

Иногда на крышах дольменов встречаются круглые площадки, у которых по краям идут бортики, отбрасывающие тень в ясную погоду. Не исключено, что таким образом жрецы наблюдали за Солнцем и составляли календарь. А может быть, эти каменные тяжеленные постройки служили своеобразным символом могущества народа, как, например, храмы или гробницы?

По поводу того, каким образом строители дольменов передвигали каменные громады, существует масса предположений. Некоторые исследователи убеждены: дольмены 6ыли собраны из эрратических валунов, переносимых ледниками на значительные расстояния. Строители перекатывали природные глыбы по деревянным валикам с помощью кожаных ремней, а для установки верхней плиты делали насыпь из песка и глины. Возможно, какое-то количество дольменов и могло быть собрано таким образом. Но очень сомнительно, чтобы последний ледниковый период оставил нашим предкам сотни тысяч одинаковых пластин размером 2x3 метра. Скорее всего, строители добывали материал в каменоломнях. По мнению исследователя Ю.Н. Воронова, «выломку плит производили с помощью деревянных колышков, забивавшихся в ямки, выдолбленные по контуру. Колышки поливали водой: разбухая, они отламывали плиты необходимого размера». Несмотря на популярность этой версии, остается непонятным, куда делись следы отверстий и сколов, которые должны были остаться от работ.

Пытаясь разгадать эту загадку, ученые поставили эксперимент по постройке дольмена. Эксперимент показал, что для возведения каменного сооружения людей требовалось не так уж и много, нужно было также и умение пользоваться простейшими инструментами. Но тогда почему таким способом не возводили другие постройки? Зачем нужны были дольмены в таких количествах?

Сами экспериментаторы считают, что все довольно тривиально: дольмены использовались для хранения еды и оружия. К сожалению, эта гипотеза слаба – дольмены расположены слишком далеко от предполагаемых мест поселений. Но с каждым годом ученые получают все более достоверные сведения, которые однажды позволят разгадать загадку Дольменов.

Стоунхендж.

Египетские пирамиды.

Мифы и реальность.

Возникновение и назначение.

Конструктивные отличия.

Используемый материал.

Строители дольменов.

Орнаменты и краски.

Находки в дольменах.

ДОЛЬМЕНЫ

На территории Кр аснодарского края рассеяны тысячи памятников, которые по историческому и культурному значению стоят в одном ряду со знаменитым Стоунхенджем и являются ровесниками Египетских пирамид .

Это дольмены . Вот уже 200 лет историки и археологи, антропологи и лингвисты бьются над тайной происхождения дольменов, пытаются проникнуть за плотный «занавес» тысячелетий, чтобы окунуться в повседневную жизнь тех далёких времён. На пути их исследований множество препятствий, главное из которых время.

Постепенно, благодаря скрупулёзному труду учёных, мрак прошлого рассеивается, открывая удивительный период мировой истории. Точно так же, как по крупицам археологи извлекают из земли древние артефакты, перед нами шаг за шагом раскрывается повседневная жизнь древних строителей, их технические возможности и научные знания, верования и обычаи.

Дольмен с. Пшада.

Мифы о дольменах и история их изучения

Дольмен горы Нексис.

Научное название «дольмены» кавказские памятники получили со времени их открытия (в начале XVIII века). С тех пор оно закрепилось в научной литературе. Первыми, кто обратил внимание на эти сооружения были иностранцы, точнее, европейские путешественники, волей случая оказавшиеся на Кавказе , а именно в районе Геленджика . В 1818 году француз, Тетбу де Мариньи исследовал группу дольменов на реке Пшада . Десятилетие спустя их же описал в своём дневнике английский этнограф (по совместительству шпион, резидент английской разведки) Джеймс Белл . В 30-е годы XIX века наши дольмены привлекли внимание швейцарца, Дюбуа де Монперэ , который в середине века опубликовал свои исследования, открыв, таким образом, кавказские памятники для европейской науки и определив их место среди мегалитов Европы. В России же их начинают изучать значительно позже только в 70-е годы XIX века.

Вокруг этих древних сооружений издавна плодились самые разнообразные вымыслы и легенды. Например, по сказаниям местного населения (адыгов) , когда-то здесь жили великаны нарты и карлики , слабые и беспомощные. Из жалости к этому низкорослому народу, нарты воздвигали им неприступные, как крепости, дома из огромных каменных плит, оставив в передней их части лишь небольшой проход в виде отверстия, через который мог пройти только очень маленький человек. Поэтому адыги и называли их «съссыппъ-уна» , то есть «карликовые дома» . Переселившись на Кубань казаки , потрясённые монументальными постройками посчитали, что создать их было под силу только богатырям, и соответственно дали им название «богатырские хаты» . Все эти сказания возникли несколько столетий назад. XX век принёс ещё более фантастические домыслы о происхождении, возрасте и назначении дольменов. Избыток энтузиазма, замешанный на мистике и суевериях, породил самые невероятные предположения о дольменов как ультразвуковом оружии древних, платформах для взлёта и посадок НЛО или первобытных компьютерах, созданных сотни тысяч лет назад.

Время возникновения и назначение

На самом деле, первые мегалитические памятники появляются в конце VI в. до н.э. (около 7,5 тыс. лет назад). Раньше всего их начали строить во Франции . Здесь, на Западном Кавказе , первые дольмены возвели в конце IV в.до н.э. Это около 3 400 г. до н.э. (плюс-минус 50-70 лет). С этого времени, в течение почти 2 тысяч лет по склонам и седловинам гор, в долинах рек «вырастали» поражающие воображение усыпальницы , надежно охранявшие прах древних жителей этих мест.

Как бы ни были романтичны и притягательны мифы, сложившиеся вокруг этих грандиозных построек, исследования учёных дают нам совершенно чёткий ответ на вопрос о функциях и назначении этих памятников. Прежде всего, дольмены служили усыпальницами. Однако, в силу религиозных представлений тех далёких времён, их использовали и в качестве культовых сооружений.

Дольмен с. Пшада.

Дольмен р. Пшада.

Дольмен долины р. Жане.

Дольмен с. Пшада.

Особенности конструкции

Дольмен долины р. Жане.

Дольмен горы Нексис.

Иногда в полумраке кавказских горных лесов можно видеть одиноко стоящие памятники, чаще попадаются небольшие дольменные группы , а бывают некрополи , состоящие из нескольких сотен гробниц. Несмотря на внешнюю схожесть, будто зодчие делали копии с одного образца, они имеют множество вариантов: составленные из огромных плит, круглые, наполовину или целиком выдолбленные в куске скалы, со стенами, сложенными из небольших блоков и т.д.

Чтобы сделать постройку более долговечной боковые плиты подпирались необработанными каменными глыбами (контрфорсами) , а поверх всей конструкции делалась насыпь, которая оставляла открытой лишь фасадную плиту, с отверстием, закрытым каменной пробкой .

Перед дольменом мощеная площадка (двор) , прямоугольная, квадратная или круглая, иногда отгороженная стенами из небольших блоков. У некоторых гробниц двор занимает площадь в сотни метров. Часто дольмен был окружен кромлехом (кольцом из камней вокруг всей конструкции). Его функция проста – удерживать насыпь и двор от разрушения. Все плиты и блоки дольменов были индивидуально подогнаны и скреплены между собой при помощи пазов . Но, пожалуй, самое удивительное, что у некоторых построек имеется самый, что ни на есть настоящий, ливнёвый дренаж . Таким образом, древние строители предусмотрели все, чтобы уберечь свои творения от негативных воздействий природных стихий.

Строительные материалы

Материал для строительства брали в каменоломнях , располагающихся, как правило, где-то недалеко. Расстояния для строителей эпохи бронзы не являлись такой уж сложной проблемой . На практике выяснилось, что блоки в пределах 20-30 тонн поддаются человеческой силе: обработке и перемещению . На самом деле, самое сложное не транспортировать, а отколоть плиту или блок нужного размера . Для этого использовали очень простой, но эффективный метод. На заготовке делали неглубокие овальные насечки. Затем брали бронзовую ленту в 2 раза длиннее глубины насечек , сгибали пополам и помещали сгибом в отверстие и осторожно забивали между стенками (полосами) ленты деревянный или металлический клин поочерёдно в каждой из насечек . Постепенно камень давал трещину точно по намеченной насечками линии. И, таким образом, получали блоки необходимого размера.

Процесс строительства

Заготовки для блоков и деревянных волокуш перевозили на место будущего строительства. Здесь камень подвергался окончательной обработке. Делали это при помощи бронзовых и каменных орудий . Если присмотреться, на поверхности тщательно обтёсанных плит вы сможете увидеть следы работы древних мастеров. Длинные, узкие зарубки оставлен бронзовым инструментом , а «оспины» (круглые) каменным (кувалдой или каменным отбойником).

Трудоёмким был процесс сбора дольмена. Сначала укладывались и устанавливались боковые стены, затем делалась насыпь , которая оставляла открытой лишь фасад, и по этой насыпи при помощи рычагов, верёвок и тягловой силы быков по брёвнам втягивали и устанавливали перекрытие . После этого достраивали все остальные детали. Всё это сухая кладка , без использования какого-либо скрепляющего раствора, а все полости заполняли мелким щебнем .

При строительстве пользовались мерами длины , такими, как локоть , ладонь и т.п., а также строительным модулем , которым служил, скорее всего, диаметр отверстия в фасадной стене. Как бы это ни казалось удивительным, но строители дольменов мало того, что были знакомы с настоящей храмовой или культовой погребальной архитектурой , но и обладали довольно глубокими математическими знаниями . Ведь для создания такой конструкции необходимы сложнейшие математические расчёты, особенно для круглых в плане дольменов . Они сложены из небольших блоков, расположенных в несколько ярусов, сужающихся от основания и образующих как бы подобие ложного свода . Каждый блок в такой постройке представляет собой сегмент круга . Длину этих сегментов и необходимо было вычислить , чтобы в итоге, при сборке, получилось именно то, что задумывалось. И, невольно возникает мысль, имеем ли мы право, считать древние народы примитивными, стоящими на более низкой ступени развития, нежели мы с вами.

Дольмен долины р. Пшада.

Строители дольменов. Кто они?

Уже долгое время на этот счёт ведутся нескончаемые дискуссии и споры. Одни учёные считают, что традицию возведения подобных гробниц принесли переселенцы из Малой Азии , другие склонны думать, что эта идея пришла из стран Средиземноморья , третьи полагают, что это коренные жители этих мест . И последняя теория наиболее убедительна . Судя по найденным останкам, это были люди среднего роста изящного телосложения , по внешнему виду, вероятно, схожие с адыгами . В научном мире за ними закрепилось название «племена дольменной культуры» .

Нас разделяют 5 тысяч лет, и сейчас трудно восстановить в мельчайших деталях быт и духовную культуру этих народов, но кое-что о них мы всё же знаем.

К III в. до н.э. (т.е., ко времени строительства гробниц) люди узнали свойства металлов и научились выплавлять орудия из меди и бронзы . Это давало им значительное преимущество: к примеру, медный топор оказался эффективнее каменного в 3 раза, производительность медного ножа превышала каменный в 6-7 раз , наиболее ощутимо выявилось преимущество меди при сверлении (в 20 раз быстрее) . Однако в это время продолжали использовать и орудия из камня.

Основными занятиями населения были скотоводство и земледелие , а с техническим прогрессом в среде местных жителей появились новые профессии: литейщики, кузнецы, ювелиры, оружейные мастера .

Несмотря на столь внушительные гробницы, жилища племён дольменной культуры были глинобитными , поэтому не сохранились. Вообще, поселений той эпохи известно крайне мало около 10, а исследованы всего 5. Видимо, для древних строителей гораздо важнее было создать «вечное» погребальное сооружение , чем построить удобное жилище. Почему так? С чем это связано?

Представим себе то далёкое время. На небольшой территории соседствуют несколько разрозненных племён. Они далеко не всегда были настроены миролюбиво по отношению друг к другу. Частые стычки, войны за право существования и проживания на той территории вынуждали искать способ как-то утвердиться на земле предков. Земля с её богатыми природными ресурсами была самым ценным, её ценили выше человеческой жизни . Чем мог доказать тот или иной народ, что это земля его предков? Именно погребальные памятники , ставшие родовыми склепами и служили таким доказательством. По замыслу древних строителей дольмены должны были заявлять права собственности на землю вечно . Общество всегда имело сложную структуру, и скорее всего, дольмены и дольменные комплексы принадлежали не рядовым согражданам . Если бы это были средневековые памятники, их можно было бы назвать «княжескими» . Но для эпохи бронзы пока неизвестно, какой термин в этом случае применить. Это – родовые склепы .

Быть может, отдельные типы дольменов соответствовали определённым прослойкам общества (вождям, жрецам, старейшинам и т.п.). А может, разные конструкции строились разными племенами . Всё это пока что остаётся загадкой.

Все дольмены обращены фасадом вниз по склону . Но бывают случаи, когда они стоят на вершине хребта, например на горе Нексис (в районе Геленджика ). И вот тут непонятно, почему они обращены именно в ту сторону, а не в другую? Связано ли это с восходом или заходом солнца, с расположением планет и звёзд? Ориентировка могла быть астрономической, но могла зависеть и от рельефа . Оба этих утверждения не доказаны. Известен лишь один случай, когда дольмен ориентирован на заход солнца, отмеченный камнем (обелиском) – это дольмен в районе станицы Новосвободной. Верхняя часть камня была украшена концентрическими кругами , что во многих культурах древности символизировало солнце . Сейчас этот обелиск хранится в Майкопском музее .

Религия древних строителей

Попытки заглянуть вглубь тысячелетий и определить религиозные представления древних строителей приводят взгляды учёных к орнаментам, высеченным на плитах дольменов. Незатейливые рисунки в камне уводят нас к первоистокам религии . Погружая в таинственный мир язычества. Чаще всего встречаются орнаменты в виде расходящихся кругов, повторяющихся зигзагов и треугольников .

С погребальным культом у многих народов связаны различные символы . Один из таких символов змея . Считалось, что она – загадочное существо, связывающее этот мир с потусторонним, земной с подземным. И змеиный сюжет часто повторялся в эпоху бронзы. Орнаментом в виде зигзага в древности изображали змею . На одном из дольменов на горе Нексис зигзаги увенчаны небольшими змеиными головками . Когда исследовали дольмены около станицы Новосвободной , то обнаружили, что у двух из них орнамент на стенах внутри камеры окрашен красной охрой ещё до момента сборки всей конструкции. Можно предположить, что дольменная постройка, плотно закрытая каменной пробкой представляла собой вместилище умерших предков, которые способны были повлиять на будущий достаток и плодородие . Это не просто погребальные памятники, они ещё и культовые. Почему? По той же причине, по которой мы сейчас посещаем кладбища – поминание родственников, культ предков . Покойников всегда уважали и боялись, считали, что они могут мистическим образом вмешиваться в дела живущих, потому совершали этот культ .

Дольмен долины р. Жане.

Дольмен долины р. Жане.

Во времена археологического обследования долины реки Жане сделана потрясающая находка – блок-алтарь (жертвенник), который хранится в настоящее время в Геленджикском историко-краеведческом музее . Видимо, он стоял в верхнем ряду стен, отгораживающих двор дольмена (у него есть паз ). Может быть, примыкал прямо к дольмену. Пока ещё точное его местоположение не определили. Этот жертвенник уникальная вещь. Он ещё раз дает нам понять, что в те далёкие времена здесь, перед дольменами совершали какие-то сложные, неизвестные нам ритуалы. Какие заклинания слышали угрюмые гробницы, чья кровь окропляла каменные жертвенники, каким богам возносили молитвы экзальтированные жрецы ? Эту тайну древние усыпальницы не раскроют никогда. Не узнаем и о том, кто провожал усопших в их последний путь. Доподлинно известно лишь, что никогда во время похоронной процессии крыша дольмена не сдвигалась . Она всегда была перекрыта насыпью. Вносили умершего внутрь камеры через отверстие в фасадной плите , которое затем, после совершения сопутствующих обрядов и поминальной тризны, плотно закрывалась пробкой .

Дольмен долины р. Пшада.

Дольмен долины р. Пшада.

Что находят археологи в дольменах?

Дольмен долины р. Пшада.

К сожалению, многие из этих памятников ограблены ещё в древности. Но некоторым учёным повезло, и им довелось вытащить пробку дольмена первыми, после того, как последний человек поставил её на место тысячи лет назад, похоронив родственников. И остатки этих людей (как они лежат, какие вещи рядом с ними) доказывают, что это склеп . Иногда там несколько погребённых (чаще 2-3 человека, иногда, как в дольменах Абхазии до 15). Известны 2 типа захоронений:

скорченное , когда скелет лежит на боку с поджатыми к груди коленями;

пакет (мешочек) с костями, иногда расшитый бусами . В такой пакет складывали череп, длинные кости, иногда кости груди и таза. Это явление известное для эпохи бронзы – обрядовые процедуры были очень сложными.

Часто в конце XIX – начале XX в. скорченное положение погребённых воспринимали за сидячее . Некоторые костяки посыпаны красной охрой и углём . Во многих культурах древности охра являлась как бы символом крови, жизни в потустороннем мире . Значит, строители дольменов верили, что смерть лишь переход в иную жизнь , где человеку понадобятся вещи, которыми он пользовался в земной жизни. Поэтому рядом с погребением – личные вещи умершего (оружие, предметы украшения и т.п.) и напутственная пища (обычно в глиняных сосудах). Традиционный набор оружия – бронзовое копье и кинжал .

В подтверждение тому, что это не только погребальные памятники , но и культовые , археологи находят следы поминальных тризн, которые совершались на площадках перед дольменами – это керамическая посуда, кости животных и ножи.

Бывает, у входа в дольмен сложены окаменелости (моллюски и т.п.), выбранные из реки. Редко попадаются изображения животных . Например, у одного дольмена около станицы Новосвободной найдены 2 бронзовые с серебром статуэтки собак (одна – как лайка , другая – похожа на лисицу ), а у другого дольмена – с обелиском, частично повреждённая фигура быка . По неизвестной причине приблизительно в первой половине II в. до н.э. строительство дольменов прекратились . Но сооружения эпохи бронзы не были забыты. Ещё долгое время их использовали для захоронений и совершения тризн племена более позднего времени (меоты, адыги ).

Современные археологические исследования

Последние несколько лет в районе г. Геленджика работают две экспедиции. Одна из них под руководством кандидата исторических наук Б.В. Мелешко , — вот уже три сезона подряд ведёт раскопки дольменов Назаровой щели в районе курортного села Архипо-Осиповка . Работает эта экспедиция в рамках Института археологии Российской Академии Наук (РАН, г. Москва) . И её целью является не только раскопки определённого памятника, но и поиск и нанесение на карту новых местонахождений дольменов . Сейчас на Кавказе известно около 3-х тысяч дольменов. Но их истинное количество должно быть примерно в 3 раза больше (т.е. около 10 тысяч).

Вторая экспедиция работает от Института Истории Материальной Культуры (РАН, г. Санкт-Петербург) в долине реки Жане . Руководит ею кандидат исторических наук В.А. Трифонов . Работы экспедиции ведутся с 1997 года. Вместе с археологами из Санкт-Петербурга и Москвы, в неё принимали участие специалисты из США, Италии, Австралии, Дании, поэтому она вполне может называться Международной . В результате выполнения намеченных работ, предполагается вернуть комплексу долины реки Жане вид, максимально приближённый к оригинальному, включая дольмены, курганные конструкции и меж. курганное пространство . И создать природно-археологический заповедник , а в его пределах – археологический парк . Подобная методика известна на Западе как реконструктивная . В нашей же стране подобные работы проводятся впервые. Ещё в 2001 году Президентский фонд , выделивший средства на продолжение исследований, прямо назвал этот проект проектом общенационального значения .

Дольмен долины р. Пшада.

Благодаря элементам сходства между дольменами и широко известными мегалитами Европы и Азии, кавказские памятники остаются в центре внимания мировой доисторической археологии. Но пока у учёных в результате исследований больше вопросов, нежели ответов на них. Между нами и строителями гробниц эпохи бронзы пролегли тысячелетия истории. Вероятность когда-либо до конца разгадать тайну дольменов – ничтожна, но для тех, кого приворожила суровая красота этих памятников истории и удивительная атмосфера окружающего ландшафта, это уже не имеет значения .

«Обычные домики древних людей, только из камня», - в пику им заявляют скептики. «Прекрасные памятники архитектуры», - отзываются о дольменах ученых и археологи.

Удивительно, но, несмотря, на разницу восприятия и характеристик, по-своему правы они все. Потому как истинное предназначение дольменов, равно как и когда и кем они были построены – доподлинно не знает никто.

«Богатырские хатки» адыги называют «домом карлика»

Слово «дольмен» произошло от соединения двух слов бретонского языка, а именно «toal» - «стол» и «men» - «камень», что в дословном переводе означает «каменный стол».

Существуют и другие трактовки слова «дольмен» - «меняющий долю», а адыги, например, называют дольмены «сыпун» или «испуи», что в переводе означает «дом карлика». Для казаков эти загадочные каменные строения - «богатырские хатки».

Дольмены относятся к группе древних мегалитов (в переводе с греческого слово «мегалит» означает «огромный камень») и являются рукотворными сооружениями определенной формы, сложенными из массивных каменных плит или каменных блоков.

Evgenii Shabanov / Russian Look

Эти древние мистические сооружения, по оценкам некоторых ученых построены 7-8 тысяч лет (иногда называют даже цифру десять тысяч лет!) распространены по всему миру. В самых разных странах и культурах.

По возрасту, дольмены гораздо старше других каменных сооружений - египетских пирамид.

Среди всех версий о происхождении дольменов, наиболее интересна адыгейская. По адыгейским преданиям, дольмены – жилища карликов. В давние времена жили в горах племена карликов и великанов. Физически слабые карлики не в состоянии были самостоятельно построить себе дома, чтобы укрыться от непогоды.

Глядя на их бесприютную жизнь, великаны решили построить дома. Ведь любой из племени великанов без особых усилий мог выломать каменную плиту в горах и, взвалив ее на плечи, отнести к месту постройки. Между прочим, вес дольменов от 5 до 20 и более тонн.

Самый простейший вариант дольмена представляет собой каменное сооружение, составленное из нескольких больших каменных блоков, которые образуют некую архитектурную форму в виде буквы «П» (простейшие дольмены составлены из трех каменных блоков). Встречаются дольмены, выполненные из цельного куска камня, но это бывает гораздо реже.

Наибольший интерес представляют дольмены Кавказа, которые имеют завершенную архитектурную форму и состоят, как правило, из пяти-шести массивных каменных плит, - четыре плиты стоят вертикально, на них лежит пятая, а шестая плита выполняет функцию днища. Таким образом, дольмен образует некий каменный ящик.

Обычно в передней поперечной плите таких дольменов имеется отверстие, чаще всего круглой формы. Но иногда встречаются отверстия и квадратной или треугольной формы. Хотя ученые не исключают, что первоначально они имели именно круглую форму.

Иногда встречаются даже дольмены, вовсе не имеющие отверстия. Отверстие дольмена может закрываться каменной пробкой имеющей форму гриба и тщательно подогнанной под размер отверстия. Вес такой пробки может доходить до 100 килограммов.

Средние размеры Кавказских дольменов: три метра в длину, два в ширину и два в высоту. Диаметр круглого отверстия около 40 см. Вес каждой каменной плиты в среднем колеблется от 3 до 8 тонн. Каменные блоки, как правило, соединяются в паз и имеют очень высокую степень подгонки.

Хочешь увидеть дольмен – езжай к морю

Дольмены встречаются практически по всем миру. Во Франции, Англии, Германии, Бельгии, Голландии, Дании, Испании, в Болгарии и Турции, на побережье Средиземного моря, на островах Корсика и Мальта, в Испании и Португалии, в Африке и на Ближнем Востоке.


Фото: Gary Cook / globallookpress.com

Однако, одно из самых больших скоплений дольменов расположено вдоль побережья Черного моря, в особенности на территории Кавказа, где они встречаются в прибрежной полосе и тянутся вдоль побережья на 400 км от Анапы и Новороссийска до Абхазии.

Ширина этой полосы в сторону Новороссийска составляет 75 км и на этой территории, на настоящий момент, археологами найдено около 3000 дольменов (из 9000 известных во всем мире!).

Археологические раскопки на Кавказе продолжаются, - только в районе Геленджика найдено 100 дольменов. Более 40 из них находятся в районе Пшады - Михайловского перевала. Стены самого крупного в Краснодарском крае Пшадского дольмена достигают в длину до 4 метров.

Материал, из которого складывались дольмены, был различен, смотря по местности: в Дании и Британии - гранитные глыбы; в центральной и южной Франции, в Голландии и Испании - известняковые.


Фото: Sheila Terry / globallookpress.com

Но, знаете, что объединяет все дольмены в мире? Абсолютно все каменные монолиты расположены недалеко от побережья моря или океана.

Дольмены «подсказывают» людям, где безопасно

Ученые, исследовавшие немало древних дольменов, отмечают, что многотонные плиты, из которых складывали монолиты, снаружи почти не обработаны. Лишь иногда плиты украшены орнаментом. Но с внутренней стороны, образующей стенки камеры, практически всегда тщательно выровнены, иногда почти отполированы.

В 2006 году питерскими исследователями было сделано сенсационное открытие при раскопках дольмена в поселке Джубга.

На каменном блоке ученые обнаружили петроглиф с изображениями животных и человека. Такая находка сделана впервые в российской археологии. Скорее всего, изображения являются иллюстрацией к древнему мифологическому сюжету, героями которого были человек, олень, собака и другие животные.

Что интересно - вокруг мест, где стоят дольмены - одиночно или группой, бывает, происходят странные вещи.

Например, вокруг монолита оплывают грунты, срываются оползни, проносятся селевые потоки, но никогда исследователи не фиксировали никаких нарушений от этих «богатырских хаток». Даже, если бровка срыва оползня располагается всего в десятке метров от дольмена.

Кроме того, на местах древних оползней ни разу не встречались разрушенные части дольменов. Этот фантастический прогноз на тысячелетия вперед - воистину удивителен!

Ученые и обычные путешественники, побывавшие в местах массового скопления дольменов (например, в районе Геленджика), отмечают особое состояние души, находясь рядом с древними строениями.

Вместо переживаний, в сердце наступает покой, некоторым людям вдруг приходят на ум правильные решения давно мучающих их проблем. Кто-то утверждает, что дольмен «вылечил» его от давней болезни.

Источник youtube.com / пользователь loki4145

Повсеместность и общность архитектурных композиций мегалитов по всему миру у ученых и исследователей вызывает потрясающую догадку, что построены они прародителями человечества, когда на земле существовал единый народ.

Большая часть дольменов встречается на пустынных и бесплодных местах, по берегам моря. Одно время была в ходу гипотеза, что эти памятники были оставлены народом, распространявшимся из Азии, через северную Африку, на Пиренейский полуостров и далее во Францию, Германию и Данию, но этой гипотезе противоречит то обстоятельство, что северные дольмены (датские или британские) относятся по всем признакам к более древней эпохе, чем южные.

Согласно другой гипотезе – дольмены – прямое свидетельство существования легендарной Атлантиды. Атлантиду ищут то в Средиземном море, то в районах Атлантики, то в Черном море. Но всегда эти точки как-то совпадают с районами распространения дольменов.

Дольмены меняют свойства предметов

Первые исследования дольменов касались рентгеновского излучения вокруг дольменов. Результаты исследований показали, что радиационный фон самих дольменов, не сильно отличается от фона самой местности. Поскольку более 75 процентов мегалитов находятся на местах разломов земной коры, то, как следствие и радиационный фон несколько повышен.

Что касается излучения самими дольменами – здесь учёные пришли к единому мнению – всё чисто, приборы ничего не регистрировали.

Однако меняются времена, техника развивается, последние исследования показали, что при попадании в поле дольмена человека, волновые характеристики всё же регистрируются.

Кроме того, проведённые эксперименты с продуктами показали, что после нахождения их в дольменах, или рядом – меняются их органолептические свойства. Вода в ампуле, которая побывала в камере дольмена, отличалась от её собратьев по коробке, которые не приближались к дольмену. Дрожжи, побывавшие в дольмене, не были пригодны для выпечки хлеба, продукты же меняли свои вкусовые свойства.

Если дольмены влияют на воду, логично предположить, что изменения касаются так же и человека.

По аналогии, ученые приводят в пример странные «свойства» одной пещеры в Восточной Европе, где учёные проводили исследования в 80-е годы. У местных жителей она пользовалась недоброй славой. Поначалу учёные, установив в пещере аппаратуру, не зафиксировали абсолютно ничего.

Но как только в пещеру вошел человек, приборы «зашкалило». Скорей всего и дольмены как-то «откликаются» на присутствие рядом человека.

С точки зрения физики дольмен больше всего напоминает модель излучателя, материал дольмена - кварцевый песчаник, минерал, обладающий очень интересными свойствами, в частности, способностью генерировать электрический ток под воздействием сжатия (пьезоэффект), а также поддерживать постоянство колебаний (стабилизация частоты).

На этом основано его применение в радиотехнике. Под воздействием электрического тока кристаллы кварца генерируют ультразвук (обратный пьезоэффект). Установлено также, что при механических деформациях кварц способен генерировать радиоволны.

Разломы земной коры, вблизи которых расположены дольмены при определенных условиях способны играть роль волноводов, сами дольмены тогда могут выполнять функцию как приемников, так и излучателей.

Некоторые специалисты - учёные во главе с академиком археологии В. И. Морковиным, сходятся во мнении, что дольмены - не могильники, а технические устройства древней, предшествующей земной цивилизации.

Места строительства дольменов оказались соответствующими недавно открытой энергетической сетке нашей планеты.

Кварцевые составляющие песчаников плит обладают пьезоэлектрическими свойствами, форма дольменов отвечает требованиям волновой коробки; установлено, что и теперь дольмены способны генерировать ультразвук.

Дольмен влияет на людей, но не поддается их воле

Сомневающимися учеными были проведены исследования по изменению состава крови у людей, находившихся в поле дольмена. Оказалось, что за небольшой интервал времени у человека повышается уровень глюкозы в крови. А измерение давления показало, что оно в поле дольмена нормализуется.

Более того, некоторые вполне современные и образованные люди уверены, что дольмены имеют целебные свойства.

Чтобы обрести здоровье, мол, можно потереть его стену ладонью. А можно залезть на крышу сооружения. В Геленджикском районе ходит легенда о некоем питерском враче, уверенном, что излечить телесное здоровье человека может даже… фотография дольмена.

Однако чего здесь больше – реальных фактов или фантазий о всемогуществе древних мегалитов, каждый человек решает для себя сам.

Говоря о загадочных свойствах дольменов, нельзя не упомянуть интересную историю, происшедшую во времена СССР.

В 1960 году во двор сухумского музея перевозили дольмен из Эшери, археолог Александр Александрович Формозов рассказал её в своей книге «Памятники первобытного искусства на территории СССР».

Дольмен решили перевезти, видимо, для того, чтобы экскурсантам не надо было ехать куда-то далеко, чтобы посмотреть на уникальные кавказские мегалиты.

Для перевозки выбрали самый маленький и легкий мегалит и подвели к нему подъемный кран. Однако все усилия по подъему дольмена оказались напрасны.

«Как ни закрепляли петли стального троса к покровной плите, - рассказывает Формозов, - она не двигалась с места.

Вызвали второй кран. Два крана сняли многотонный монолит, но поднять его на грузовик оказалось им не по силам. Ровно год крыша лежала в Эшери, дожидаясь, когда в Сухуми прибудет механизм помощнее».

В 1961 году с помощью этого механизма все камни, наконец погрузили на автомашины.

Но главное было впереди - собрать домик заново. Крышу отпустили на четыре стены, но развернуть ее так, чтобы их края вошли в пазы на внутренней поверхности кровли, так и не смогли».

Дело в том, что дольмены не просто четыре стены, пол и потолок. Это своего рода «паззлы»: в их боковых стенах есть специальные пазы, в которые идеально входят выступы, сделанные в задней и передней стенах; такие же пазы есть и в крыше, которая «надевается» сверху на стены.

«В древности плиты были пригнаны друг к другу настолько, что клинок между ними не пролезал. Теперь тут остался большой зазор», вспоминал археолог.

Фильм создан участниками проекта «Атлас Культуры». Источник youtube.com

Загадки без ответов

Несмотря на многолетние исследования и обилие гипотез, загадка дольменов пока остается неразгаданной. Множество теорий как научных, так и альтернативных, зачастую противоречат друг другу и не раскрывают загадочного происхождения этих древних исполинов. Сможем ли мы когда-нибудь разгадать эту тысячелетнюю загадку и понять назначения дольменов?

1. Кем были построены дольмены? По данным археологии уровень жизни жителей местности, где обнаружены дольмены 8-10 тысяч лет назад был весьма примитивен. Они ещё не были знакомы с плугом и гончарным кругом, у них зарождалось мотыжное земледелие и изготовление медных изделий. Так как они могли вручную без помощи сложных механизмов построить эти «богатырские хатки»?

2. Каково предназначение дольменов? Археологи установили, что в эпоху бронзы и позднее их часто использовали для захоронения. В более позднее время стали хоронить в земле в каменных ящиках из более тонких плит и насыпать сверху курганы из земли. Были ли эти люди строителями самих дольменов?

Одна из версий описана в книге В. Мегрэ «Анастасия»: в дольмены уходили умирать лучшие представители цивилизации, медитируя, чтобы в духе навсегда остаться на Земле и сохранить для потомков необходимое им знание.

3. Как люди, находясь на многие тысячи километров, друг от друга, не имея транспортных средств и связи, могли построить почти одновременно подобные строения?

Источники информации:

Анатолий Веремьев "Загадки Дольменов"

"Наша планета"

"Путешествие к Дольменам"

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...