Московский Кремль — державный венец России. Московский Кремль — державный венец России Фото — экскурсия по территории

Среда, февраля 24, 2016

Все уже слышали про то, что Кремль был белым. Про это уже написано много статей, но люди до сих пор умудряются спорить. А вот когда его начали белить, и когда перестали? По этому вопросу утверждения во всех статьях расходятся, как и мысли в головах людей. Одни пишут, что белить начали в 18 веке, другие, что ещё в начале 17, третьи пытаются привести доказательства, что кремлёвские стены и вовсе не белили. Повсюду растиражирована фраза о том, что Кремль был белым до 1947 года, а потом вдруг Сталин приказал его перекрасить в красный. Так ли это было? Давайте, наконец-то, расставим все точки над и, благо источников хватает, и живописных, и фотографических.

Разбираемся с цветом Кремля: красный, белый, когда и почему —>

Итак, нынешний Кремль был построен итальянцами в конце 15 века, и, конечно же, они его не белили. Крепость сохраняла естественный цвет красного кирпича, в Италии есть несколько подобных, самый близкий аналог — замок Сфорца в Милане. Да и белить фортификационные сооружения в те времена было опасно: когда пушечное ядро попадает в стену, кирпич повреждается, побелка осыпается, и хорошо видно уязвимое место, куда следует целиться повторно, для скорейшего разрушения стены.


Итак, одно из первых изображений Кремля, где хорошо виден его цвет — икона Симона Ушакова «Похвала Владимирской иконе Божией Матери. Древо государства Российского. Написана она в 1668 году, и Кремль тут красный.

Впервые, в письменных источниках побелка Кремля упоминается в 1680 году.
Историк Бартенев, в книге «Московский Кремль в старину и теперь» пишет: «В докладной записке, поданной 7 июля 1680 г. на имя царя, сказано, что укрепления Кремля «не белены», а Спасские ворота «прописаны были черленью и белилом в кирпич». В записке спрашивалось: выбелить стены Кремля, оставить их как есть или расписать «в кирпич» как Спасские ворота? Царь повелел выбелить Кремль известью…»
Так что, по-крайней мере с 1680-х годов нашу главную крепость белили.


1766 год. Картина П. Балабина по гравюре М. Махаева. Кремль тут явно белый.


1797, Жерар Делабарт.


1819, художник Максим Воробьёв.

В 1826 году в Москву приезжал французский писатель и драматург Франсуа Ансело, он в своих мемуарах описал белый Кремль: «На этом мы покинем Кремль, мой дорогой Ксавье; но, снова оглядываясь на эту древнюю цитадель, пожалеем о том, что, исправляя разрушения, нанесенные взрывом, строители сняли со стен вековую патину, придававшую им столько величия. Белая краска, скрывающая трещины, придает Кремлю видимость молодости, не соответствующую его форме и зачеркивающую его прошлое».


1830-е, художник Раух.


1842, дагеротип Леребура, первое документальное изображение Кремля.


1850, Йозеф Андреас Вейс.


1852 год, одна из самых первых фотографий Москвы, Храм Христа Спасителя строится, а стены Кремля побелены.


1856, подготовка к коронации Александра II. К этому событию побелку местами обновили, конструкции на Водовзводной башне — каркас для иллюминации.


Тот же 1856 год, вид в противоположную сторону, ближняя к нам — Тайницкая башня со стрельницей, выходящей на набережную.


Фотография 1860 года.


Фотография 1866 года.


1866-67 год.


1879 год, художник Пётр Верещагин.


1880 год, картина английской школы живописи. Кремль всё ещё белый. По всем предыдущим изображениям делаем вывод, что кремлёвская стена вдоль реки белилась в 18 веке, и так и оставалась белой до 1880-х годов.


1880-е годы, Константино-Еленинская башня Кремля изнутри. Побелка постепенно осыпается, и обнажает красно-кирпичные стены.


1884 год, стена вдоль Александровского сада. Побелка сильно осыпалась, подновили только зубцы.


1897, художник Нестеров. Стены уже ближе к красному, чем к белому.


1909 год, облезные стены с остатками побелки.


Тот же 1909 год, на Водовзводной башне ещё хорошо держится побелка. Скорее всего её белили в последний раз позже, чем остальные стены. Из нескольких предыдущих фотографий становится ясно, что стены и большинство башен последний раз белили в 1880-е годы.


1911 год. Грот в Александровском саду и Средняя Арсенальная башня.


1911 год, художник Юон. В реальности стены были, конечно, более грязного оттенка, разводы от побелки более явные, чем на картине, однако общая гамма уже красная.


1914, Константин Коровин.


Пёстрый и облезлый Кремль на фотографии 1920-х годов.


А на Водовзводной башне побелка всё ещё держалась, середина 1930-х.


Конец 1940-х, Кремль после реставрации к 800-летию Москвы. Тут башня уже явно красная, с белыми деталями.


И ещё две цветные фотографии 1950-х годов. Где-то подкрасили, где-то оставили облезлые стены. Не было тотальной перекраски в красный цвет.


1950-е. Эти две фотографии взяты отсюда: http://humus.livejournal.com/4115131.html

Спасская башня

Но с другой стороны всё оказалось не так просто. Некоторые башни выбиваются из общей хронологии побелки.


1778, Красная площадь на картине Фридриха Гильфердинга. Спасская башня красная с белыми деталями, однако стены Кремля побелены.


1801, акварель Фёдора Алексеева. Даже при всей пестроте живописной гаммы, видно, что Спасскую башню всё-таки побелили в конце 18 века.


А после пожара 1812 года вновь вернули красный цвет. Это картина английских мастеров, 1823 год. Стены неизменно белые.


1855, художник Шухвостов. Если хорошо приглядеться, видно, что цвета стены и башни различаются, башня темнее и краснее.


Вид из Замоскворечья на Кремль, картина неизвестного художника, середина 19 века. Здесь Спасская башня снова выбелена, скорее всего, к торжествам по случаю коронации Александра II в 1856 году.


Фотография начала 1860-х годов. Башня белая.


Ещё одна фотография начала — середины 1860-х годов. Побелка башни кое-где осыпается.


Конец 1860-х. И тут вдруг башню опять покрасили в красный цвет.


1870-е. Башня красная.


1880-е годы. Красная краска облезает, кое-где видны вновь выкрашенные места, заплатки. После 1856 года Спасскую башню больше никогда не белили.

Никольская башня


1780-е годы, Фридрих Гильфердинг. Никольская башня ещё без готической верхушки, украшена раннеклассическим декором, красная, с белыми деталями. В 1806-07 годах башня была надстроена, в 1812 году подорвана французами, разрушена почти на половину, и восстановлена уже в конце 1810-х годов.


1823 год, свеженькая Никольская башня после восстановления, красного цвета.


1883, башня белая. Возможно, побелили её вместе со Спасской, к коронации Александра II. И обновили побелку к коронации Александра III в 1883 году.


1912 год. Белой башня оставалась вплоть до революции.


1925 год. Башня уже красная с белыми деталями. Красной она стала в результате реставрации 1918 года, после революционных повреждений.

Троицкая башня


1860-е годы. Башня белая.


На акварели английской школы живописи 1880 года башня серая, такой цвет даёт подпортившаяся побелка.


И в 1883 году башня уже красная. Выкрашена или почищена от побелки, скорее всего, к коронации Александра III.

Подведём итоги. По документальным источникам, Кремль впервые побелили в 1680 году, в 18 и 19 веках он был белым, за исключением Спасской, Никольской и Троицкой башен в определённые периоды. Стены последний раз побелили в начале 1880-х годов, в начале 20 века побелку обновили только на Никольской башне, возможно ещё на Водовзводной. С тех пор побелка постепенно осыпалась и смывалась, и к 1947 году Кремль естественным образом принял идеологически верный красный цвет, в некоторых местах при реставрации его подкрасили.

Стены Кремля сегодня


фото: Илья Варламов

На сегодняшний день в некоторых местах Кремль сохраняет естественный цвет красного кирпича, возможно, с лёгким тонированием. Это кирпичи 19 века, результат очередной реставрации.


Стена со стороны реки. Тут хорошо видно, что кирпичи покрашены в красный цвет. Фотография из блога Ильи Варламова

Все старые фотографии, если не указано иное, взяты с сайта https://pastvu.com/

Над публикацией работал Александр Иванов.

Автор: Список желаемых точек сильно порезали - не разрешили съемку с крыш зданий, не разрешили подняться на некоторые башни, но самое главное, кремлевскую стену, оставили. Погулять по кремлевским стенам, взобраться на недоступные башни, было моей давней мечтой, и вот она осуществилась! В первой части я выложу прогулку по стенам Кремля.

01. Вот такая лестница ведет на Спасскую башню. На башне есть две площадки, одна под часами, вторая над.


02. Рассвет.


03.


04.


05. Немного приблизим...


06. Вид на Красную площадь со Спасской башни.


07. Исторический музей и мавзолей.


08. По периметру кремлевской стены есть дорожка. Вдоль нее проложены трубы с какими-то коммуникациями, а также элементы подсветки и системы безопасности.


09. Стена. Вид с Константино-Еленинской башни.


10. За стеной все не так красиво, как в туристических зонах. Например за Беклемишевской башней сложен какой-то мусор. Слева можно увидеть крепление для кремлевской елки.


11.


12.


13. Символ Москвы на здании Сената


14. Как я говорил, на стене стоят прожектора подсветки. Ходить свободно там сложно.


15. Лестница в одной из башен. Большинство башен пустые внутри, там располагается электрооборудование и коммуникации.


16.


17.


18. Площадка на Тайницкой башне.


19.


20. Несмотря на большое количество датчиков и камер, городские сумасшедшие иногда пытаются брать стену штурмом.


21. Благовещенская башня

22.


23.


24. У кремлёвской стены между Комендатской и Троицкой башнями находится интересное гражданское сооружение середины XVII в. - так называемый Потешный дворец.


25. В XIX в. в Потешном дворце жил комендант Москвы, в XX вю - здесь была первая кремлёвская квартира И.В. Сталина (до 1932 г.). Потешный дворец - единственный сохранившийся в Кремле архитектурный памятник боярского жилья.


26. Камеры.

27. Комендантская башня


28. Боровицкая башня. Интересно, что по указу царя Алексея Михайловича 1658 года Боровицкая башня была переименована в Предтеченскую по расположенной рядом церкви Рождества Иоанна Предтечи под Бором. Однако, старое название башни все же выжило и дошло до наших дней.

29. Моя тень.


30. Вид со смотровой площадки Боровицкой башни на Оружейную палату и БКД.


31.


32.


33. «Дом на набережной»


34.


35. Стена, вид с башни.


36.


37.

38.


39.


40. Удивительно, но на стене есть ворота. Здесь они нужны для того, чтобы музыканты Президентского оркестра, расположенного в Троицкой башне, не смогли убежать;)


41.


42. А это теплица, в ней выращивающая растения, которыми украшают интерьеры помещений кремля.


43. А вот и музыкант.


44. Арсенал.


45. На трубах очень много надписей, их оставили солдаты, которые несли здесь службу.


46.


47. Вечный огонь славы у могилы Неизвестного солдата


48.


49.


50. Грот «Руины» в Александровском саду


51.


52.

53.


54.


55.

56.


57. Двери в башне старые)


58.


59.

60.


61.


62.А это царская башня. Небольшая башенка поставлена прямо на стену в 80-х годах XVII века между Спасской и Набатной башнями Кремля. Ее восьмигранный шатер на кувшинообразных столбах напоминает распространенные в это время рундуки крылец каменных жилых хором.


63. Название башни связано с легендой, по которой она служила своеобразной сенью над царским троном, откуда государь всея Руси мог со стен Кремля наблюдать за событиями, происходившими на Красной площади. Вид с нее плохой.


64.


65.

66. Лестница в одной из башен.

67.


68.


69.


70. А это закат со Спасской башни.


71.


72.


73.


74.


75.


76.


77.


78.


79.


80.


81.


82.

В самом центре столицы расположены свидетели знаменательных событий прошлого и места, где вершится настоящее – Кремль и Красная площадь. Древние и уникальные, любимые и мистические – эти места давно стали не просто визитками Москвы, а и символами страны. Осмотреть достопримечательности Московского Кремля и Красной площади – задача №1 для любого туриста.

Одна из визиток столицы известная далеко за пределами страны — Большой Кремлевский дворец — расположена вдоль набережной Москва-реки. Современный дворец построен при Николае I группой архитекторов под руководством К. Тон на месте некогда существовавших конструкций времен Ивана III и Елизаветы Петровны. Величественное сооружение по высоте равно 15-этажному зданию, а по занимаемой площади больше 3 футбольных полей. В комплекс входит вновь возведенное здание дворца, Грановитая, Царицына и Оружейная палаты, Теремной дворец и церкви.

За изысканным фасадом дворца скрываются около 700 помещений, среди которых 5 орденских залов, парадные и жилые помещения императорской семьи и служебные помещения. Главная достопримечательность дворца, который сейчас является резиденцией президента, это роскошные интерьеры с уникальным паркетом, позолотой и мрамором.

Соборы

Московский Кремль – сокровищница русского искусства и духовности. Отдельной ее составляющей служат уникальные соборы, которых сохранилось всего 8.

Собор Василия Блаженного

Самый яркий и неповторимый из существующих храмов – Собор Василия Блаженного. Особенность построенного в 1561 г. храма в уникальных главах, ни одна из которых не повторяет рисунок другой, все 10 абсолютно разные. Храм не всегда был таким красочным. Первоначально сооружение было из белого камня и кирпича, а в XVII в. его купола и стены были украшены цветными узорами. С чем это связано доподлинно неизвестно, как и кто именно возвел храм. Есть версия, что архитектором был Николай Постник по прозвищу Барма или это были 2 разных человека.

Собор представляет собой 10 церквей, построенных на одном основании. В центре Покровский храм, давший собору второе название. Вокруг него 4 большие церкви, указывающие стороны света, и еще 4 между ними. Весь ансамбль опоясан обходной галереей.

Архангельский собор

Особняком среди Кремлевских храмов стоит Архангельский собор. Построенный в XIV в. он не выделятся ни роскошью экстерьера, ни богатством красок. Торжественное сооружение в ренессансном стиле изначально строилось как усыпальница и посвящено архангелу, этому и подчинены и особенности архитектуры, и выбор элементов декора.

Пятиглавый собор по традиции храмов, возведенных в честь архангелов и святых, венчают серебряные шлемовидные купола и только центральный купол – позолоченная полусфера. Фасад, первоначально покрашенный под красный кирпич, а позже перекрашенный в белый цвет, украшают сохранившиеся нетронутыми пилястры, капители, розетки и арки. Интерьер претерпел значительных изменений. Уникальные фрески остались только у захоронения Ивана Грозного. Достопримечательности собора – икона, изображающая архангела Михаила, и «Благодатное небо» и 56 захоронений князей и царей.

Благовещенский собор

Среди многих возведенных итальянскими мастерами Кремлевских храмов Благовещенский собор выделяется своей архитектурой. Он стал памятником отечественного зодчества, объединив черты присущие московской и псковской школам. Построенный как домовая церковь в 1489 г., собор достраивался и украшался до 1560 –х гг., когда он приобрел современный вид. К этому времени 3-хглавый, окруженный папертями собор пополнился еще церквями и галереями и теперь его венчают 9 куполов.

Один из самых любимых князьями и царями соборов отличает роскошь от пола из яшмы и агата и красивейшего иконостаса до золотого креста, который так и не нашел Наполеон, и механических часов, прообраза Московских курантов. Собор полон загадок. Это и цаты — полумесяцы под крестами куполов, и чудотворные иконы. Одной из тайн являются изображения греческих философов на паперти среди других работ иконописца Едикеева, которому была поручена роспись храма. Сейчас в храме службы не проводятся, здесь расположен музей.

Успенский собор

Успенский собор — один из главных московских храмов и несомненно один из самых неоднозначных. До сих пор неизвестно, почему от его строительства отказались псковские зодчие, чьи мощи лежат в основании собора и многое др. В 1479 г. по указанию Ивана III на месте храма И.Калиты возвели Успенский собор, которому суждено было стать важнейшим храмом на 6 веков. В нем короновали, возводили в сан, служили молебны, присягали на верность и оглашали государственные акты. В Успенском соборе короновали первого из рода Романовых, а графа Л.Толстого отлучали от церкви.

Строительство было поручено итальянскому католику Фиорованти, который справился с задачей, возведя храм, привлекающий внимание строгим фасадом и златыми шлемовидными куполами. За кажущейся простотой архитектуры скрыты новаторские приемы, сделавшие собор выдающимся. Сейчас в нем расположен музей, но проводятся и праздничные богослужения.

Колокольня Ивана Великого

Колокольня Ивана Великого – удивительный комплекс, который строился около 3 веков, с 1505 по 1815 гг. В его состав вошла Успенская звонница с Филаретовой пристройкой и сама колокольня «Иван Великий». Первой появилась колокольня, которая служила для 3-х расположенный рядом соборов. Тогда она была немного ниже, чем сейчас. Спустя почти столетие при Борисе Годунове был надстроен последний ярус. При высоте 81 м колокольня стала самым высоким сооружением города, каким и оставалась до конца XIX в.

В 1552 г. у колокольни возвели Успенскую церковь, которую перестроили в звонницу. В 1624 г. у звонницы появилась Филаретова пристройка. Последние были разрушены во время отступления Наполеона из Москвы, и вновь отстроены значительно позже. Сейчас в колокольне разместились музеи, а поднявшись наверх туристы попадают на одну из лучших в городе смотровых площадок, откуда открывается удивительный вид на Кремль.

Верхоспасский собор

Верхнеспасский собор не спутать ни с одним другим – его крышу украшают 11 барабанов с золотыми куполами. Храм представляет собой комплекс домовых церквей, устроенных прямо в Теремном дворце. Истоки собора уходят в XVII в. к домовым храмам, когда в 1627 г. на женской половине дворца была построена Екатерининская церковь. Несколькими годами позже для царя и царевичей на мужской половине возвели церковь Спаса Нерукотворного с приделом Иоанна Предтечи.

К середине века над Екатерининской появляется церковь Св. Евдокии, которая позднее будет переосвящена в честь Воскресенья Словущего. А над приделом возводят храм Воздвижения Господня или Распятский. Объединил все храмы Осип Старцев во время реконструкции. На крышу были вынесены купола, установленные на расписанные изразцами мастера из Ново-Иерсаимского монастыря барабаны. Внешний вид собора с тех пор мало изменился, интерьер же многое потерял.

Церковь Двенадцати Апостолов

Церковь Двенадцати Апостолов – домовой храм иерархов Русской Православной Церкви, который примыкает к Патриаршему дворцу. Построена при патриархе Никоне, который для ее украшения пригласил самых известных зодчих и живописцев. Ее красота и богатство, не уступающие Теремному дворцу с храмами, стали причиной опалы патриарха. Церковь Двенадцати Апостолов – последнее из храмовых сооружений Кремля. Ее архитектура повторяет элементы окружающих ее соборов, объединяя их в единый ансамбль.

После упразднения патриаршества храм понемногу ветшает. Значительный урон был нанесен ему в 1917 г. Сейчас в единственной в городе церкви, посвященной этому празднику, расположен музей, как и в самом дворце. Уникальная живопись, украшавшая стены храма, почти не сохранилась, но вниманию посетителей предлагается богатейшая выставка икон.

Храм Положения ризы Божией Матери во Влахерне

Скромная одноглавая церковь Положения ризы Божьей Матери во Вахерне – память о чуде, которое стало возможным благодаря ризе Богоматери. Напавшие на Кремль татары, первую атаку которых осажденные в Кремле отбили, почему-то ушли, оставив награбленное. В память об этом был возведен деревянный храм, который сгорел при пожаре. Псковские мастера в 1486 г. построили каменную церковь, которая стала домовой для русских патриархов и митрополитов. Но с появлением храма Двенадцати апостолов ее роль меняется, она стает еще одной дворцовой церковью. Ее перестраивают, открытые паперти превращают в крытые галереи, по которым царица следует в Успенский собор.

Церковь сильно пострадала дважды: при пожаре в 1737 г. и артобстреле 1918 г. В ходе реставрации была восстановлена настенная роспись, которая вместе с иконостасом придает храму камерности. На галерее отреставрированной церкви разместился музей русской скульптуры.

Музеи

В 1991 г. из нескольких государственных музеев Кремля был основан одноименный музей-заповедник. Он включил в себя:

  • музеи-соборы, в которых расположены выставки: Архангельский, Благовещенский и Успенский
  • церкви Ризоположения, 12 апостолов
  • колокольню «Иван Великий»
  • Патриаршие и Оружейную палаты

Оружейная палата

Оружейная палата – многовековое наследии русских царей и патриархов. Первое упоминание о ней датируется 1547 г., только тогда она называлась Оружейный приказ, в который входила Большая казна, где хранились все драгоценности, Оружейная палата с оружием, обмундированием и знаменами, Конюший приказ с экипажами и Мастерские палаты. Современная Оружейная палата занимает 2 этажа в Большом Кремлевском дворце. Ее экспозиция расположена в 9 залах и представляет более 4 тыс. экспонатов декоративно-прикладного искусства.

Здесь выставлены произведения мастеров не только России и Европы, но и Востока. Среди них уникальная коллекция тронов, крупнейшее собрание государственных регалий, редкие экземпляры оружия, предметы искусств «домонгольской» Руси и др. Самыми знаменитыми экспонатами выставки являются шапка Мономаха, яйца работы Фаберже, трон Ивана Грозного, парадный наряд Петра I и др.

Алмазный фонд

Алмазный фонд – это выставляемая в Оружейной палате отдельная экспозиция, которая является частью Гохрана РФ. Начало собранной в фонде коллекции положил Петр I, который своим указом признал находящиеся в царских покоях сокровища государственными. Коронационные регалии, драгоценности при необходимости выдавались, а затем вновь возвращались в Бриллиантовый кабинет, а затем Оружейную палату.

После революции были распроданы многие драгоценные экспонаты фонда. Сегодня коллекция Алмазного фонда представляет собой около 70 экспонатов, среди которых исторические камни, самоцветы, алмазы, самородки, ордена и уникальное собрание корон. Посетители смогут увидеть знаменитые бриллиант «Орлов», колумбийский изумруд, 9-тикилограммовый самородок «Верблюд», большая и малая имперские короны и др.

Государственный исторический музей

Привлекает внимание однородностью с ансамблем Московского Кремля здание из красного кирпича, расположенное в северо-западной части Красной площади. Здесь с 1883 г. находится Исторический музей, экспозиции которого расскажут о истории Руси с древних времен и до современности.

На 2 этажах музея в 39 залах в хронологическом порядке размещено 22 тыс. экспонатов, что составляет меньше 1% всего музейного фонда. Переходя из зала в зал, посетители из первобытного общества попадают в наши дни. Среди экспонатов выдолбленный из дерева челн, бивни мамонта, культовое сооружение из плит, средневековые доспехи, ордена и др. Ценность представляют в том числе и интерьеры музея, над которыми работали Айвазовский, Репин, Коровин и др.

Башни

Московский Кремль имеет форму треугольника, в вершинах которого расположены круглые башни (Беклемишевская, Водовзводная и Угловая Арсенальная), остальные 17 имеют прямоугольную форму. Несмотря на некоторую схожесть все башни неповторимы. Самой высокой признана Троицкая башня, размер которой вместе со звездой составляет около 80 м, что чуть ниже колокольни «Иван Великий». Несколько ей уступает известная курантами Спасская башня, проезжая через которую следовало спешиваться и снимать головные уборы.

Самая маленькая и непохожая на другие – Царская башня, высота которой не превышает 17 м. Своим название она обязана Ивану Грозному, любящему отсюда наблюдать за происходящим на Красной площади. Еще одно уникальное сооружение – Кутафья башня – единственная из предмостных, т.е. невстроенных в стену. Каждая башня интересна по-своему: Тайницкая первой появилась, Угловая Арсенальная хранит родник и подземелье, через Боровицкую правительственные кортежи въезжают в Кремль.

Достопримечательности

Красная площадь – символ, сердце и исторический центр Москвы. Это популярное туристическое место, где расположено множество достопримечательностей, входит в программу для обязательного просмотра.

Нулевой километр

Нулевой километр – новая достопримечательность Москвы, появившаяся только в 1996 г. Знак должен был появиться в столице еще в 1985 г., но не смогли определиться с местом установки. Этот бронзовый знак показывает точку начала отсчета расстояний. Обычно он находится близ главпочтампа, но в Москве было решено поместить его в центре туристических маршрутов у Иверской часовни, поясняя это тем, что перед дорогой каждый москвич шел поклониться ей, прося заступничества.

Знак представляет собой поделенный на 4 части квадрат, символизирующие части света, вписанный в него кругом. На барельефе квадрата изображены животные. В его центре восьмиконечный значок с надписью. Несмотря на молодость достопримечательность очень популярна. Существует примета: если встать в центр знака лицом к часовне на одну ногу и левой рукой через левое плечо кинуть монетку так, чтобы она осталась в пределах круга, то загаданное желание обязательно сбудется.

Воскресенские ворота

Между зданием Исторического музея и Городской думы расположены Воскресенские ворота с двойным проездом, через которые туристы попадают на Красную площадь. Ворота отстроены в 1995 г. на том же месте, где они до 1931 г. находились. Первые ворота были возведены еще в XV в. и носили название Львиных, т.к. в ров перед ними был помещен подарок от английского короля — клетки со львами. Позже они сменили еще несколько названий: Богоявленские в честь церкви, Неглименские из-за моста через речку, по расположенным неподалеку дворам Троицкие и Курятные, пока не стали Иверскими из-за иконы, которую здесь встречали с Афона.

После реставрации на них изобразили воскрешение Христа и ворота стали называться Воскресенскими. Их снесли как царский памятник, к тому же они не позволяли въезжать на площадь крупной технике во время парада. На этом месте был установлен памятник рабочему. Сейчас эти отстроенные в красном кирпиче с белыми вставками двухарочные ворота – одна из визиток столицы.

Дом губернского правления

Достаточно скромное на фоне яркого ансамбля Красной площади здание губернского правления не бросается в глаза. Возведенное в 1730-40-х гг. по проекту П.Гейдена строение было частью Китайгороского монетного двора. Не все его корпуса сохранились, на фундаменте некоторых построены новые здания – Городская Дума. Дом губернского правления – 2-хэтажное здание в стиле барокко. Его фасад украшают изящные пилястры, карнизы, ризалиты и фигурки путти. Посередине размешены проездные ворота, через которые видно здание Старого Монетного двора.

Внутри здания были обустроены парадные залы для торжественных заседаний присутственных мест, позже здесь располагалась Московская дума. После революции в здании некоторое время были коммунальные квартиры. Сейчас помещения дома сдаются некоммерческим организациям, часть снимает ювелирный магазин.

ГУМ

ГУМ — уникальный торговый город в историческом центре Москвы. Наследник Верхних торговых палат- универсам специализируется на предметах роскоши и занимает целый квартал. На площади у Кремля всегда процветала торговля. Чтобы упорядочить лавки, стойки и придать торговую месту цивилизованный вид, сначала были построены Торговые ряды, которые в 1893 г. сменил пассаж — Верхние торговые ряды. Они просуществовали до 1917 г., когда их закрыли как пережиток царизма. В 1922 г. их открыли, но уже как ГУМ, который стал символом новой политики, которому суждено было проработать до 1930 г. Вновь ГУМ открылся уже только в 1953 г. после смерти Сталина и Берия.

Современный ГУМ – это торгово-развлекательный центр, занявший историческое здание в псевдорусском стиле со стеклянной крышей, под которой разместились 3 продольных и 3 поперечных прохода. Здесь представлена продукция более 100 мировых брендов, кинозал и рестораны.

Мавзолей В.И. Ленина

Мавзолей В.И.Ленина – одно из самых неоднозначных сооружений Москвы. Созданный как ритуальная усыпальница, он давно уже стал музеем. Мавзолей, который внесен в Списки Мирового наследия ЮНЕСКО, — третий по счету. Первые два были деревянными. Последний мавзолей построен в форме пирамиды из мрамора, гранита, лабрадорита и кварца. Он представляет собой сооружение высотой 12 м и шириной 24 м.

Внутри расположены Траурный зал с саркофагом, в котором хранится тело вождя, и колумбарий, где предполагали сохранять прах других политических деятелей. Последний не используется и посетителям не показывается. Мавзолей вписался в архитектуру Красной площади, но до сих пор порождают массу вопросов: от выбора формы самого здания, до необходимости бальзамирования.

Лобное место

Одна из достопримечательностей Красной площади — Лобное место — не бросается в глаза. Небольшое круглое возвышение высотой в 1 м и диаметром в 13 м окружено каменным парапетом. Неброская архитектура не привлекает внимание, однако сооружение имело важное значение — отсюда произносились торжественные речи и зачитывались указы, здесь возводили на царство и выставляли мощи святых, проводили забастовки и выставляли произведения искусства.

Хотя легенды связывают это место с публичными казнями. На самом деле на Лобном месте никого не казнили, скорее легенды пошли из-за ложной этимологии. Словосочетание появилось при переводе с иврита места в Евангелии, где говорилось о казни на Голгофе. А Лобным место называется из-за близости Васильевского спуска, который в средневековье называли «лоб». Раньше именно сюда туристы кидали монетку, чтобы снова вернуться, теперь эту миссию выполняет Нулевой километр.

Царь-пушка

Самая большая по калибру пушка в мире – Царь-пушка установлена на Ивановской площади между Церковью 2 апостолов и колокольней «Иван Великий». Выдающееся произведение артиллерийского искусства было изготовлено на Пушечном дворе литейщиком А.Чоховым по указу сына царя Ивана Грозного – Федора Ивановича в 1586 г. Это действующее оружие, т.к. в стволе стоит печать литейщика, которая ставилась только после пробного выстрела. Длина этого гиганта – 5 м, а вес 40 т, для ее перемещения требовалось около 200 лошадей.

На бронзовом стволе в окружении орнаментов, фризов и надписей есть конное изображение царя, что дало название «Царь-пушка». В 1835 г. на заводе Санкт-Петербурга для пушки из чугуна был отлит лафет, который только подтвердил название, его украшает голова царя зверей – льва. Исследователи утверждают, что знаменитый гигант вовсе не пушка, а стенобитная бомбарда, т.к. лафет не рассчитан на ее выстрел. Как бы то ни было, Царь-пушка – одно из достижений XVI в.

Царь-колокол

Еще один монстр литейного мастерства – Царь-колокол расположен на Ивановской площади у восточной части колокольни «Иван Великий». Отлитый семьей литейщиков Моториных в 1730 г. по указу царицы Анны Иоанновны колокол никогда не звонил, более того его никогда не поднимали на колокольню. Оставить память о своем правлении царица захотела вслед за своими предшественниками. Годуновский колокол, весивший 33 т, прослужил менее 50 лет и раскололся при пожаре. Такая же участь постигла и созданный при Алексее Михайловиче Романове колокол, вес которого составлял 130 т.

Царь-колокол был отлит в 1736 г. однако из ямы его вытащили только спустя почти 100 лет из-за веса в 200 т. Только тогда обнаружился отколотый кусок в 11 т. Колокол, высота которого достигает 6 м, а диаметр около 6,6 м, был установлен на то место, где стоит и сейчас. Споры о необходимости реставрации не затихают, но попыток ее осуществить не было.

Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому

Памятник Минину и Пожарскому – первый крупный монумент в Москве, установленный на Красной площади перед собором Василия Блаженного. До этого в честь важных событий открывались храмы, арки и т.д. К 200-летию Второго ополчения и победы 1612 г. над интервентами в 1803 г. было предложено создать скульптурную композицию. Она должна была изображать предводителей ополчения – князя Дмитрия Пожарского и старосту Кузьму Минина.

Именно они организовали отпор польско-литовским и шведским завоевателям в Нижнем Новгороде, куда и предназначался монумент. Но памятник остался в столице. Установленный в 1818 г. перед Верхними торговыми рядами, в ходе реконструкции площади его перенесли к собору. Памятник, на создание которого ушло 18 т меди и латуни и отлитый за 1 раз, стал настоящим украшением площади.

Арсенал

Между Никольской и Троицкой башнями вплотную к Кремлевской стене расположился Цейхгауз или Арсенал. Это возведенное по указу Петра I в 1736 г. строение должно было служить не только складом оружия, но и музеем, в котором выставлялись военные трофейные знамена, оружие и обмундирование. Двухэтажное здание в форме трапеции с большим внутренним двором строилось больше 30 лет. В 1812 г. его взорвали. Работы по реконструкции велись до 1828 г. Сейчас его фасад украшают глубокие арочные окна, расположенные попарно, и фризы.

Московский Кремль — древнейшая часть Москвы, главный общественно-политический и историко-художественный комплекс города, официальная резиденция президента Российской Федерации. Первые поселения на территории Московского Кремля относятся к бронзовому веку (II тысячелетие до н. э.). У современного Архангельского собора было найдено финно-угорское поселение, относящееся к раннему железному веку (вторая половина I тысячелетия до н. э.).

Ниже вы увидите шикарную реконструкцию в виде отличных фото, которые показывают, как выглядел кремль 300 и 200 лет назад. А перед этим совсем кратенько пробежимся по истории. Ну а самых любознательных ждет еще и док. фильм "Неизвестный Кремль".
В далекие времена в месте впадения Неглинной в Москву-реки на Боровицком мысе появилось первое поселение будущей Москвы. В 1147 году князь Юрий Долгорукий давал здесь свой пир. Это летописное упоминание вошло в историю как год основания нашей столицы.


Уже в то время поселение окружали вал и деревянные стены. В этом месте Юрий Долгорукий в 1156 году обустраивает крепость, ставшую знаменитым московским Кремлем.
Пожары в Москве в то время были нередким случаем. В 1337 году почти весь город погорел, поэтому к 1340 году Кремль был окружен новыми дубовыми стенами.
Очередной пожар 1354 года снова уничтожает Кремль. Повторное событие происходит еще через 10 лет. У правителей города остро встала нужда в решении этой проблемы.
Дмитрий Иванович решает окружить Кремль каменными укреплениями. Начинаются плотные работы по доставке известняка, и с 1368 года в городе возвышаются белокаменные стены.


Современный вид Кремля сложился в 1485-1495 году по инициативе Ивана III. В строительстве было задействовано огромное количество лучших зодчих «всея Руси». Также на постройке стен и башен крепости были задействованы итальянские мастера в области строительства оборонительных сооружений. Итальянцы в то время строили Москву повсеместно, но все же исконно русские замыслы не были убиты, иноземное влияние сошло на нет.
Первая Тайницкая башня в Кремле была построена в 1485 году Антоном Фрязиным. Здесь же были обеспечены тайные проходы к реке и колодец, обеспечивающий защитников крепости водой.

В 1487 году юго-восточный угол заняла Беклемишевская круглая башня Марко Фрязиным. Чуть позже были построены и все остальные башни Кремля.

Часы Спасской башни московского Кремля
Народом почитались главные ворота Фроловской башни. Через них не проходили на лошадях и с покрытой головой. Позже Фроловская башня была переименована в Спасскую из-за помещенных здесь икон Спаса Смоленского и Спаса Нерукотворного. Согласно документам главные часы государства в этой башне появились еще в 1491 году.
В 1625 году часы заменили на новые. Мастером выступил Христофор Головей, а Кирилл Самойлов отлил для них 30 колоколов.
Очередное обновление часов прошло при Петре I. С переходом на единый суточный счет времени на Спасской башне закрепились голландские часы с 12 делениями. Но и им после пожара 1737 года пришлось отойти с почетного поста.
Часы нашего времени были установлены в 1852 году братьями Бутеноп.




Февральская революция у стен Кремля

Рубиновые звезды московского Кремля
В 1935 году на вершины Спасской, Никольской, Боровицкой и Троицкой башен устанавливаются звезды из нержавеющей стали, облицованной красной позолоченной медью. В центре звезд находится 2-метровая эмблема серпа и молота, украшенная драгоценными камнями. Для установки звезд даже пришлось немного перестроить башни. Так или иначе, за два года камни на звездах выцвели, и в 1937 году принимается решение об установке рубиновых звезд.
Московский кремль является символом Российской Федерации, почитается всем ее населением и привлекает иностранных туристов, желающих окунуться в историю нашей великой страны.

Схема московского Кремля

Маскировка в Великую Отечественную




















Фото: mos-kreml.ru
И для самых любознательных, как и обещалось, видео о Кремле:

В историческом центре столицы находится самое узнаваемое архитектурное строение России – Московский Кремль. Главной особенностью архитектурного ансамбля является его укрепляющий комплекс, состоящий из стен в виде треугольника с двадцатью башнями.

Комплекс был построен в период с 1485 по 1499 годы и хорошо сохранился по сей день. Он несколько раз служил образцом для подобных крепостей, которые появились в других городах России – Казани, Туле, Ростове, Нижнем Новгороде и т. д. В стенах Кремля находятся многочисленные религиозные и светские здания – соборы, дворцы и административные постройки разных эпох. Кремль был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1990 году. Вместе с примыкающей Красной площадью, входящей в этот список, Кремль обычно считается главной достопримечательностью Москвы.

Соборы Московского Кремля

Архитектурный ансамбль формируют три храма, в центре находится . История собора началась в 1475 году. Он является старейшей полностью сохранившейся постройкой среди всех кремлевских зданий.

Изначально строительство проходило в 1326-1327 годах под руководством Ивана I. После завершения строительства собор служил домашней церковью митрополита Московского, который поселился в предшественнике нынешнего Патриаршего дворца.

К 1472 г. ныне разваленный собор был разрушен, а затем на его месте было построено новое здание. Однако оно рухнуло в мае 1474 года, возможно, из-за землетрясения или из-за ошибок в строительстве. Новую попытку возрождения совершил великий князь Иван III. Именно в этом соборе служили молебны перед важными походами, короновали царей и возводили в сан патриархов.

Посвящен Архангелу Михаилу, покровителю русских правителей, был построен в 1505 г. на месте одноименной церкви 1333 года. Он построен итальянским архитектором Алоизио Ламберти да Монтиньяна. Архитектурный стиль сочетает традиционную древнерусскую религиозную архитектуру и элементы итальянского Возрождения.

Расположен на юго-западном углу площади. В 1291 г. здесь была построена деревянная церковь, однако спустя столетие сгорела и была заменена каменной церковью. Собор из белого камня на фасадах имеет девять луковых куполов и предназначается для семейных церемоний.

Время работы соборов: 10:00 до 17:00 (выходной – четверг). Единый билет для посещений обойдется в 500 рублей для взрослых и 250 рублей для детей.

Дворцы и площади Московского Кремля

  • – это несколько представительных светских построек, созданных в разных веках и служивших в качестве дома для русских великих князей и царей, а в наше время для президентов.

  • – пятиэтажное здание, украшенное богатыми резными декоративными рамами, а также черепичной крышей.

  • – здание 17 века, сохранило редкие архитектурные особенности гражданского зодчества того времени. В музее представлены ювелирные работы, изысканная посуда, живопись, предметы царской охоты. Сохранился великолепный иконостас разрушенного в 1929 г. Вознесенского монастыря.

  • – трехэтажное сооружение, выполненное в раннем неоклассическом стиле. Изначально дворец должен был служить резиденцией сенату, однако в наше время существует в качестве центрального рабочего представительства президента России.

Среди популярных мест в Московском Кремле следует отметить следующие площади:


Башни Московского Кремля

Длина стен составляет 2235 метров, их максимальная высота – 19 метров, а толщина достигает 6,5 метров.

Насчитывается 20 схожих в архитектурной стилистике оборонительных башен. Три угловые башни имеют цилиндрическое основание, остальные 17 – четырехугольные.

Башня Троицы является самой высокой, возвышаясь ввысь на 80 метров.

Самая низкая – башня Кутафья (13,5 метров), расположенная за пределами стены.

Четыре башни имеют проездные ворота:


Вершины этих 4-рех башен, которые считаются особенно красивыми, украшены символическими красными рубиновыми звездами советской эпохи.

Часы на Спасской башне впервые появились в 15 столетии, однако сгорели в 1656 году. 9 декабря 1706 г. столица впервые услышала бой курантов, который возвещал о новом часе. С тех пор произошло много событий: велись войны, переименовывались города, менялись столицы, однако знаменитые куранты Московского Кремля остаются главным хронометром России.

Колокольня (высота 81 метр) является самым высоким зданием в кремлевском ансамбле. Она была построена между 1505 и 1508 годами и по-прежнему исполняет свою функцию для трех соборов, которые не имеют собственных колоколен – Архангельского, Успенского и Благовещенского.

Рядом находится небольшая церковь Св. Иоанна, откуда и появилось название колокольни и площади. Она существовала до начала XVI века, потом разрушилась и с тех пор существенно обветшала.

Грановитая палата – основной банкетный зал московских царевичей, это старейшее сохранившееся светское здание в городе. В настоящее время это официальный церемониальный зал для Президента России, поэтому он закрыт для экскурсий.

Оружейная палата и алмазный фонд

Палата построена по указу Петра I, чтобы в ней хранилось добытое в войнах оружие. Строительство затянулось, начавшись в 1702 году и закончившись лишь в 1736 году по причине финансовых трудностей. В 1812 палата была взорвана в войне против Наполеона, реконструировалась только в 1828 году. Сейчас Оружейная палата является музеем, посетить который можно в любой день недели с 10:00 до 18:00, за исключением четверга. Цена билета для взрослых – 700 рублей, для детей – бесплатно.

Здесь находятся не только экспонаты оружейного промысла, но и Алмазный фонд. Постоянная выставка Государственного алмазного фонда впервые открылась в Московском Кремле в 1967 году. Здесь особенно ценны уникальные ювелирные изделия и драгоценные камни, большинство из них были конфискованы после Октябрьской революции. Время работы – с 10:00 до 17:20 в любой день, кроме четверга. За билет для взрослых придется отдать 500 рублей, детский стоит 100 руб.

Два выставляемых алмаза заслуживают отдельного внимания, так как принадлежат к самым известным в мире образцам этого драгоценного камня:


  1. Это не только крупнейшая средневековая крепость в России, но и самая большая активная крепость во всей Европе. Конечно, таких конструкций было больше, но Московский Кремль – единственный, который все еще используется.
  2. Кремлевские стены были белыми. Стены «приобрели» свой красный кирпич в конце XIX века. Чтобы увидеть Белый Кремль, ищите работы художников 18-го или 19-го века, таких как Петр Верещагин или Алексей Саврасов.
  3. Красная площадь не имеет ничего общего с красным цветом. Название происходит от древнерусского слова «красный», что означает красивое, и никоим образом не связано с цветом зданий, которые, как мы теперь знаем, были белыми до конца 19-го века.
  4. Звезды Московского Кремля были орлами. Во времена царской России четыре кремлевские башни были увенчаны двуглавыми орлами, которые с XV века были русским гербом. В 1935 г. советское правительство заменило орлов, которые были расплавлены и заменены пятиконечными звездами, которые мы видим сегодня. Пятую звезду на Водовзводной башне добавили позже.
  5. У кремлевских башен есть имена. Из 20-ти кремлевских башен только две не имеют собственных имен.
  6. Кремль плотно застроен. За 2235-метровыми кремлевскими стенами находятся 5 площадей и 18 зданий, среди которых наиболее популярны Спасская башня, Колокольня Ивана Великого, Успенский собор, Троицкая башня и Теремной дворец.
  7. Московский Кремль практически не пострадал во Второй мировой войне. Во время войны Кремль был тщательно замаскирован, чтобы выглядеть как жилой строительный блок. Купола церкви и знаменитые зеленые башни были окрашены в серый и коричневый цвета соответственно, поддельные двери и окна были приделаны к стенам Кремля, а Красная площадь была обременена деревянными конструкциями.
  8. Кремль находится в Книге рекордов Гиннеса. В Московском Кремле можно увидеть самый большой в мире колокол и самую большую в мире пушку. В 1735 году из металлического литья был изготовлен колокол высотой 6,14 метра, царь-пушка весом 39,312 тонны была потеряна в 1586 г. и никогда не использовалась в войне.
  9. Звезды Кремля всегда светят. За 80 лет существования освещение звезд Кремля было отключено только дважды. Первый раз во время Второй мировой войны, когда Кремль был замаскирован, чтобы скрыть его от бомбардировщиков. Во второй раз они были отключены для фильма. Оскароносный режиссер Никита Михалков снимал сцену для Сибирского цирюльника.
  10. Кремлевские часы имеют глубокую тайну. Секрет точности Кремлевских часов буквально лежит под нашими ногами. Часы соединены с часами управления в Астрономическом институте Штернберга через кабель.
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...