Каменные памятники древности. История: История. Мегалиты: кто построил их? Исследования нашей эпохи

Каменный кромлех в 130 километрах на юго-запад от Лондона внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и является, пожалуй, главной достопримечательностью Великобритании. Визитная карточка старой Англии не намного моложе древнеегипетских пирамид и не менее сложна в исполнении. Причем, ответ на вопрос, кто построил Стоунхендж, до сих пор остается для ученых загадкой.

Невозможное возможно – доказано временем

В попытках разгадать одну из главных исторических загадок тысячелетий – Кто построил Стоунхендж? – профессиональные ученые и просто любители древностей обращают внимание на огромные размеры мегалитов. Приезжающие к памятнику туристы узнают, что первые глыбы оказались на месте кромлеха уже в третьем тысячелетии до нашей эры, и не могут поверить, что в эпоху технологического несовершенства это сооружение было воздвигнуто человеческими силами. Поэтому теории о вмешательстве сил «инородных» – от инопланетян до живших на земле до потопа гигантов – по сей день находят своих почитателей.

С другой стороны, существовали и реконструкции XX века, которые доказали, что создать подобный проект при условии достаточного количества человеческой силы и вполне примитивных орудий реально. Сложность для строителей Стоунхенджа заключалась в том, что им приходилось издалека перетаскивать огромные каменные глыбы на место современного нахождения памятника, поскольку вблизи таких горных пород не было. В декабре 2011 года в лондонском издании «The Independent» появилось сообщение о том, что ученые наконец-то нашли первоисточник камня из первого круга кромлеха. Им оказалось семидесятиметровое обнажение скалы на севере Пембрукшира, в 220 километрах от Стоунхенджа.

Три фазы строительства

Сегодня ученые рассматривают Стоунхендж не как один памятник, а выделяют в нем как минимум три фазы. Исследование четырех мезолитических ям неподалеку от современной автостоянки для туристов, показало, что уже за 8000 лет до нашей эры недалеко от Стоунхенджа существовал рукотворный комплекс, который, возможно, имел ритуальное значение. Но первый культурный слой появился на этом месте гораздо позднее, уже в 3100-3000 годах до нашей эры. Круговой ров и канаву диаметром около 110 метров древние строители Стоунхенджа заполняли костями оленей, быков и в некоторых местах кремниевыми орудиями. Носители этой культуры предположительно были выходцами с континентальной Европы и занимались скотоводством, земледелием, обработкой камня.

В 3000 году до н.э. на месте первого Стоунхенджа появляется «вторая фаза». Ее первооткрывателем стал антиквар Джон Обри, который в XVII веке обнаружил несколько небольших в диаметре лунок. Позднее, уже в начале XX века другой исследователь Стоунхенджа, полковник Уильям Хоули, положил начало полной реконструкции этого комплекса. В её результате выяснилось, что 56 лунок (которые в честь первооткрывателя получили название лунок Обри) окружали Стоунхендж по периметру за земляным валом и были наполнены останками дерева. В некоторых из них находились также следы кремации. Поэтому к астрономической или «религиозной» версии добавилась еще одна теория о предназначении Стоунхенджа – использование его как места захоронения.

Кто и для чего построил Стоунхендж

Попытки выяснить, кто и для чего построил Стоунхендж, предпринимались на протяжении всей английской истории Нового и Новейшего времени. Иногда исследователи приходили к неожиданным выводам. Например, в XVIII веке биограф Ньютона и исследователь Стоунхенджа и других мегалитических комплексов Уильям Стьюкли заключил, что Стоунхендж с опорой на знания о земном магнетизме построили друиды . Позднее эту версию отвергли, поскольку, как выяснилось, Стоунхендж был построен намного раньше эпохи появления кельтского жречества.

Третья фаза Стоунхенджа в несколько этапов формировалась с середины III до середины II тысячелетия до нашей эры. Она также содержала концентрические круги и останки кремированных тел, поэтому версии о погребальном и (или) астрономическом использовании памятника до сих пор остаются наиболее ходовыми. Основная научная проблема долг заключалась в том, континентальное или островное происхождение имеют культуры создателей этого комплекса. Точные физические методы исследований показали, что часть камней была принесена на монумент с гор Пресли в юго-западном Уэльсе, а часть – с северного Пембрукшира.

Сегодня доподлинно известно, что Стоунхендж строился долгое время в несколько этапов и представителями разных культур, поэтому вряд ли можно дать однозначный ответ на вопрос, кто же все-таки построил Стоунхендж. Одними из последних строителей этого древнего памятника были представители Уэссекской археологической культуры Бронзового века. Она находит параллели в Хилверсюмской археологической культуре на севере Нидерландов, представители которой также использовали нехарактерную в те времена для северной Европы кремацию для захоронения мертвых. Уэссекские строители Стоунхенджа имели тесные торговые контакты с континентальной Европой. В их курганах археологи находят артефакты из Прибалтики, Германии, Франции. Развитая торговля подтверждала очевидный факт обладания уэссексами развитой социальной организацией, необходимой для строительства Стоунхенджа.

Ксения Жарчинская


В каменном кругу древнего кладбища, в пульсирующем древней магией и мощью месте культа старых, забытых и вечных богов Стенолаз поднял руки и окровавленный нож. И закричал. Ликующе. Дико. Нечеловечески.
Всё вокруг замерло в ужасе.

Анджей Сапковский «Божьи воины»

Среди ветреных пустошей, над вереском, под низким неспокойным небом - иероглифы на сером камне. Истёртые временем, потерянные, чуждые нашему миру, заброшенные в него из другой, неизвестной реальности, отделённой бездной веков. Несущие печать вечности обломки забытых эпох, пережившие не одно поколение легенд, в которых уже нет ни капли правды. Но по-прежнему исполненные странной силы и непобедимого величия. Вызывающие трепет даже сейчас. Мегалиты.

Мегалитами («большими камнями») обычно именуются доисторические сооружения из огромных каменных блоков, соединённых без применения раствора. Но это определение очень неточно. Значительная часть археологических памятников, относимых к мегалитам, в строгом смысле не являются сооружениями вообще, так как состоят из единственного монолита или нескольких не соединённых друг с другом плит.

Кроме того, камни мегалитических построек не всегда велики. Наконец, к мегалитам зачастую относят и некоторые здания, построенные уже в историческое время, но либо с использованием циклопических глыб (храм Юпитера в Баальбеке), либо без применения раствора (Мачу-Пикчу в Перу, XVI век).

Что же тогда объединяет мегалиты? Пожалуй, монументальность и ореол тайны. Мегалит - творение ушедшего, часто уже безымянного народа. Это послание из невообразимо далёкого «долегендарного» прошлого. Памятник неизвестному строителю.

ВЕЧНЫЕ КАМНИ

Чуждый, сюрреалистический, противоречащий всем известным принципам архитектуры облик мегалитов подпитывает обширнейшую «современную мифологию», полную атлантов, гиперборейцев и прочих представителей канувших в Лету высокоразвитых цивилизаций. Но есть минимум две причины не принимать всерьёз подобные спекуляции. Во-первых, вразумительного объяснения появлению мегалитов они всё равно не дают. Во-вторых, действительные тайны истории интереснее мнимых.

К простейшим мегалитам, тем самым, которые не могут ещё считаться сооружениями, относятся священные камни сейды и менгиры - вертикально воткнутые в землю продолговатые, грубо обработанные блоки, отколотые от скалы. Чуть позже они сменяются ортостатами, отличающимися плоской формой и наличием как минимум одной тщательно сглаженной грани, на которой чертились или высекались магические знаки.

Одиночные менгиры и сейды, как правило, служили предметами поклонения. Возле крупнейшего в Англии Радстонского монолита высотой 7,6 метра, украшенного окаменевшими следами динозавра, приносились жертвы. На равнинах ледниковые глыбы всегда привлекали внимание и, вполне вероятно, могли считаться домом духа либо оружием первопредка. Менгиры помельче обычно служили надгробиями вождей. Во всяком случае, именно с этой целью последний из них под камеру был установлен в начале прошлого века в Индонезии. Крупнейшее скопление из 3000 ортостатов - Карнакские камни в Бретани - доисторическое кладбище.

В некоторых случаях менигиры размещались группой, образуя обозначающий границы культового места - круг кромлех. Нередко в центре декоративной ограды обнаруживалась выложенная камнем платформа, на которой сжигались тела умерших либо приносились в жертву животные и пленники. Здесь же могли проводиться церемонии, собрания, празднества и прочие общественные мероприятия. Культы менялись. Кромлехи долговечнее религий.

Не исключено и использование мегалитических сооружений в качестве обсерваторий. Для точного определения положения Луны и Солнца (по тени) требовались незыблемые ориентиры. Расставленные по кругу менгиры выполняли эту роль. Нужно отметить, что и в Средние века у обсерваторий было сходное устройство.

Уже в древности люди стремились к разнообразию и не боялись экспериментов. Эпохальным шагом вперёд, настоящим прорывом в каменной архитектуре стали таулы - конструкции из большого камня, водружённого на маленький. Затем появились трилиты - арки из трёх камней - краса и гордость Стоунхенджа. Устойчивость и долговечность этих сооружений навела первобытных строителей на мысль о сооружении дольменов - первых каменных зданий в истории человечества.

С дольменами, как, впрочем, и с остальными простейшими мегалитами связана масса загадок. Например, их никогда не удаётся связать с какой-то определённой археологической культурой - то есть с древним народом, миграции которого отслеживаются учёными по характерной керамике, наконечникам и другим находкам. Камень не выдаёт возраста постройки, ничего не сообщает о создателях. Определить дату появления дольмена, как правило, можно лишь с точностью до нескольких веков. А за такой срок население страны сменялось не раз. Артефакты же, обнаруженные в сооружении и вокруг него, ни о чём не говорят, так как известно, что мегалиты, переходя из рук в руки, оставались «в эксплуатации» тысячелетиями.

Изрядно озадачить может и то обстоятельство, что похожие, почти идентичные мегалиты разбросаны по огромной площади - от Кавказа до Португалии и от Оркнейских островов до Сенегала. В связи с этим выдвигалась даже версия о некой «культуре дольменов», представители которой некогда населяли все эти территории. Но гипотеза не подтвердилась. Следов такого народа найдено не было. Более того, обнаружилось, что возраст двух одинаковых, расположенных рядом дольменов может различаться на пару тысяч лет.

На самом деле сходство дольменов разных стран объясняется тем, что лежащая на поверхности идея закономерно приходила в голову многим людям. Любой ребёнок мог сделать «домик», поставив на ребро четыре плоских камня и положив на них пятый. Либо накрыть ямку в камне плоским блоком (корытообразный дольмен). Восхитившись своим творением, юный архитектор вырастал, становился вождём и подвигал соплеменников на строительство сооружения уже в натуральную величину.

С определённостью можно сказать одно: появление первых мегалитов связано с переходом населения к осёдлому образу жизни. У бродячих охотников не имелось желания ворочать встреченные во время миграций глыбы. Да и группы людей были слишком малочисленными для осуществления масштабных работ. У первых же земледельцев возможность заняться капитальным строительством появилась. Отсутствовал только опыт. И ничего лучшего, нежели вкопать в землю два камня и водрузить на них третий, им долго не приходило в голову.

Судя по всему, дольмены были склепами. В некоторых из них найдены останки сотен людей. Истлевшие кости образовывали слой за слоем, и новые могилы выкапывались прямо в образовавшейся массе. Другие дольмены совершенно пусты. Вероятно, за прошедшие тысячелетия кто-то взял на себя труд вычистить их.

Путь в лабиринте

Особую категорию мегалитов составляют плоские каирны - выложенные из небольших камней линии или рисунки. К ней относятся многочисленные «каменные ладьи» - захоронения викингов, выполненные в форме обозначенного валунами контура корабля, и уникальный «каменный орёл» - изображение птицы с распростёртыми крыльями, созданное неизвестным племенем североамериканских индейцев.

Но самые знаменитые плоские каирны - «лабиринты», встречающиеся в Скандинавии, Финляндии, Англии, на севере России и даже на Новой Земле. Ряды камней образуют запутанную, свивающуюся спиралью тропу. Это наименее заметные и, одновременно, чрезвычайно эффектные мегалиты. Ибо лабиринт - мощный символ, сплетающий реальность. Путь в страну духов извилист.

Кто оставил эти каменные печати, неразгаданные знаки на северной, скудной земле? Как и большинство мегалитов, лабиринты анонимны. Иногда их связывают с племенами протосаамов, но сами саамы ничего не знают о спиралях. Кроме того, лабиринты распространены далеко за пределами границ расселения предков этого народа. Отдельное мнение по данному вопросу у ненцев, считающих плоские каирны делом рук сиртя - низкорослого коренастого народа кузнецов, давно ушедшего под землю.

Но рано или поздно строительство простых каменных коробок переставало приносить удовлетворение. Дольмен достаточно эффектен для прославления отдельного клана, но маловат, чтобы стать гордостью и культовым центром целого племенного союза. Люди уже хотели большего. Хотя бы просто по размеру.

Отдельные дольмены начали выстраиваться в длинный коридор, часто с боковыми ответвлениями. Иногда строились два соединённых переходами коридора. Естественные плиты трудно было подобрать по форме, и для строительства «стен» стала применяться кладка, как в составных дольменах, либо цельные шлифованные блоки, как в плиточных.

Но и в таком случае строение не казалось достаточно величественным. Поэтому поверх «многосерийных» дольменов насыпался колоссальный каирн - искусственное сооружение в виде груды камней. Для того же чтобы пирамида не оседала, по периметру её «подпирали» кольцом ортостатов. Если пояс был не один, получалось что-то подобное зиккурату. О масшта бах неолитической гигантомании можно судить уже по тому, что подобные сооружения, давно принявшие вид покатых холмов, в новое время десятилетиями эксплуатировались как каменоломни, прежде чем рабочие обнаруживали внутренние камеры.

Самые внушительные из памятников неолита именуются ныне «коридорными гробницами» либо «мегалитическими храмами». Но одно и то же сооружение могло совмещать функции или изменить их со временем. В любом случае курганы плохо подходили для совершения ритуалов. Внутри было слишком тесно. Поэтому каирны продолжали сосуществовать с кромлехами до тех пор, пока люди не научились строить настоящие храмы, под сводами которых могли бы поместиться не только жрецы, но и верующие.

Эра мегалитов, начавшаяся в доисторические времена, не имеет чётких границ. Она не завершилась, а лишь, по мере того как совершенствовались технологии строительства, постепенно сходила на нет. Даже в сравнительно поздние эпохи, когда способы возведения арки стали известны, а здания строились из тёсаного камня и кирпича, спрос на гигантские блоки не исчез. Их продолжали использовать, но уже скорее как декоративный элемент. И даже умея скреплять камни раствором, зодчие не всегда находили нужным это делать. Ведь шлифованные камни, пригнанные друг к другу, снабжённые выступами и пазами, смотрелись лучше. Наконец, даже необработанная глыба иногда оказывалась к месту. Валун, служащий основанием для конной статуи Петра I в Санкт-Петербурге, - типичный мегалит.

Башни титанов

Шотландские борхи и средиземноморские нураги - мегалиты относительно поздние, относящиеся уже к веку бронзы. Представляют они собой башни, сложенные из небольших необработанных камней без применения раствора. И то, что многие их этих сооружений, скреплённых лишь весом материала, стоят до сих пор, вызывает огромное уважение к строителям.

Создание борхов приписывается пиктам, а нурагов - шарденам. Но обе версии не бесспорны. Кроме того, от самих этих народов остались лишь имена, данные им иностранными летописцами. Происхождение и обычаи пиктов и шарденов неизвестны. И это ещё более затрудняет разгадку назначения многочисленных (лишь на одной Сардинии было построено больше 30 000 нурагов), но нефункциональных сооружений.

Брохи напоминают укрепления, но едва ли использовались для обороны, потому что не имели бойниц и не могли вместить достаточное количество защитников. В них не разводили огонь, не жили, не хоронили усопших и не хранили припасы. Найденные же в башнях предметы принадлежат почти исключительно кельтам, столетия спустя заселившим Шотландию и пытавшимся придумать башням какое-то применение. Однако преуспели они не больше археологов.

ТАЙНЫ БОЛЬШОГО КАМНЯ

Остается вопрос «как». Как без тяжёлой техники люди доставляли огромные камни, как поднимали их, как обтёсывали? Именно эти загадки вдохновляют авторов альтернативных гипотез. В основе которых, впрочем, лежит банальное отсутствие воображения. Неподготовленному человеку трудно представить, как варвары каменными орудиями обтёсывают гигантский блок и вручную устанавливают его на место. Представить же, как всё это неизвестно зачем неизвестным способом проделывают неизвестно куда подевавшиеся атланты, по силам любому.

Но альтернативные рассуждения содержат фундаментальную ошибку. Располагая подъёмными кранами и алмазными пилами, мы не используем огромные каменные монолиты. Это же нерационально. Сейчас доступны более удобные материалы. Мегалиты сооружались людьми, просто не способными ещё строить иначе.

Камень действительно трудно обрабатывать другим камнем или медью. Поэтому лишь в век железа строить начали из сравнительно компактных тёсаных «кирпичей». Ведь чем меньше блок, тем больше его относительная поверхность. Так что египтяне вовсе не стремились осложнить себе работу, используя для возведения пирамид полутора- и двухтонные глыбы, которые, конечно же, нелегко было перевозить и поднимать. Напротив, они облегчали её, насколько возможно. Ведь с уменьшением блоков затраты на их изготовление резко возросли бы, транспортные же расходы сократились бы незначительно.

Переправлять-то пришлось бы прежний вес. Так же рассуждали и создатели мегалитов.

Оценка сложности задачи «на глаз» часто приводит к ошибкам. Кажется, что труд строителей Стоунхенджа был огромен, но, очевидно, затраты на сооружение самых малых из египетских и месоамериканских пирамид были несравненно выше. В свою очередь, на все пирамиды Египта, вместе взятые, ушло вчетверо меньше труда, чем на один только канал - 700-километровый «дублёр» русла Нила. Вот это действительно был масштабный проект! Пирамиды же египтяне возводили в свободное время. Для души.

Трудно ли было обтесать и отшлифовать 20-тонную плиту? Да. Но каждый крестьянин или охотник в каменном веке за свою жизнь между делом, вечерами изготовляя необходимые инструменты, доводил почти до зеркального блеска около 40 квадратных метров камня, по возможности выбирая самые твёрдые из горных пород: обработке откалыванием и шлифовкой о мокрый песок не поддаётся только алмаз.

Сложной представляется доставка огромных камней не только без техники, но и без лошадей, даже без колеса. Между тем, при Петре I фрегаты именно так переправлялись по маршруту будущего Беломорканала. Крестьяне и солдаты тянули корабли по деревянным рельсам, подкладывая деревянные же катки. Причём груз не раз приходилось втаскивать на многометровые утёсы. В таких случаях приходилось сооружать намёт, а иногда и использовать противовесы в виде клетей с камнями. Но, отдавая приказ, царь, вероятно, думал недолго, так как речь шла об операции вполне заурядной. Испанцам тоже казалось и быстрее, и безопаснее перетаскивать галеоны из Карибского моря в Тихий океан через Панамский перешеек, чем перегонять их вокруг мыса Горн.

Ценную информацию дало исследование мальтийских мегалитических храмов, один из которых был внезапно заброшен в процессе строительства. Всё, что рабочие обычно забирали с собой, - каменные катки и салазки - осталось на месте. Сохранились даже чертежи, имевшие вид миниатюрного макета сооружения (именно так - по модели, а не по бумаге, - строили до XVIII века). Кроме того, на Мальте, а позже и в других богатых мегалитами регионах, были обнаружены «каменные рельсы» - параллельные борозды, оставленные многократным прокатыванием круглых камней под тяжёлыми салазками.

Хоббичьи норы

Мегалитические сооружения Скара-Брей уникальны в первую очередь тем, что они - жилые. Обычно люди неолита строили из вечного камня дома только для мёртвых. Но Шотландия в ту пору была северным форпостом земледелия. Так что удивительно низкорослому, меньше пигмеев, народу, решившему обосноваться на этой суровой земле, пришлось окапываться на совесть. Сказывалась и нехватка дерева. «Хоббиты» могли рассчитывать лишь на брёвна, принесённые морскими волнами.

Другая интересная особенность данных мегалитов - в их кладке немного того, что заслуживало бы эпитета «мега». Камни, в большинстве, невелики. Дома явно строились силами одной семьи, не способной доставить на место и водрузить на сооружение монолитную плиту дольмена. Крыши «хоббиты» сооружали из дерева и дёрна. Зато в каждой комнате было несколько мегалитов в миниатюре - каменных табуретов и этажерок.

Но всё-таки - не слишком ли велик был труд? Так ли уж нужно было безвестным варварам осложнять свою и без того нелёгкую жизнь доставкой и подъёмом 50-тонных глыб Стоунхенджа? Причём не выгоды ради, а для красоты, для славы. Понимая, что арки культового центра вполне можно сделать и из дерева.

Жители неолитической Англии думали, что не слишком. Точно так же полагали и римляне, используя в Баальбеке рекордные, немыслимые 800-тонные блоки, хотя вполне могли обойтись и обычными. С ними были согласны инки, вырезая из камня прихотливые пазлы, чтобы собрать из них стены Мачу-Пикчу. Мегалитические постройки поражают воображение даже сейчас. Поражали они его и тогда. Намного сильнее поражали. Своим трудом строители прославляли божество, и немного - самих себя. А учитывая, что цели они достигли, - хотя имена их забыты, слава, пережив рождение и конец многих цивилизаций, гремит сквозь тысячелетия, - можно ли говорить, что труд был слишком велик?

Напротив, это было очень экономичное решение.

Во что поиграть?
  • Rise of Nations (2003)
  • Age of Empires 3 (2005)
  • Civilization 4 (2005)

В маленькой центрально-американской республике Коста-Рика в конце 40-х годов нашего века было сделано интересное открытие. Рабочие, вырубавшие густые заросли тропических джунглей под банановые плантации, неожиданно наткнулись на какие-то странные каменные изваяния правильной шаровидной формы. Крупнейшие из них достигали в диаметре трех метров и весили без малого 16 тонн. А самые маленькие не превышали размерами гандбольный мяч, имея в поперечнике всего около 10 сантиметров. Надо заметить, что при большом диаметре отклонения составляют всего лишь +8 миллиметров. Шары располагались, как правило, группами от трех до сорока пяти штук.

Но самое удивительное случилось дальше. Костариканские ученые, заинтересовавшиеся каменными шарами, решили взглянуть на место находки сверху, с вертолета. Вертолет поднялся над джунглями – и под ним вдруг словно поплыла страница из учебника по геометрии, протянувшаяся на десятки километров. Вереницы шаров складывались в гигантские треугольники, квадраты, круги… Выстраивались в прямые линии, точно ориентированные по оси “север-юг”… Сразу на ум приходит мысль, что эти шары сделали и уложили очень умелые люди. Но когда и с какой целью они были возведены? Какими инструментами работали древние мастера, сумевшие придать камню правильную шаровидную форму? С помощью каких приспособлений “перекатывали” с места на место шары гиганты, составляя из них точные геометрические фигуры? Остается, конечно, загадкой и то, каким образом эти многотонные громадные шары доставлялись через джунгли и болота из каменоломен, удаленных от места находки на несколько десятков километров. К сожалению, на большинство этих вопросов не было удовлетворительных ответов.

Сразу же после открытия шаров археологи начали интенсивные раскопки. Неожиданно перед ними встал невероятный факт: кроме каменных сфер в этой местности не было ни одного предмета, указывающего на присутствие здесь когда-либо человека. Не было найдено ни инструментов для обработки камня, ни черепков, ни костей. Ничего!

Гипотеза 1. Шары расставлены, словно модель некоего созвездия. Возможно, что эти причудливые каменные мозаики из шаров предназначались для астрономических наблюдений, связанных с календарными вычислениями и определением сроков 3eмледельческих работ. В этом случае вполне уместно допустить, что где-то поблизости существовала высокоразвитая цивилизация – предшественница всех древних цивилизаций Центральной Америки.

Приверженцы [другой] гипотезы, бывшей одной из самых распространенных, утверждали, что гости из других космических миров выбрали именно это место для своего постоянного космодрома. В связи с этим поразившие воображение землян огромные сферы потому и расположены в виде ограничительных линий, что выполняли функцию, схожую с нынешними посадочными полосами аэродромов.

опять подразумевается примитивность космических аппаратов…

В 1967 году инженер, работавший на серебряных рудниках Западного Мехико и увлекавшийся историей и археологией, сообщил американским ученым, что в шахтах им обнаружены такие же шары, как и в Коста-Рике, но значительно больших размеров. По его мнению, изготовлены они были ацтеками. Это сенсационное заявление имело эффект разорвавшейся бомбы.

Затем на плато Аква-Бланка, расположенном на высоте две тысячи метров над уровнем моря вблизи поселка Гвадалахара, археологическая экспедиция обнаружила сотни шаров, являвшихся точной копией коста-риканских. Теперь уже сомнений почти не было: найдены следы какой-то необычной и непонятной нам цивилизации.

В отличие от современных ученых древним было все понятно: и что представляют собой шары, и как они появились… Боги древних мексиканцев, например, любили игру в мяч. Но если люди играли упругим каучуковым мячом, то боги подбрасывали каменные шары. В тех местах, где состязались боги, остались россыпи каменных шаров самой разной величины – от нескольких сантиметров до трех метров в диаметре…

Большое количество шаров было обнаружено в районе Халиско близ города Аулалуко-де-Мерказо в Мексике, в Палмар-Сур в Коста-Рике, в районе города Лос-Аламос и в штате Нью-Мексико (США). Следует заметить, что все эти районы отличаются активной вулканической деятельностью…

Чтобы завершить разговор об археологической экспедиции, проводившей изыскания в Гвадалахаре, нужно сказать, что ей в конце концов повезло. Просто так, на всякий случай, в ней участвовали несколько ученых других специальностей: геологи, геофизики и геохимики. Не обращая внимания на справедливый гнев археологов, они безжалостно разрушили два шара и установили, что каменные сферы не имеют ничего общего ни с инопланетянами, ни с ацтеками, инками или майя… Шары оказались естественного происхождения.

Очевидно, 25-40 миллионов лет назад в Центральной Америке внезапно проснулись несколько десятков вулканов. Их извержения вызывали катастрофические землетрясения. Лава и раскаленный пепел покрыли огромные территории. Кое-где начали остывать стекловидные частицы, выброшенные из жерл вулканов. Они-то и явились зародышами гигантских сфер. Вокруг этих ядрышек постепенно стали откристаллизовываться окружающие частицы продуктов извержения. Причем кристаллизация шла равномерно вовсе стороны, так что постепенно образовывался шар с идеальной формой…

Если центры шаров располагались близко друг от друга, то каменные сферы могли даже срастаться одна с другой. Нахождение таких сросшихся шаров подтвердило догадку ученых. Таким образом появилось не какое-то безосновательное предположение, объясняющее происхождение каменных шаров, а вполне обоснованная гипотеза. Ученым удалось найти подобные каменные шары в совершенно других местах нашей планеты – в Кашкадарьинской области Казахстана, Египте, Румынии, Германии, Бразилии и даже на Земле Франца-Иосифа. Казалось бы, тайна происхождения каменных шаров перестала существовать, но не все обстоит так просто, как кажется на первый взгляд…

Во-первых, существует, как выяснилось, два вида шаров – обсидиановые и гранитные. Если теория вулканического происхождения для первых подтверждается лабораторными исследованиями, которые показали, что шары из Халиско возникли в третичный период (человек, как известно, появился только в четвертичном периоде), то объяснить этой теорией появление гранитных шаров невозможно. Тем более что некоторые из гранитных шаров (к примеру гигантский шар из Коста-Рики) отшлифованы так, как могут отшлифовать только руки человека. И вроде бы все ясно. За исключением разве что такого момента: каким образом люди, вооруженные лишь каменными инструментами, смогли сделать это?

Ясно отнюдь не все!.. Даже естественность происхождения шаров не снимает проблемы упорядоченного их расположения на поверхности!

…Х. Кинк в книге “Как строились египетские пирамиды” указывает: “У подножия пирамиды Джосера найдено много каменных шаров диаметром от 12 до 19 сантиметров, а диаметр отдельных из них достигает 40 сантиметров. Эти специально сделанные из камня шары применялись в качестве катков для перетаскивания больших глыб…”

а опирались они на что?.. Не на мягкую же землю!..

В Юго-Восточной Азии, Индии, Иране, Сирии, Палестине, Северной Африке, Испании, на побережьях Франции и Англии, на юге Скандинавии и Дании стоят сооружения из огромных каменных глыб и плит. МЕГАЛИТЫ – так называют их ученые. Само название этих циклопических сооружений происходит от греческих слов “мегао”- большой и “литое” – камень: большие камни. Объединяет эти мегалитические постройки то, что они сооружены из гигантских каменных грубо обработанных блоков весом в десятки, а то и сотни (и даже тысячи) тонн, стоящих изолированно или образующих сложные постройки. Многотонные блоки подогнаны друг к другу и соединены между собой без всякого цемента или раствора, притом настолько тщательно, что между ними невозможно просунуть даже лезвие перочинного ножа.

Морфологически эти сооружения очень просты. Они стоят каменными “домами” (известны “дома”, в которых каждая отдельная “стена” весит несколько десятков или сотню тонн) – ДОЛЬМЕНАМИ. Эти ящикообразные постройки из многотонных плоских каменных плит напоминают огромные скворечники или доты времен Великой Отечественной войны. Иногда встречаются дольмены, еще в древности упрятанные под землю или помещенные под огромную каменную насыпь, – ТУМУЛЮС, откуда на поверхность ведет длинный коридор, облицованный каменными плитами.

Мегалиты могут образовывать круговые исполинские ограды, поверх которых лежат иногда циклопического размера плиты – такие ограды исследователи называют КРОМЛЕХАМИ. Они то стоят одиночными вертикальными столбами – такие объекты называются МЕНГИРАМИ, то тянутся длинными параллельными рядами, образуя своеобразные аллеи.

Известно, что наиболее древние из вышеупомянутых сооружений возведены в конце каменного века. Впрочем, до сих пор никто не может суверенностью сказать, что он может предложить научную методику для определения возраста большинства мегалитов, с помощью которой можно было бы определить, когда именно каменный блок был вырублен из карьера. Археологи обычно рассуждают так. Если рядом с менгиром раскопана стоянка древних людей, то отсюда делается вывод, что именно эти люди соорудили данный менгир. По черепкам, украшениям, оружию и подобным находкам определяется их возраст. Он в случае удачи может быть подтвержден, например, радиоуглеродным методом по костям, углю из костров и т.д. Однако ясно, что менгир мог быть действительно сооружен теми же людьми, которые оставили о себе память в виде “стоянки”, но и мог быть возведен за много времени до того, когда “строители” остановились у давным-давно существовавшего сооружения. Подобной логической ошибки, к сожалению, не избежали многие исследователи мегалитов. На основе изложенного становится ясным, насколько сложно и неоднозначно решается сегодня, казалось бы, самый простой вопрос – о датировке сооружения мегалитических памятников.

короче – оснований для датировки практически никаких нет!!!

Из всех известных мегалитических памятников наибольшей известностью пользуются, бесспорно, ряды камней близ приютившегося на песчаном берегу тихой бухты городка Карнака на южном побережье Бретани. Камни здесь так огромны и так многочисленны, что производят глубокое впечатление даже на случайных посетителей, и каждый год сотни тысяч туристов отправляются посмотреть на эти странные реликвии доисторических времен. Главной достопримечательностью самого городка является Тумулюс святого Михаила. Это огромный мегалит, служивший, видимо, некогда усыпальницей. Засыпанный землей, он образует высокий холм, на вершине которого в средние века была построена часовня, давшая ему имя.

Если же пройти немного на север от городка, то можно попасть в поле, где в густой траве между редкими соснами выстроились, как солдаты на параде, шеренги менгиров – огромных, до пяти метров высотой, продолговатых камней, поставленных вертикально. Их здесь 2935 штук. Они вытянуты в 13 рядов длиной в четыре километра. На некоторых из них можно обнаружить нерасшифрованные до сих пор выбитые надписи… Сооружение мегалитов в Бретани археологи относят к бронзовому веку.

что за надписи?.. Иероглифы, идеограммы, буквы или что еще?..

Любознательный турист может проследовать еще дальше на север по направлению к городу Орэх. Дорожка приведет его к еще одному образцу мегалитических построек – дольмену Манэ-Керионед с длинной крытой галереей. Повернув на восток и миновав развалины древнего аббатства, любознательный искатель встретит на своем пути целый ряд удивительных памятников: дольмен де Родессек, огромный и одинокий менгир Старая мельница, вес которого по расчетам превышает 200 тонн, а ближе к городку Плуарнель – новые поля менгиров и кольцеобразные кромлехи. Самый большой из них – кромлех Менек состоит из 70 менгиров, окружающих дольмен, и имеет диаметр почти в сотню метров… Надо думать, не случайно слова “дольмен” и “кромлех” образовались из бретонского разговорного языка. “Доль” по-бритонски означает стол, “кром” – круг, а “мен” и “лех” – камни.

Проведенные раскопки как будто бы доказали, что дольмены и кромлехи являлись местами религиозных церемоний и захоронений усопших. Стремление создать умершим прочный “вечный” дом было свойственно многим культурам на разных континентах нашей планеты. Однако сторонников “погребально-ритуальных” гипотез почему-то не смущает тот факт, что в абсолютном большинстве мегалитических кругов, кромлехов, дольменов и других сооружений не найдено никаких погребений.

в качестве могил могли просто использовать уже готовые “священные места”. Ведь хоронили же раньше около или внутри церквей, но нельзя же сказать, что именно для этого церкви и строили!..

… вертикально устанавливаемые камни могли играть роль визиров, которые позволяли фиксировать точки восхода и захода Солнца и Луны в дни солнцестояний и равноденствий… Правда, “астрономическая” гипотеза в отношении мегалитов признана далеко не всеми учеными. Ее критики, в частности, отмечают, что в такой “насыщенной” мегалитическими объектами местности, какой является, к примеру, французский Карнак, при желании можно подобрать множество тех или иных линий, которые будут “маркировать” некоторые из расположенных здесь древних камней.

вот именно!..

С другой стороны, если признать “астрономическую” гипотезу верной, то остается непонятным следующее: зачем древние создатели мегалитов проводили такие сложные и трудоемкие астрономические наблюдения? Если предположить, что наблюдения Солнца определяли сроки проведения сельскохозяйственных работ, то нужно сказать, что земледельцам для начала сева или уборки урожая не нужно знать точной астрономической даты. Их больше интересовало состояние почвы и погода, то есть такие факторы, которые существенно меняются от года к году и мало привязаны к определенным астрономическим датам… И совсем уж нельзя объяснить, для чего мегалитическим астрономам нужны были тщательные и систематические наблюдения Луны.

отражение тех или иных параметров Земли, ее орбиты и других планет “в камне” еще не означает однозначно “астрономическое” их назначение! Могут быть Варианты. Например: типа “гороскопной” привязки к определенной конфигурации воздействующих объектов (это совсем не то, что наблюдение за объектами – есть большая смысловая разница).

В разное время рядом ученых выдвигалась гипотеза о том, что некоторые мегалитические сооружения являются своеобразными “каменными книгами” древних, в которых в неявной форме зашифрованы важные научные данные о Земле, солнечной системе и Вселенной, оставленные представителями Высших Разумных сил космоса для последующих поколений землян. Они (эти знания) ждут своего часа расшифровки, осмысления и практического использования человечеством. Нужно сказать сразу, что все такие гипотезы являются красивыми, но не подтверждены фактами.

какой смысл в такой зашифровке, которую не могут расшифровать?!.

Фото заголовка: CC BY-NC-ND Bruno Monginoux www.photo-paysage.com www.landscape-photo.net

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Стоунхендж ежегодно посещают 1 миллион туристов, но он так и остается загадкой. Ученые относят его строительство ко временам неолита, но первое упоминание об этом "чуде света" почему-то встречается только в XI веке нашей эры.

Кто построил?

Версия № 1. Кельты
Долгое время ученые считали, что Стоунхендж построили кельты. Однако сегодня эта версия опровергнута. Не сходятся датировки. Первая кельтская археологическая культура (гальштаттская) появилась в IX веке до нашей эры. Тогда как официально принятые сегодня датировки постройки Стоунхенджа сводятся к тому, что последний этап его строительства приходится на XI век до нашей эры.

Версия № 2. Древние бритты
Если не кельты, то кто? Профессор Майкл Пирсон (Шеффилдский университет), руководитель десятилетнего исследовательского Stonehenge Riverside Project и автор книги "Стоунхендж: исследование величайшей тайны каменного века" утверждает, что мегалитический комплекс построили древние бритты, представители племен, живших на Британских островах в конце Бронзового века, во времена неолита. Сегодня это самая "рабочая" версия.

Версия № 3. Мерлин
В Средние века была популярна легенда, изложенная в "Истории бриттов" Гальфрида Монмутского. Она заключается в том, что мегалитический комплекс был перенесен из Ирландии волшебником Мерлином. Легендарный маг таким образом исполнил волю Аврелия Амбрози (дядя короля Артура) об увековечивании 460 британских вождей, вероломно убитых саксами во время переговоров. С тех пор бритты называли этот комплекс «Пляска великанов».

Версия № 4. Мистификаторы

Существует также версия, что Стоунхендж - мистификация, "сработанная" в XX веке. В 2013 году в Интернете стала популярной статья, доказывающая, что знаменитый монолит бронзового века был построен между 1954 и 1958 годами.

В качестве доказательства автор материала приводит множество "сенсационных" фотоматериалов, где какие-то люди при помощи кранов устанавливают мегалиты в землю. Приводится и теоретическая "база": якобы Министерство обороны Великобритании скупало земли в районе Стоунхенджа и проводило там военные учения вплоть до Второй Мировой.

Во время войны территории близлежащих сел были выселены и якобы и сегодня находятся под властью военных структур. Автор пишет: «На территории, охраняемой британским военным ведомством, осознанно и целенаправленно был возведен данный "центр древней цивилизации", "наследие великих предков", "памятник человечества", ставший важнейшим культовым центром не менее целенаправленно насаждаемой "духовности"».

Версия "горячая", но безосновательная. То, что в ней выдается за сооружение Стоунхенджа - всего лишь его реставрация. О ней мы ещё расскажем.

Зачем строили?

Версия №1. Обсерватория
На сегодняшний день общепризнанной является версия о том, что Стоунхендж - древняя обсерватория. Авторство этой версии принадлежит профессору астрономии Бостонского университета Джеральду Хокинсу. В конце 1950-х годов он ввел в компьютер координаты плит и прочие параметры Стоунхенджа, а также модель движения Солнца и Луны.

В 1965 году ученый написал книгу «Расшифрованный Стоунхендж», где привел доказательства того, что Стоунхендж позволял предсказывать астрономические явления, являясь при этом обсерваторией, вычислительным центром и календарем .

Другой известный астроном, Фред Хойл, также занимался проблемой Стоунхенджа и установил, что строители мегалитического комплекса знали точный орбитальный период Луны и продолжительность солнечного года.

Версия № 2. Модель галактики
В 1998 году ученые-астрономы воссоздали компьютерную модель первоначального вида Стоунхенджа и пришли к выводу, что каменная обсерватория является ещё и моделью Солнечной системы в поперечном разрезе. Согласно представлениям древних, солнечная система состоит из двенадцати планет, две из которых находятся за орбитой Плутона, еще одна - между орбитой Марса и Юпитера.

Версия № 3. Ритуальный комплекс
Четырехлетнее исследование , проведенное австрийским Институтом археологической разведки и виртуальной археологии Людвига Больцмана, установило, что Стоунхендж - не одиноко стоящий мегалит, а часть огромного ритуального комплекса из 18 частей, расположенных в районе 12 квадратных километров от Стоунхенджа.
Изыскания проводились при помощи дистанционного зондирования и других передовых геофизических методов.

Версия № 3. "Дискотека"
Пожалуй, самой оригинальной версией предназначения Стоунхенджа (если не брать в расчет инопланетную базу для гуманоидиов), является версия о том, что Стоунхендж - древняя "дискотека".
Профессор Руперт Тилл, эксперт по акустике и музыкальным технологиям из Хадерсфилдского университета провел исследования и пришел к выводу, что исполинские камни комплекса являются идеальными звукоотражателями. Если их установить в определенном порядке, они могут давать интересные акустические эффекты.

Конечно, свои опыты (после компьютерного моделирования) Руперт Тилл проделывал не в Англии, а в штате Вашингтон, где есть точная копия мегалитического комплекса. Эта версия, хотя и кажется странной, не исключает предыдущую - на капище могли проводиться ритуальные танцы под аккомпанемент музыкальных инструментов.

Как строили?

Пролить свет на то, как был построен Стоунхендж, ученым помогло изучение материалов, из которых он состоит. Комплекс сложен из трёх типов камней:

1) Долерит («синий» камень, точнее, серый с синеватым оттенком песчаник)
2) Риолит
3) Вулканический туф.

Камни этих пород встречаются только в горах Уэльса (210 км от Стоунхенджа, а с учётом особенностей рельефа - 380 км).

По мнению исследователя Стоунхенджа Ричарда Аткинсона, камни везли на деревянных салазках по бревнам. Проведенные эксперименты показали: 24 человека могут перемещать таким способом груз в одну тонну со скоростью полтора километра в день.

Большая же часть пути проходила по воде. Скорости перемещения способствовало и то, что камни обрабатывали ещё до их перемещения на место, используя для этого как каменные инструменты, так и температурную обработку.

По словам Джеральда Хокинса, для установки блоков сначала откапывалась яма по размеру, три стенки которой были отвесными, а одна с углом в 45 градусов, использовавшаяся в качестве приемного пандуса.

Перед постановкой камня стенки ямы обкладывали деревянными кольями. Благодаря им камень скользил вниз, не осыпая землю. Оббитые в форме тупого конуса нижние части блоков можно было поворачивать по своей оси даже после того, как земля была утрамбована.

Что осталось от Стоунхенджа?

Если посмотреть на картину Джона Консебля, написанную им с натуры на территории Стоунхенджа в 1835 году, мы увидим груды сваленных камней. Именно так легендарный мегалитический комплекс выглядел вплоть до начала XX века. С тех пор он, как мы знаем, изменился. Не все об этом знают, но Стоунхендж подвергся серьезной и долгой реставрации.

Первый её этап прошел ещё в 1901 году. Реконструкция продолжалась вплоть до 1964-го, причем информация о работах тщательно скрывалась. Когда о ней стало известно широкой общественности, это породило многочисленные нападки общественности и прессы. Возмущаться было от чего. По сути, комплекс был отстроен заново. Реставраторы с помощью подъемных кранов ставили мегалиты и перемычки, укрепляли камни, бетонировали их основания.

В общем и целом, Стоунхендж "уже не тот", но об этом не принято упоминать в буклетах. Иначе бы этот самый известный (но далеко не уникальный) мегалитический комплекс не обеспечивал приток в 1 миллион тысяч туристов в год.

Источник фото: id.wikipedia.org

На фото: архитектурный памятник Стоунхендж в Англии. Фото с dailymail.co.uk

История Стоунхенджа

Ученые полагают, что одна из самых загадочных достопримечательностей Англии – знаменитый Стоунхендж – был заложен свыше 5000 лет назад . С тех пор таинственный кромлех продолжает притягивать людей со всех концов света.

Предполагается, что строительство Стоунхенджа заняло свыше трех сотен лет . На протяжении веков его многократно перестраивали и изменяли. Истинное предназначение постройки до сих пор не известно, однако есть подкрепленные археологическими находками предположения, что некогда его использовали как гигантскую обсерваторию или ритуальное сооружение, связанное с культом мертвых в раннем язычестве.


На рис.: загадочная языческая церемония в древнем Стоунхендже в Англии. Источник: bbc.co.uk

Первая круговая постройка на месте современного каменного кромлеха была возведена около 3100 года до нашей эры и состояла из насыпи диаметром порядка 110 метров и рва, в который были уложены кости оленей и быков. Причем, археологи полагают, что эти кости были значительно старше, нежели инструменты, которыми копали ров.

Внутри было вырыто 56 ям, названных в честь одного из первых исследователей Стоунхенджа лунками Обри. Как считают современные ученые, они использовались в астрономических целях, возможно, с помощью устанавливаемых в лунки камней или стволов деревьев древние жители Англии предсказывали затмения или следили за движениями небесных тел. А в 2013 году группа исследователей обнаружила кремированные останки как минимум 63 человек – мужчин, женщин и даже нескольких детей, захороненных в лунки Обри. Всего в Стоунхендже было найдено около 50 000 костей. На территории памятника были открыты и более поздние захоронения, а также свидетельства посещения памятника большим количеством людей.

Предполагается, что первые каменные постройки на месте Стоунхенджа появились примерно в 2600 году до нашей эры. К той поре относятся 80 стоячих камней, некоторые из которых были привезены с расстояния в 240-250 километров. Другие камни были взяты из карьера, расположенного в 80 километрах от Стоунхенджа. Причем, самые большие камни достигали двухметровой высоты и весили порядка 2 тонн. Позднее были добавлены еще более крупные камни, часть из которых сохранилась и до наших дней. Самые тяжелые камни кромлеха весят свыше 50 тонн, а высота крупнейшего камня составляет умопомрачительные 7 метров.

Исследователи до сих пор гадают, как именно доставляли и устанавливали эти глыбы. Неудивительно, что люди верили, будто в строительстве участвовали великаны или объясняли возникновение Стоунхенджа магией. Несомненно одно – его постройка требовала огромных усилий большого количества людей и длилась несколько веков. Но вот что именно подвигло древних жителей современной Англии на возведение столь грандиозного сооружения, остается только гадать.


Иллюстрация из манускрипта середины 14-го века. Участие волшебника Мерлина и великанов в постройке Стоунхенджа. Источник: http://www.english-heritage.org.uk

В плане масштабности и исторического возраста Стоунхендж вполне способен соперничать с египетскими пирамидами. И определенно превосходит их своей загадочностью.

Стоунхендж в наше время

К несчастью, до наших дней дожила лишь небольшая часть некогда величественной постройки. Но, тем не менее, ее масштабы поражают и по сей день. Сейчас мы можем увидеть лишь внушительный алтарный камень, несколько вертикальных камней с перемычками, пяточный камень, остатки рва и часть сохранившихся лунок. Стоя рядом с камнями-гигантами высотой в три человеческих роста, невозможно поверить, что их возводили люди, тем более, задолго до появления строительной техники.


План современного Стоунхенджа. Источник: https://en.wikipedia.org

Небольшим разочарованием для туристов может стать то, что Стоунхендж всегда полон посетителей, а к камням нельзя подходить слишком близко, не говоря уж о том, чтобы трогать их руками. То есть ожидаемого «единения с космосом», которого многие ждут от визита в Стоунхендж, скорее всего, не выйдет.

Но, даже с учетом постоянных толп туристов, Стоунхендж производит неизгладимое впечатление и не зря остаётся одной из самых посещаемых достопримечательностей Великобритании. Да и помимо разглядывания камней на территории музейного комплекса найдется чем заняться. Например, можно попробовать сдвинуть с места камень, аналогичный по размеру и весу глыбам в памятнике, увидеть неолитические хижины и представить, как жили люди во времена строительства Стоунхеджа, купить необычные сувениры и полюбоваться цветущим вокруг разнотравьем.

Как добраться до Стоунхенджа


На фото: очередь из туристов к Стоунхенджу. Фото с telegraph.org.uk

Если вы хотите увидеть таинственное творение древних мастеров своими глазами, то проще всего отправиться в Стоунхендж на машине. Он находится всего в 130 км от Лондона в графстве Wiltshire неподалеку от городка Amesbury по адресу Amesbury, Солсбери SP4 7DE, Великобритания.

С вокзала Waterloo до местечка Salisbury, находящегося в 9,5 милях от интересующего нас места, каждый час ходят поезда. Путешествие на поезде займет около полутора часов, плюс придется воспользоваться автобусом или такси, либо прогуляться около 15 километров пешком по живописной местности. Повсеместные указатели не дадут вам заблудиться.

Доехать до Стоунхенджа можно и на автобусе от аэропорта Хитроу или со стоянки Victoria Coach Station. В таком случае поездка займет около двух часов. Автобус довезет жаждущих приобщиться к тайнам древности до Amesbury, где придется пересесть на другой автобус, взять такси или же прогуляться около 2 миль пешком.

Также можно выбрать любой из огромного количества вариантов автобусных туров и посетить только Стоунхендж или несколько достопримечательностей сразу. Первый вариант будет стоить £40-50 на одного человека, поездка из Лондона туда-обратно займет около 5 часов.

Стоунхендж открыт для посещения ежедневно, за исключением рождественских выходных, с 9:30 до 19 часов. Билеты обойдутся в £16.30 для взрослых, £9.80 для детей от 5 до 15 лет, £14.70 для пенсионеров и студентов. Семейный билет на 2 взрослых и 3 детей обойдется в £42.40 при бронировании онлайн. Билеты на входе будут стоить примерно на 1-2 фунта дороже. Если вам понадобится аудио-гид, его аренда обойдется в 3 фунта.

Так стоит ли ехать так далеко? Несомненно, стоит, если вы хотите почувствовать ни с чем не сравнимую энергетику этого загадочного места, увидеть своими глазами камни, стоявшие на том же самом месте задолго до Рождества Христова, а также до прихода римлян, строительства Адрианова вала, правления легендарного короля Артура и многих других исторических событий.

Ну а если же для вас камни – это просто камни, и вы не видите какой-либо эзотеричекой подоплеки в данном строении, то в Англии, бесспорно, найдется множество других, не менее интересных мест, добраться до которых гораздо проще.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...