Йезд иран. Йезд. Прогулка по древнейшему городу Ирана. Не удержался - вот небольшая подборка иранских девушек

Для просмотра этой карты необходим Javascript

Язд считается одним их наиболее ярких и харизматичных городов . Он имеет статус административного центра одноимённой провинции и находится в центре страны, располагая целым рядом интересных достопримечательностей, включая традиционные восточные базары и ветряные башни - «бадгиры». Кроме того, он славится изысканной архитектурой и широкими возможностями для шопинга, позволяя любителям покупок удовлетворить самые желанные потребности.

Особенности

По своей структуре и технологическому оснащению, Язд можно назвать уникальным городом. Современные постройки и широкие бульвары сочетаются здесь со старинными домами, а роль кондиционеров зачастую исполняют так называемые «бадгиры» - вентиляционные трубы, обеспечивающие охлаждение воздуха в домах. Вместе с тем, в городе хорошо развита инфраструктура, используются высокотехнологичные коммуникации, есть фабрики по производству шёлка, который пользовался большим спросом у иностранных торговцев ещё во времена Марко Поло, а также образовательные, культурные и административные учреждения. Для гостей построены комфортабельные отели со всеми удобствами, налажено транспортное сообщение, присутствуют музеи и живописные парки, где можно увлекательно провести время, знакомясь с традициями и историей Ирана или прогуливаясь по зелёным аллеям. Этнический состав представлен персами, курдами, азербайджанцами и представителями других народностей. Главной религией является зороастризм.

Общая информация

Площадь территории Язда невелика и составляет несколько десятков кв. км, при численности населения свыше 500 тысяч человек. Местное время опережает московское на полчаса зимой и на 1,5 часа летом. Часовой пояс UTC+3:30 и UTC+4:30 в летнее время года.

Краткий экскурс в историю

Первые упоминания о городе относятся к эпохе за 3 тысячи лет до начала нашей эры, когда он назывался Исатис и принадлежал к древнему восточному государству Мидия. В силу своего географического месторасположения, в самом сердце Ирана, исторически, Язд оказался в стороне от многих войн и лишений, сотрясавших эти земли, а в самые неспокойные времена тут процветали науки и ремёсла, сохранившиеся по сей день. В давние годы в этих местах существовали многочисленные дервишские школы, называвшиеся «ханаками», а Язд считался последней твердыней Персии. Между тем, Язд несколько раз разрушался и тоже пережил немало тяжёлых периодов. В эпоху Чингисхана, от гонений в городе скрывались многие выдающиеся поэты, художники, учёные. В средние века, сюда наведывался великий путешественник Марко Поло, поведавший в своих рассказах о чудесных шелках, которые ему довелось увидеть на здешних рынках. Интересно, что облик старого района Язда по сути не изменился по прошествии сотен лет, и по мнению ЮНЕСКО он входит в число уникальнейших архитектурных объектов мира.

Климат

Климатические условия в провинции считаются едва ли не самыми сухими на территории всего Ирана. Осадки выпадают здесь очень редко, поэтому испокон веков в области строились «гранаты», представлявшие собой подземные каналы для воды. Сейчас их заменили резервуары и скважины, снабжённые современным оборудованием. В летние месяцы жара в городе порой достигает +40 градусов, а вот зимой может опускаться до нуля и ниже. Посещать провинциальную столицу лучше ранней весной и поздней осенью, когда тепло и сухо, но нет изнуряющей жары.

Как добраться

Наиболее оптимальным вариантом маршрута до Язда служит перелёт в , а оттуда уже местными авиалиниями в аэропорт столицы провинции. Кроме того, город связан железнодорожным и автобусным сообщением с другими регионами и населёнными пунктами страны.

Транспорт

Самыми распространёнными средствами передвижения в пределах городской черты служат такси, хотя территорию Старого города вполне можно обойти пешком.

Достопримечательности и развлечения

Старинный район Язда считается здесь главным историческим объектом. Облик подавляющего числа зданий совершенно не претерпел изменений в течение столетий, а их тёмно-коричневые стены, сложенные из обожжённого на солнце сырцового кирпича и давно устаревшие конструкции ветровых башен-«багдиров» на крышах домов, служат своеобразным символом ушедших эпох. Поднявшись наверх, можно обозреть город и увидеть бескрайние пустынные ландшафты, его окружающие. Среди наиболее ярких архитектурных сооружений Язда выделяется зороастрийский храм Аташкаде, который ежегодно посещают представители этой религии со всех точек планеты. Священный огонь храма, расположенный в центральном зале, поддерживается с 470 года.

Среди других религиозных достопримечательностей выделяются Большая Пятничная Мечеть с библиотекой, где хранятся древние манускрипты, и мечеть Амир Чакхмагх, находящаяся прямо напротив музея воды, где любознательные туристы могут узнать много интересного о системе водоснабжения, функционирующей здесь в разные годы и по сей день. Примечательны также Дом собраний, Башня Ветра, сад Мозаффар, медресе Шамсия, мавзолей Доваздех-Имам и кладбище солдат, посвящённое иранцам, погибшим в годы войны с Ираком. В некотором отдалении от городской черты, посреди пустыни, раскинулся древний религиозный комплекс Амир-Чакмак, а неподалёку от него расположены зороастрийские башни молчания Дакмех. Есть в окрестностях города и ещё несколько археологических комплексов, куда можно добраться на автомобиле или на экскурсионном автобусе.

Кухня

Многие рестораны и кафе Язда находятся в старинных зданиях, имеющих богатую историю, поэтому пребывание в них дополняется ощущением непередаваемого духа старины. В роли одного из них выступает ресторан Хаммам-э Хан, размещённый в помещениях старого хаммама. Сводчатые потолки, журчащая вода в купальнях и искусная настенная керамика, добавляют процессу трапезы изрядную долю романтизма. Многие заведения имеют весьма выгодное месторасположение и располагают отличными видами из окон, прямо на главные городские достопримечательности. Любителям сладостей непременно стоит заглянуть в специализированную кондитерскую на бульваре Джомхурийе-Эслами или в заведение Amiran Paludeh, где гостям предлагается опробовать вкуснейший щербет.

Шопинг

Главными местами для покупок в Язде считаются базары Старого города. На многочисленных прилавках выставлены замечательные ковры, отличающиеся более низкими ценами по сравнению с Тегераном и популярными туристическими центрами Ирана, чеканные и кожаные изделия, всяческие специи, сладости и сувениры. Отдельного внимания заслуживают знаменитые яздские шелка, из которых сотканы платки, покрывала и всевозможные предметы лёгкой одежды.

Язд ежегодно привлекает тысячи путешественников, пленяя их своей восточной непосредственностью, красотой архитектуры, богатым культурным и историческим наследием. Пребывание в этом городе, позволяет гостям оценить многие достоинства и поближе познакомиться с этой удивительной страной.

Счастье тому, кто желает счастья другим. (Заратустра)

Зороастризм. Достопримечательности Йезда: Башни Молчания в Йезде, Храм огня Атэшкадэх в Йезде, Храм огня Чак Чак (Пире-Сабз).

Строго говоря, главных исторических центров зороастризма в Иране два – Йезд и Керман. Хотя по численности самая большая зороастрийская община в Тегеране, что естественно, поскольку Тегеран самый большой мегаполис Ирана, и народ потихоньку туда мигрирует. Но Йезд второй по количеству зороастрийцев город, а по процентному соотношению, наверное, и первый – считается, что их в Йезде около 5%. И именно Йезд является общепризнанным духовным центром зороастризма.

Вообще, осталось зороастрийцев в Иране уже не так уж и много – по разным оценкам от 27 до 50 тысяч. Поэтому оценка в 5% для Йезда с его 505 000 населением представляется завышенной.

Не известно, был ли Заратустра (он же Зороастр – в греческой транскрипции), пророк зороастризма, реальной личностью, или же мифической. Достоверно точно также не определено, когда именно возникла эта религия, но зороастрийская традиция называет 1738 г. до н. э., а ученые склоняются приблизительно к периоду 1000 – 754 г. до н.э. До этого времени иранцы предположительно исповедовали ведизм – начальную форму индуизма, либо сабеизм – поклонение звездам.

По началу новая религия “не пошла” – Заратустра за первые 10 лет проповедования сумел обратить только своего двоюродного брата. Но потом удача ему улыбнулась – Заратустре удалось заинтересовать своими идеями царя Кави Виштаспа, после чего процесс пошел довольно бодро.

Зороастризм - это, по сути, современное название этой религии, образованное от имени ее пророка, Заратустры. Ранее более употребимым было название «маздеизм », происходящее от имени бога – творца, Ахура Мазда . Сами зороастрийцы называют свою религию «маздаясна» – «почитание Мазды», или «вахви-даена» – «благое миропонимание», а себя называют «бехдин» – «благоверные».

Бог у зороастрийцев тоже един – это Ахура Мазда, «Мудрый Бог», идеальный создатель всего сущего (также известный, как Ормузд). Тем не менее, кроме Ахура Мазды существуют еще Амешаспенты – шесть его божественных творений, каждое из которых представляет собой одну из ступеней духовного развития и покровительствует соответствующим земным созданиям Мудрого Бога – людям, животным, огню, металлам, земле, растениям и воде.

Все главные принципы религии закодированы в фаравахаре – символе зароастризма.

Фаравахар на храме огня Атэшкадэх в Йезде

Сам по себе крылатый солнечный диск изображался также египтянами и ассирийцами над царственными особами для обозначения их славы. Но зороастрийцы усложнили символ, привнеся в него собственные понятия. Надо сказать, что толкований символов, заложенных в фаравахар, довольно много.

Бородатый человек – мудрость, опыт, стремление к совершенству и самостоятельность, позволяющие отличать добро от зла, даруемые Ахура Маздой людям; поднятая рука указывает на небо, напоминая об обязательствах перед богом;

Кольцо, которое держит человек – «кольцо договора» – напоминание об обязанности всегда выполнять обещания (вариант – кольцо перевоплощений души; однако, тема перевоплощений в зороастризме не имеет особого развития – душа попадает в тело, когда оно еще в утробе матери, и покидает его после смерти, попадая в рай (дом Песен) или в ад; судьба человека определяется борьбой добра со злом, понятия «колеса Сансары» – череды возрождений души в новых материальных формах – в зороастризме нет);

Диск в середине изображения – вечность, напоминание о цикле жизненного пути, который должен быть благочестивым, для того, чтобы после смерти душа навсегда обрела рай;

Пять рядов перьев на крыльях (на фото, правда, рядов три, а не пять) – количество Гат – гимнов-молитв Богу (вариант – этапы продвижения души к Богу);

Две «ножки»/ленты – пути добра и зла;

Хвост – руль, направляющий к добру или злу;

Три ряда перьев на хвосте – триада зороастрийской религиозной этики: «благие мысли, благие слова, благие дела».

Историки, между тем, считают, что эти толкования символизма фаравахара возникли в народной среде в относительно недавний период, и не имеют ничего общего с исторической достоверностью. Для них это лишь обозначение царской славы и власти, дарованной Богом, а также лучшей части человеческой души, принадлежащей Богу, и ведущей человека к нему, прообраз ангелов-хранителей.

Ангра-Майнью (Ахриман) – злая противоположность Ахура Мазды, стремящаяся испортить его творения. Жизнь представляет собой вечную борьбу добра и гармонии (которые представляет Аша, одна из созданных Ахура Маздой Амешаспент) со злом – Друдж. Соответственно, верующий зороастриец обязан всячески способствовать победе добра, творя его по мере сил. И однажды произойдет окончательная битва, в которой Ахура Мазда победит. Души мертвых из рая и ада вновь будут призваны на суд и пройдут через поток расплавленного металла, который будет приятен для праведников, и в котором сгорят грешники, после чего настанет эра всеобщего благоденствия.

У зороастрийцев сложные погребальные традиции. Тело умершего осквернено смертью. Прикасаться к нему могут только могильщики – насассалары , чья профессия передавалась по наследству, и накладывала на них серьезные ограничения. Жилища насассаларов стояли на отшибе, они должны были жить отдельно даже от членов собственной семьи, предупреждать о своем появлении звоном специальных колокольцев.

Поскольку для зороастрийцев земля, вода, огонь и растения священны, то возникала серьезная проблема с утилизацией тел. Закопать или сжечь нельзя – это осквернит землю или огонь. Выход был найден своеобразный. Строились специальные погребальные сооружения – астоданы (Башни молчания) , выложенные камнем изнутри, исключающим контакт мертвой плоти с землей, с круглыми крышами-площадками, окруженными высокими глиняными стенами.

Насассалары несли тела на носилках. Родственники сопровождали процессию на некотором расстоянии. Подниматься в Башни молчания было разрешено только насассаларам.

Описание процесса погребения выглядит жутковато. На внутренней крыше-площадке башен тела усаживали или укладывали, после чего оставляли на растерзание птицам-падальщикам. Желудки стервятников содержат некий фермент, убивающий продукты разложения, что способствовало обеззараживанию разлагающихся трупов. Высокие стены защищали от возможного растаскивания кусков плоти (и, соответственно, осквернения земли) зверями. В центре площадки имелся колодец. Ближний к колодцу круг предназначался для детских тел. Средний – для женских, дальний – для мужских. Площадка имела небольшой наклон к центру и желоба, по которым в колодец стекала кровь. Когда тела обгладывались до костей, высушенные солнцем останки дробились, сбрасывались через колодец в хранилище-костяницу и засыпались известью. Когда башня заполнялась, строили новую.

В начале XX века многие зороастрийцы стали считать традиционный обряд захоронения устаревшим. Города вплотную подошли к Башням молчания, поголовье стервятников существенно уменьшилось. Кроме того в 1851 году в Тегеране открылся первый университет – Дар уль-Фунун. Студенты-медики столкнулись с проблемой: ислам запрещал без надобности вскрывать тела мусульман, что затрудняло обучение. Для учебных целей тела стали похищать из Башен молчания. В результате тегеранские зороастрийцы организовали новое кладбище в 10 км от Тегерана, где стали хоронить покойников в могилах, выложенных камнем, и укрепленных бетонными коробами, исключающими контакт плоти с землей.

Более консервативные зороастрийские общины Йезда и Кермана продолжали традиционную практику вплоть до 70ых годов XX века, когда она была наконец запрещена законом.

Индийские зороастрийцы – парсы (персы, ушедшие в Индию в начале XVIII века от преследований мусульман) по-прежнему продолжают хоронить своих мертвых в Башнях молчания. У парсов они, похоже, немного сложнее – сброшенные в костницу останки после их постепенного измельчения вымываются дождевой водой через специальные угольные фильтры в колодцы и дальше в море (в Мумбае). У парсов свои проблемы – города тоже подошли к башням, но пока это решается тем, что в Индии Башни молчания традиционно окружены защитными поясами из деревьев и кустарников. Главная беда – катастрофическое сокращение численности падальщиков на 99,9% в результате применения в Индии в 90ых годах XX века диклофенака – противовоспалительного препарата для скота, запрещенного лишь в 2006 году. Парсы пытаются теперь разводить падальщиков, а пока стараются утилизировать тела, усиливая воздействие на них солнечной энергии, устанавливая специальные зеркала.

Утром за мной в отель заехала Фереште и мы отправились к Башням молчания на окраине Йезда. В Йезде их две. Обе рядом.

У подножия башен колодец и здания, где траурная процессия могла остановиться и проститься с покойным, прежде чем его тело будет поднято в башню.

У подножия башен молчания

Колодец с ветряными башнями – бадгирами для охлаждения воды

Подъем к правой башне не кажется слишком крутым

С башни открывается красивый вид на Йезд.

Внутри Башни молчания выглядят несколько заброшено. Круглая площадка, где раскладывали тела для их поедания стервятниками. Посередине засыпанный колодец, куда сбрасывали измельченные кости, иссушенные солнцем.

Жутковато немного. Хотя, казалось бы, какая разница? Кладбище, оно и есть кладбище. Не убивали же здесь никого.

Йезд, Башня молчания, засыпаный колодец

Было жарко. Вроде и высота небольшая, и подниматься не так, чтобы очень тяжело, но Фереште стало нехорошо, и мы договорились, что она возвращается к машине. За ней приедет Сина, они дождутся меня, потом вместе отвезем ее домой, и Сина продолжит экскурсию.

А я, тем временем, полез на соседнюю башню, куда экскурсии не водят.

Башня молчания, на которую туристов не водят

Лезть на вторую башню со стороны комплекса зданий у ее подножия не очень удобно, но и сложности особой подъем не вызывает. Лишь ближе к вершине пришлось перелезать через стены – проход заложен камнями.

Но вход в саму башню открыт.

Со второй башни открываются еще более живописные виды.

Башня молчания, вид на Йезд

Сина с Фереште возвращаются к машине

Внутри второй Башни молчания.

Со второй башни первая как на ладони.

Спустился по тропинке – это дольше, но удобнее.

Огонь, будучи священным для зороастрийцев, имеет важное ритуальное значение, являясь одним из символов благочестия Ахура Мазды и гармонии и добра Аши. Зороастрийцы считают, что существует большое количество разных типов огня: огонь небесный, огонь из дерева, огонь жизни в человеке и животных, домашние огни различных представителей общины – купцов, крестьян, мастеровых, военных, священников и т.д.

В почитание Ахура Мазды со временем стали возводиться храмы огня, представлявшие собой небольшие скромные глиняные помещения с толстыми стенами, оштукатуренные изнутри, с куполом, покоящимся на четырех колоннах и алтарем с латунной чашей с вечным огнем в углублении одной из стен, скрытый от молящихся перегородкой. Окна, как правило, отсутствовали, поскольку ничто не должно касаться священного огня, даже не менее священный солнечный свет, имелось лишь отверстие в куполе для вентиляции. Жрецы священнодействовали с огнем, надев специальные одежды, шапочку, перчатки, повязку, закрывающую рот, чтобы не осквернить его ни прикосновением, ни дыханием.

Считается, что наибольшее количество таких храмов огня было построено при Сасанидах, активно продвигавших религию для укрепления своей власти в конце третьего века. Археологам, однако, удалось на территории Мидии найти и значительно более древний храм огня, относящийся к VII веку до н.э., в котором огонь из главного закрытого зала мог переноситься на плоскую крышу для всеобщего обозрения. Похоже, что в деревне Абьяни храм как раз такого типа,

Огни также различались по степени святости. Главный огонь, Аташ Бахрам (Победоносный), постепенно собирался из 16 разных видов огней – из домов, представляющих все социальные слои зороастрийской общины, и главного, зажженного попаданием молнии в дерево, который могли дожидаться годами. От Бахрама зажигали огни городских храмов, от городских огней – сельских, от сельских – огни домашние (и многих в домах имелись отдельные комнаты с горящим в них священным огнем).

Следующий по иерархии огонь – Аташ Адаран, собираемый из 4 видов огней от представителей четырех сословий – жрецов, служащих (военных и чиновников), крестьян (земледельцев и скотоводов) и городских работяг – ремесленников и рабочих. Процедура его создания занимала 2-3 недели.

Каждый тип огня может гореть только в храме, соответствующем ему по иерархии. Аташ Бахрам только в главных храмах, с отдельным помещением для огня, куда могут входить только высшие представители зороастрийского духовенства. Аташ Адаран – в Домах Огня (Атэшкадэх), где его могут обслуживать жрецы рангом попроще – мобеды .

Однажды зажженный священный огонь не должен погаснуть никогда, ибо это будет означать победу сил тьмы. Горение поддерживают специальные жрецы, подкладывая кусочки миндального, абрикосового деревьев и сандала. Каждый огонь требовал со временем особой процедуры обновления и очищения. Каждому царю полагался свой собственный огонь, как один из символов статуса.

После разгрома империи Сасанидов арабами в 651 году в исламизированной Персии заострийцам пришлось довольно туго. В начале VIII века значительная их часть ушла в Индию, где они были встречены благосклонно. В Индии зороострийцы осели довольно обособленными общинами, преимущественно в Бомбее, став известными как «парсы». Благодаря благоприятному окружению к настоящему времени численность заострийцев-парсов оценивается приблизительно в 100 000 человек, что в 2-4 раза больше, чем последователей этой веры на ее родине, в Иране. Парсы превосходят средних индусов по уровню образования и достатка. Несмотря на свою относительную немногочисленность, они внесли большой вклад в историю Индии: именно парсы основали в Индии первую политическую партию, общественную больницу, печатный станок и газету, университет и фондовую биржу.

Очередной расцвет зороастризма в Иране пришелся на 1925-1941, эпоху власти Реза-шаха Пехлеви, который сделал ставку на популяризацию древней религии для укрепления своей власти, продвижения светских реформ, и ослабления авторитета исламских имамов. Зороастрийцы получили равные с мусульманами права, шиитская символика намеренно вытеснялась символикой зороастрийской, приветствовалось изучение доисламской истории Персии, учение и философию зороастризма стали преподавать в университете – зороастризм вошел в моду. Усилились связи с индийскими парсами, оказавшими серьезную помощь своим братьям по вере.

Так, именно на средства парсов в 1934 году был построен храм огня Атэшкадэх в Йезде . Строго говоря, как я писал выше, Атэшкадэх не столько собственное имя храма, сколько его тип – “Дом Огня”, вид храма, в котором горит огонь второго уровня, Аташ Адаран, собираемый из 4 других огней. Выглядит Атэшкадэх скромно, как и положено храму огня. Перед храмом небольшой чистый двор с бассейном и сад.

В бассейн традиционно бросаются монетки

Чаша с огнем, непрерывно горящим с 467 года, и привезенным в Йезд из Эрдекана, второго по величине города остана (провинции) Йезд, отделена от посетителей толстым стеклом (чтоб не осквернили ненароком). Интерьер незатейливый: картина с изображением Заратустры и несколько пояснительных текстов относительно самого храма, а также ценностей и символов зороастризма.

Незатейливый интерьер храма огня Атэшкадэх

Священный огонь храма Атэшкадэх, упрятанный за защитное стекло (чтобы исключить осквернение)

Текст, поясняющий символизм Фаравахара

Мусульмане имели обыкновение до начала XX века презрительно называть зороастрийцев “гебры” (неверные) и “огнепоклонники” (намекая, опять же, на их якобы язычество), что зороастрийцев страшно оскорбляет – они не поклоняются огню, огонь лишь символ Ахура Мазды, единого Бога, также как для крест – символ христианства, а полумесяц – ислама.

Текст, поясняющий, что зороастрийцы не поклоняются огню, а поклоняются Ахура Мазде, чей символ – огонь, и рассказывающий долгую историю жизни огня храма.

Рядом с храмом небольшой музей, рассказывающий о жизни зороастрийской общины.

Музей зороастрийской общины

Положение женщины в зороастрийском обществе было более свободным, чем в мусульманском. У нее было существенно больше прав, теоретически женщина могла даже стать жрецом – мобедом . Ряд ограничений, тем не менее, конечно, имелся. Так, во время менструации женщина считалась нечистой, и не должна была находиться рядом с близкими до ее окончания и проведения обряда очищения. Лиц зороастрийские женщины не закрывали (хотя в Кермане при выходе “в люди” предпочитали следовать исламским обычаям, чтобы не нарываться на неприятности; в Йезде этим не заморачивались).

На фото этого не видно, под верхней одеждой для зороастрийца (и мужчин и женщин) обязательно должна быть надета седре – белая (тоже символ чистоты Ахура Мазды) нательная рубаха, сшитая особым образом из одного цельного куска ткани (обычно хлопка; есть список разрешенных тканей) с 9 швами, которые, в свою очередь, символизируют 9 элементов человека – сама жизнь, внешность, тело, кости, сила, дыхание, сознание, душа и фараваши – личный дух-хранитель. На седре повязывается кошти – белый шерстяной поясок в палец толщиной из 72 нитей (по количеству глав Ясны в Авесте, собрании священных гимнов зороастрийцев), завязанный на 6 узелков (по числу главных праздничных дней), символизирующий следование заветам Ахура Мазды. Узелки ежедневно перевязываются по нескольку раз, что сопровождается чтением молитвы и является символом приобщения к единству и благодеяниям всех зороастрийцев.

Другая важная зороастрийская святыня – храм Пире-Сабз или Чак-Чак , расположенный в горах в 72 км от Йезда. Согласно легенде, в 640 г. принцесса Никбану, одна из дочерей последнего персидского царя из династии Сасанидов, преследуемая арабской погоней, обратилась с молитвой о помощи к Ахура Мазде, и гора чудесным образом разверзлась, впустив ее, и укрыла от преследователей. Арабы осадили гору. Принцесса страдала от голова и жажды. От жажды она спаслась, ударив своим посохом в пол пещеры, от чего с потолка закапала вода. Но кончилась история все равно печально – не желая сдаваться врагу, принцесса бросилась со скалы. С тех пор гора ее оплакивает слезами из неиссякаемого источника (Чак-Чак с фарси переводится как Кап-Кап). А в укрывшей принцессу пещере сделали храм, куда в июне съезжаются сотни паломников- зороастрийцев, для которых построены на склоне гостевые дома, в другое время пустующие.

Дорога на Чак-Чак проходит по живописной пустыне

Зороастрийская традиция требует от паломников, приезжающих в храм на машинах, остановиться, как только они увидят храм, и идти дальше пешком.

Но мы же не паломники, нам позволительно и доехать.

К храму ведет лестница, достаточно пологая.

Гостевые дома

Вход в храм Пире-Сабз (Чак-Чак). Согласно легенде дерево у входа выросло из посоха принцессы

На дверях храма Чак-Чак изображение Заратустры

На самом деле грот рукотворный. Посредине стоит алтарь для огня.

“Слезы горы по принцессе” чакчакают в заботливо подставленные пластиковые ванночки.

По иерархии огней Пире-Сабз (Чак-Чак) тоже Атэшкадэх – Дом Огня

Скромное убранство храма

Рядом комната для паломников

Больше фотографий можно увидеть в .

Если эта заметка понравилась, буду премного благодарен, если вы поделитесь ею в соцсетях, нажав на соответствующие кнопки ниже – это поможет продвижению сайта.

А если на форму заказа билетов ниже нажмете, то и вовсе замечательно. Спасибо!

    Сообщения

  • Стоимость авиабилетов внутри Ирана относительно невысока, а аэропорты имеются почти во все иранских городах. Иранские поезда комфортабельны, но железных дорог в стране относительно немного, и билеты необходимо бронировать как можно раньше. Зато вся страна опутана сетью автобусных маршрутов. Цены на проезд на междугородном автобусе смешные, и при этом вам предоставят неплохой сервис и график движения обычно тоже соблюдается.
    Наконец, можно просто арендовать машину с шофером на несколько часов, а то и дней – здесь стоимость услуг будет зависеть исключительно от вашего умения торговаться.

    Внутри городов общественный транспорт не развит (хотя в Тегеране вас ждет очень современное и удобное метро). Иностранцу лучше всего остановить такси на улице (в роли такси выступает каждая третья машина, порой без всяких опознавательных знаков) и произнести слово «дарбаст» — в этом случае, водитель не станет по дороге подсаживать к вам других пассажиров и довезет вас точно до пункта назначения. «Дарбаст» обойдется дороже обычного такси (целых 4 – 5 USD). Если хотите сэкономить, ловите машину у обочины дороги, выкрикивая в окно проезжающих авто конечный пункт назначения (вернее, ближайшую к нему площадь или улицу). Такси, куда залезают сразу по 4 пассажира, в этом случае играет роль маршрутки, следуя в определенную точку и высаживая людей по мере надобности.

    Григорий

    Обязательно ли надо заказывать билеты на междугородние автобусы заранее? Или это можно просто и оперативно решить на месте (не в Новруз, конечно)

    Хочу добавить. В метро (в Тегеране) есть разделение по вагонам, отдельно для мужчин и для женщин. Нетрудно увидеть, где собирается народ. И по такси. Иногда иранские таксисты не знают тот район, куда вам надо. Лучше в отеле распечатать адрес (на англ.) и попросить менеджера перевести его на фарси. Тогда водитель без труда отыщет дорогу и место. И там уже спросит у местных… забавно мы однажды кружили по Экбатану (Ekbatan)… 🙂

    Да, вы совершенно правы. Когда в наш «мужской» 🙂 вагон зашла целая семья (молодые муж с женой, двое детей и пожилая женщина), никто особенного внимания не обратил. Дело житейское… 🙂 И кстати, цены на проезд в метро очень маленькие.

    В Тегеране существует очень удобная система скоростных автобусов (БиАрТи).Двигаясь по специально отведенным полосам,они проносятся мимо стоящих в пробках машин.Очень удобно,иногда намного быстрее,чем на такси.Быстро как на метро,но зато можно любоваться Тегераном(таким многогранным!) из окна. Правда, в часы пик на некоторых маршрутах БиАрТи переполнены.

    Григорий

    Поясните ситуацию, существуют ли прямые автобусы Кашан-Хамедан и Исфаган-Хамедан. Хотелось бы к стандартной нитке маршрута Тегеран-Кашан-Исфаган-Язд-Шираз добавить просмотр Хамедана и пещер Али Садр. Может еще что-то включить заодно. Непонятно, как это сделать оптимальным образом. Такси не предлагать.

    Георгий

    реально ли купить билет на самолет из Тегерана до Исфахана и наоборот в день вылета или за день?

    Николай

    Добрый день, интересует вопрос. Планирую летом путешествие в Армению, так же хотел бы посетить легендарный Тебриз и потратить на него несколько дней. Возможно ли в Мегри перейти границу пешком и на каком нибудь транспорте доехать до Тебриза? Провести несколько дней в Тебризе и купив билет на автобус на автовокзале уехать в Ереван. Каким образом осуществляется автобусное сообщение с Ереваном, как часто хоядт автобусы и сколько примерно они могут стоить? Заранее спасибо

    Добрый день!
    Можно ли ознакомиться с расписанием движения автобусов в Иране? Планируем передвигаться по маршруту Тегеран-Исфахан, Исфахан-Шираз, Шираз-Язд, Язд-Тегеран.
    Кроме того, интересует информация о системе оплаты проезда в общественном транспорте Тегерана, а также об общественном транспорте, которым можно добраться из аэропорта в город в ночное время.
    Заранее спасибо за ответ.

    Александр

    Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, известна ли текущая стоимость билетов из Тебриза до Еревана?

    Мы собираемся посетить Иран, по перелетам два варианта, с учетом того, что туда хотим лететь без багажа, а обратно, вероятно, с багажом.

    1. Москва — Тегеран, Тегеран — Москва. Минусы: за багаж берут дополнительные деньги, причем весьма существенные; рейсы с длительной пересадкой, если не брать в расчет рейсы Аэрофлота, стоимость которых совсем высока. Плюсы: все просто и понятно.
    2. Москва — Тегеран, Ереван — Москва. Плюсы: Из Еревана летает Аэрофлот, причем рейсы дешевые, провоз багажа разрешен. В целом билеты получаются существенно дешевле чем в варианте 1. По пути можно посетить Тебриз. Минусы: дополнительное время на переезд до Тебриза и Еревана (а его не так много, как хотелось бы), непонятно сколько стоит автобус до Еревана. Если те же 25000 драм с человека, то экономический смысл вылета из Еревана теряется (правда, остается эстетический, хотя не уверен, что после Ирана еще останутся силы =)).

    Екатерина

    Доброго дня.
    Подскажите пожалуйста есть ли автобусы (и как часто) из Тегерана в Решт
    И из Решта в Тебриз?
    И по самолетам. Есть ли прямой самолет Тебриз-Шираз и если да, то по каким примерно дням?
    Заранее спасибо

    максим

    Здравствуйте!
    Подскажите пожалуйста по автобусам кашан- тегеран,
    кашан-язд, Шираз-исфахан. Расписание и время в пути.

    Татьяна

    Не можете подсказать частные транспортные компании в Тегеране, которые предоставляют автобус с водителем для перевозки группы из человек 15 на несколько дней?

    Доброго времени суток! Прилетаю в Тегеран без обратного билета. Планирую выехать из Ирана на аавтобусе тебриз-ереван. Как мне предоставить в аэропорту доказательство, что я покидаю Иран через третью страну. Есть возможность купить билет онлайн?

    Добрый вечер. По Ирану планируем передвигаться автобусами: Тегеран-Исфахан-Йезд-Шираз. А вот обратно в Тегеран хотелось бы уже на самолете для экономии времени. Подскажите, где взять инфу с каких вокзалов уезжать, где расписание авиаресов посмотреть, ну и забронировать, если получиться. Спасибо

    Спасибо. Меня интересует конкретная дата: нужно будет 2 билета из Шираза в Тегеран на 1 ноября 2018 г., время желательно после полудня или вечером. Поскольку обратный билет на 2 ноября 6 утра, думаю, что лучше вернуться в Тегеран на кануне. Уточните как можно забронировать билеты, чтобы со 100% гарантией улететь 1 ноября? На автобусы, думаю заранее не стоит бронировать, на месте уже можно будет купить. Спасибо, жду от вас информацию.

Когда-то город был эзотерическим центром, местом, где собирались мистики и гностики, и до сих пор 5-10% населения составляют зороастрийцы - это древняя религия огнепоклонников, зародившаяся в Иране. Когда государственной религией персидского государства стал ислам, зороастрийцы Йезда сумели противостоять насильственному обращению в новую веру, регулярно выплачивая налог. В Аташкаде («Башне огня») пламя не гаснет с 470 г. - вот уже более 1530 лет! Здесь же, на окраинах города, расположена Дахме, или Кале-э Хамуша («Башня тишины»), где хоронят умерших по зороастрийскому обряду.

Йезд известен самой большой в мире сетью «канатов» – это древняя система шахт-колодцев, изобретенных в Иране, постепенно она распространилась в пустынные города других местностей и используется до сих пор. Многие дома оснащены ветровыми башнями бад-гира (для пассивной вентиляции), а яхчалы служат своего рода примитивными холодильниками. Почти все дома построены из самана - необожженных кирпичей из песка, глины, соломы и навоза.

В городе сохранились потрясающие образцы исламских построек и средневековые городские стены.

В регионе пустынный климат - очень жарко днем и чрезвычайно холодно ночью. Деревья зацветают ранней весной.

Не пропустите

  • Мечеть Джаме XIV в.
  • Мечеть Амир Чахмак XIV в. Музей Йезда.
  • Погребальная мечеть Махбаре-э Давазда Имам («Святыня двенадцати имамов») - XII в.
  • Мавзолей Саеда Рон ад-Дина.
  • Баг-э Довлат - чудесный дом с витражами и садом.
  • Темница Александра.
  • Чак Чак - важный зороастрийский храм в 52 км от Йезда.

Следует знать

Йезд славится шелкоткачеством, керамикой и сладостями. Базары Йезда, пожалуй, - лучшее место в Иране для приобретения шелков, кашемира и парчи.

Башни молчания - древнее кладбище зороастрийцев, расположенное на окраине иранского города Язд. Кладбище представляет собой высокие каменные башни, построенные на вершине холма, где приверженцы зороастризма оставляли всех мертвецов.

Башни молчания - традиционный способ захоронения усопших зороастрийцев. По канонам этой религии, страшным грехом является осквернение земли, воды, огня или воздуха, поэтому обычные способы захоронения верующим не подходят. Вместо этого зороастрийцы оставляют своих покойников в Башнях молчания - каменных платформах, расположенных высоко в горах.

Башни молчания - это круглые монументальные сооружения из природного камня, с широкими крышами, где оставленные мертвецы свободно истлевали под жарким солнцем или становились добычей птиц. Действо совершенно немыслимое с точки зрения западной цивилизации, но это лишь добавляет башням экзотичности. Башни молчания - очень мрачное, специфическое место с особенной атмосферой. Последние захоронения здесь проводились не так давно - в шестидесятых годах двадцатого века. С тех пор Башни молчания превратились в одну из самых известных достопримечательностей города Язд.

Координаты : 31.82287700,54.35484700

Соборная Пятничная мечеть в Язде

Соборная мечеть (также известна как Пятничная мечеть) - старинная мечеть, расположенная в городе Язд. Здание признано памятником архитектуры и находится под эгидой государства.

Соборная мечеть в Язде была построена в двенадцатом веке по указанию Ала-Одолеха Гаршаба, аристократа из династии Аль-Бойех. Оригинальный облик мечети не сохранился - в последующие годы здание полностью перестраивалось, и только в 1365 году обрело свой современный облик. Соборная мечеть является великолепным образцом средневековой персидской архитектуры. Здание увенчано парой высоких минаретов и богато украшено мозаичным орнаментом. Высокий портал у входа в мечеть признан самым высоким во всём Иране. Интерьер мечети отделан красивой плиткой из голубого фаянса.

Соборная мечеть расположена в очень живописном месте - прямо в сердце Старого города, в окружении древних улочек, буквально пропитанных духом старины. В Иране соборная мечеть столь известна, что её изображение отпечатано на тамошних деньгах - мечеть можно увидеть на обороте купюры номиналом в 200 реалов. Среди иностранных туристов мечеть также пользуется заслуженной популярностью - это одна из красивейших достопримечательностей Язда.

Координаты : 31.90138900,54.36861100

А какие достопримечательности Язда вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

ИРАН. ЯЗД. ДОМ-ЛЕДНИК

С древних времен люди задавались вопросом – как хранить скоропортящиеся продукты. Для этих целей в разных странах пытались приспособить лед, создавая «дома-ледники». На территории современного Ирана, первые дома-ледники появились еще в семнадцатом веке до нашей эры. Но лед был большой ценностью, ведь в летнее время его не откуда было брать. Каждая страна пыталась решить эту проблему по-своему: Европа завозила лед из Скандинавских стран, Индия пополняла запасы льда в Гималаях, Россия – в своих северных широтах, а иранцы научились сами создавать лед. Местный климат в Иране таков, что ночи здесь с заморозками. Иранцы прорыли специальные каналы, постоянно находящиеся в тени. Каждую ночь вода в этих каналах замерзала, и до восхода солнца весь собранный лед отправлялся в дом-ледник. В общей сложности на территории Ирана сохранилось более ста домов-ледников. И еще полвека назад они все еще продолжали весьма успешно использоваться.

О Язде можно рассказывать часами, затрагивая совершенно разные аспекты. Это удивительный город, расположившийся в центре пустыни. Здесь расположено множество достопримечательностей, одна из которых - уникальный Музей Воды, расположенный в старинном доме богатого купца. В нем представлены древние технологии доставки воды в город с помощью подземных тоннелей, благодаря которым люди выживали среди пустыни и невыносимой жары. В музее можно увидеть макеты этого чудесного «водопровода», начиная от истоков в горах и заканчивая подачей в резервуарах. Также здесь представлены различные фотографии системы, на которых запечатлены разные этапы подачи воды.

В экспозиции музея выставлены рабочие журналы девятнадцатого века, в которых рассказывалось о регулярном техническом обслуживании «водопровода» и планировались последующие работы по его модернизации. В залах вы также сможете увидеть разнообразные образцы посуды, которая использовалась для получения и хранения воды - всевозможные кувшины, которые за несколько веков не потеряли своей привлекательности. На втором этаже музея представлен резервуар для спуска и забора воды.

Координаты : 31.89504600,54.36852400

Крепость Нарин-кала

Крепость Нарин-кала - руины древнего персидского замка, расположенные в центре города Мейбод, в Иране. Крепость признана важным историческим памятником и находится под эгидой правительства страны.

Нарин-кала - очень древняя крепость, относящаяся ещё к доисламскому периоду развития персидского региона. Время её постройки известно лишь приблизительно, но в любом случае крепости уже больше двух тысяч лет. Замок возведен на холме, и с его стен открывается великолепный вид на город Мейбод и окрестности. При постройке стен использовался кирпич-сырец, придающий крепости характерную оранжевую окраску. Некоторые историки предполагают, что раньше за стенами крепости находился зороастрийский храм огня, разрушенный после прихода в страну ислама.

Для своего возраста Нарин-кала сохранилась очень хорошо - в крепости уцелели почти все внешние стены и башни, а также множество внутренних лестниц. Удачное местоположение замка (совсем рядом с центром города) превращает его в одну из главных достопримечательностей Мейбода.

Даже наполовину разрушенная, крепость Нарин-кала производит мощное впечатление и пользуется немалой популярностью среди туристов.

Координаты : 32.22620300,54.01451000

Храм огня Атэшкадэх

Атэшкадэх - древний зороастрийский храм огня, расположенный в городе Язд. Храм признан одной из самых популярных городских достопримечательностей, а для верующих зороастрийцев является местом настоящего религиозного паломничества.

У храма Атэшкадэх очень древняя история. Само здание относительно новое - его построили в 1934 году под руководством архитектора Джамшида Аманата. Однако огонь, горящий в храме, был зажжен более полутора тысяч лет назад и с тех по не гас ни на секунду.

Пламя горит в большой каменной чаше, расположенной в задней части храма. Горение, согласно зороастрийским традициям, поддерживается сандаловыми дровами. От посетителей чаша отгорожена стеклом во избежание инцидентов. В соседнем помещении расположен Музей зороастрийской культуры.

Само здание храма Атэшкадэх не представляет собой ничего необычного - построенное в традиционном иранском стиле, оно находится в центре небольшого кипарисового парка, перед храмом выкопано небольшое озеро. Тем не менее взглянуть на священный огонь всегда находится много желающих. Атэшкадэх - очень мистичное, священное место, и его атмосфера производит неизгладимое впечатление на посетителей.

Координаты : 31.88126100,54.37327900

Самые популярные достопримечательности в Язде с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Язда на нашем сайте.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...