Принцип неприменения. Невмешательство во внутренние дела. Принцип территориальной целостности государств

Принцип неприменения силы или угрозы силой появился в международном праве в период между двумя мировыми войнами сначала как принцип запрещения агрессивной войны. Этот принцип заменил существовавшее ранее в международном праве право государства на войну (jus ad bellum), в соответствии с которым каждое государство могло прибегнуть к войне против другого государства в случае любого спора между ними.

Таким образом, Федеральный верховный суд приходит к следующему «взгляду». Руководящий принцип: нерешительное рассмотрение дела в течение объективно оправданного периода времени является нарушением закона, если метод судопроизводства судьи по посторонним соображениям сознательно действует в интересах или недостатке стороны.

На самом деле ничего противного не будет - не редкость в немецком прецедентном праве - это утверждение не сразу релятивизируется в том же суждении. Нарушение закона как фундаментального нарушения отправления правосудия должно быть криминализировано. Поэтому только государственный чиновник сознательно и серьезно удаляется из закона.

Принцип запрещения применения силы или угрозы силой – регулирование общественных отношений, связанных с ненарушением мира, с соблюдением права всех членов международного сообщества и отдельного индивида на жизнь в ненасильственном мире, с запретом решать спорные вопросы международных отношений с помощью силы.

Впервые принцип неприменения силы или угрозы силой был провозглашен в Уставе ООН. Пункт 4 ст. 2 Устава гласит: "Все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций".

Таким образом, руководящий принцип будет уже «нерешительным рассмотрением дела в течение объективно оправданного периода времени», «если судья сознательно и сознательно действует на благо или в ущерб стороне своей процедуры», поскольку этот офицер тогда сознательно и более серьезно Путь правопорядка.

Тем не менее, это сейчас не доброжелательная уступка, но в основном обязана воле публичного должностного лица, чтобы не допустить, чтобы показ приводил к подозрению в правильной дифракции, все еще судебном пересмотре. Наконец, следует отметить важное «достижение» немецкой юриспруденции, а именно так называемый блокирующий эффект преступления дифракции закона, о котором, конечно, никогда не сообщается юридически средний образованный непрофессионал, но это законное изобретение, также называемое правой фигурой, которое в Не существует закона, но он оказывает решающее влияние на «оценку» утверждений о судебном пересмотре судебными органами и судами и, прежде всего, намерение формулировки законодательного правонарушения, если оно известно.

Авторитетное толкование принципа неприменения силы или угрозы силой дается в таких документах, как Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, 1970 г., Определение агрессии, принятое Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 году, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1987 г.

Нарушение различных основных прав. Если такая потерпевшая сторона подала уголовную жалобу за нарушение прав в связи с другими преступлениями, то после прекращения расследования в связи с грандиозным непризнанием со стороны органов уголовного преследования все связанные с этим преступления также не преследуются по закону, поскольку они считаются выполненными только в том случае, если они связанных с правым изгибом. Б. из-за лишения свободы возможно только в том случае, если судья или публичное должностное лицо наказываются одновременно в силу закона.

Проанализировав эти документы, можно сделать вывод, что запрещаются:

1) любые действия, представляющие собой угрозу силой или прямое или косвенное применение силы против другого государства;

2) применение силы или угрозы силой с целью нарушения существующих международных границ другого государства или для разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ, или для нарушения международных демаркационных линий, включая линии перемирия;

Таким образом, без признанного правопорядка все связанные с этим преступления остаются безнаказанными. Даже уголовные обвинения без обвинения в законе, но с другими преступлениями, частично не осуществляются в их собственном опыте, поскольку никакое нарушение закона не было узнаваемо. Этот блокирующий эффект закона был - как и должно быть в Германии, - юристами или причина не может быть выражена вероломно: защищать независимость юрисдикции; То, что это означает, - это защита самих правых судей. Мало того, что они выпустили собственную гильдию с Персильшайном на будущее, эта юридическая фигура была изобретена главным образом с целью ретроактивности для их убийственных коллег во времена национал-социализма.

3) репрессалии с применением вооруженной силы; к этим запрещенным действиям относится, в частности, так называемая "мирная блокада", т.е. блокирование портов другого государства, осуществляемое вооруженными силами в мирное время;

4) организация или поощрение организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемничество;

На оправдание национал-социалистической «юриспруденции» коллеге! Действовал в качестве помощника в двух случаях. Трибуналы признали в рассматриваемых здесь случаях против всех из них осужденных лиц за смертную казнь. Ответчик С. как судья суда подтвердил смертные приговоры и распорядился об их исполнении. Судебное разбирательство в судах под председательством подсудимого Г. включало в один случай дезертирство Фольксшурманна, Р. в другом случае фермер Х. который разоружил и преследовал Панцершпатпп Гитлеровской молодежи в ходе разведки с другими жителями деревни Б. было.

5) организация, подстрекательство, оказание помощи или участие в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве или потворствование организационной деятельности в пределах собственной территории, направленное на совершение таких актов, в том случае, когда упомянутые акты связаны с угрозой силой или ее применением;

Обвиняемый Г. ранее занимал «трибунал» против Х. в котором он сам председательствовал, и которому он, будучи ассоциированным членом, назначил Ортсгруппенлейтер У. из деревни Б. в дополнение к сопровождающему сотруднику. Также эта процедура привела к «осуждению» Х. до смерти, однако решение не было объявлено. В то же время этот военный суд вел переговоры с мэром Га. Подсудимых обвиняют в том, что они произвольно выступают против закона, в частности судебного разбирательства, незаконно и не искупаются за несправедливость, но с целью распространения национал-социалистического режима террора, запугивая диссидентов.

6) военная оккупация территории государства, являющаяся результатом применения силы в нарушение Устава ООН;

7) приобретение территории другого государства в результате угрозы силой или ее применения;

8) насильственные действия, лишающие народы права на самоопределение, свободу и независимость.

Определение агрессии 1974 г. устанавливает перечень (не исчерпывающий) этих запрещенных международным правом действий, которые являются наиболее серьезными и опасными формами незаконного использования силы, агрессии.

Поэтому обвинение обвиняет ее в убийстве по совпадению с правым поклоном. Присяжные оправдали ее из-за отсутствия доказательств. В остальном решение было отменено. Наказание обвиняемого по этому закону невозможно по юридическим причинам. Преступление за изгиб также имеет защитную функцию в пользу судьи.

Одним из них был Фриц Бауэр. Сегодня никто не умудряется от разделения мнения юристов, и в записях денацификации мы читаем, что все они против. Кроме того, следующее Высшее умственное потемнение Бонмота бывшего судьи в Высшем федеральном суде. Психическое заболевание судьи не является абсолютной основанием недействительности. Это решение в лучшем случае неэффективно, если психическое заболевание сделало судью неспособным регистрировать и оценивать события, и эта неспособность проявляется в качестве фундаментального недостатка эффективности.

Одной из важных норм современного международного права, тесно связанной с принципом запрещения применения силы или угрозы силой, является право на самооборону. Эта норма сформулирована в ст. 51 Устава ООН; в ней предусмотрено, в частности: "Настоящий Устав ни в коей мере не затрагивает неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на Члена Организации, до тех пор пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности".

Лутц Мейер-Геснер, Уголовно-процессуальный кодекс. Озорное публичное должностное лицо, которое делает что-то перед лицом этого? В качестве одного преступления классическое злоупотребление служебным положением в Германии больше не существует. Стр. 127, который вступил в силу, Он сказал: Должностное лицо, которое, злоупотребляя его официальной властью или угрозой определенного злоупотребления тем же, заставляет человека совершить акт молчаливого молчания или молчаливого согласия, наказывается тюремным заключением.

Это официальное преступление было совершено в Третьем Рейхе на основании указа фюрера о специальных полномочиях министра юстиции Рейха. Берлин категорически возражал против желания Вашингтона, например, включить Грузию в Северо-Атлантическое оборонное сообщество. Германия всегда подчеркивала право Грузии защищать или устанавливать свое территориальное единство, то есть членство Абхазии и Южной Осетии в Грузии, но настаивало на решении переговоров. Это также видно в выражениях лица на следующей фотографии.

Международный Суд в своем решении по делу Никарагуа – США отверг ссылку США на то, что они использовали вооруженную силу против Никарагуа в порядке самообороны. Суд заявил: "В случае права на индивидуальную самооборону использование этого права может иметь место только, если соответствующее государство явилось жертвой вооруженного нападения. Разумеется, что в случае коллективной самообороны это условие также сохраняется".

Хотя президент Обама занимал большее расстояние до Саакашвили, чем его предшественник, но он встретил довольно решительно дружелюбного и непредвзятого. Почему между Берлином и Вашингтоном были большие разногласия? Некоторые ключевые факторы упоминаются.

Этого не должно быть с Грузией. Даже Вашингтон, который был явно на стороне Грузии, должен был опасаться за его авторитет, хотя и не в той же степени, что и Москва. На рубеже нового тысячелетия произошло значительное увеличение добычи нефти в Азербайджане. Для экспорта нефти должны были быть построены новые мощности трубопроводов. Россия предложила распространить существующие линии на свою территорию на Черное море. Правительства в Вашингтоне и Лондоне не рассматривали это как оптимальное решение, не в последнюю очередь из-за геостратегических соображений.

В Декларации об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987 г. говорится: "Государства имеют неотъемлемое право на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение, как это предусмотрено Уставом Организации Объединенных Наций".

Очень важно иметь в виду, что п. 4 ст. 2 Устава ООН содержит общее запрещение применения силы или угрозы силой в отношениях между государствами. Определение агрессии 1974 г. устанавливает наиболее часто встречающиеся случаи запрещенного применения вооруженной силы и, наконец, ст. 51 Устава ООН выделяет самое опасное применение вооруженной силы – вооруженное нападение, предусматривая в этом случае право на самооборону.

Его мощность составляет 50 миллионов тонн в год, что составляет около половины потребления в Германии. Это один из самых важных трубопроводов по всему миру. Соответственно, вырос интерес к нынешней стране транзита. Однако тенденция регистрировать положительные сигналы с другой стороны ослаблена. Москва опасалась и боится распространения нестабильности Афганистана в Центральной Азии. Но потребовалось три года для регистрации сотрудничества в Вашингтоне и Брюсселе. Кризисная группа обычно рассматривается как «основной контакт для правительств или Организации Объединенных Наций или Европейского Союза».

Как указывается в ст. 51 Устава ООН, государства могут использовать право на самооборону в случае вооруженного нападения "до тех пор, пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности". Так, когда Ирак совершил агрессию против Кувейта летом 1990 г., право на самооборону могли использовать Кувейт и по его просьбе любое другое государство.

Тем не менее, анализ Афганистана в кризисной группе упоминает Пакистан 24 раза и Иран 15 раз. Это могло быть и раньше. Каким образом Саакашвили удалось добиться такого одобрения? Его прекрасная страна и ее гостеприимные жители, которым нелегко, вызывают симпатию. Его цель - привлечь внимание и помощь средств массовой информации из-за рубежа.

В обоих он имеет большой успех. По внутренним политическим причинам Кремль не мог рисковать дать северокавказским народам впечатление оставить «братьев и сестер» «врагу». Тысячи добровольцев из Северного Кавказа воевали с грузинской стороной в начале 1990-х годов. Это повторится в новой войне.

После того как Совет Безопасности принял дело об агрессии Ирака против Кувейта к своему рассмотрению, дальнейшие действия против агрессора осуществлялись в соответствии с резолюциями Совета Безопасности.

Принцип неприменения силы не распространяется на действия, предпринимаемые по постановлению Совета Безопасности на основании гл. VII Устава ООН. Применение вооруженной силы против Ирака – один из важных примеров использования этого положения Устава ООН.

Кремлю также пришлось опасаться, что другой, возможно, еще более взрывоопасный «замороженный конфликт» превратится в войну в другом вооруженном конфликте: споры между армянами и азербайджанцами вокруг Нагорного Карабаха. Как Запад готов позиционировать себя? Россия испытывала соблазн - или вынуждала - демонстрировать по крайней мере иногда серьезную тягу к Тбилиси, чтобы не получить еще больше оборонительных действий во всем регионе. Потенциальные союзники или противники Москвы обратили внимание на то, имеет ли Россия мужество выстоять в конфликте.

Естественно, что принцип неприменения силы не распространяется на события, происходящие внутри государства, поскольку международное право не регулирует внутригосударственные отношения.

Составной частью принципа неприменения силы или угрозы силой является запрещение пропаганды войны, которое можно рассматривать и в качестве самостоятельной нормы. В Декларации о принципах международного права 1970 г. говорится: "В соответствии с целями и принципами Организации Объединенных Наций государства обязаны воздерживаться от пропаганды агрессивных войн". Это подтверждено в Декларации 1987 г.

Москве пришлось опасаться едва отрепетированной потери лица, если возникло впечатление, что русский медведь позволил себе водить маленьким соседом по носу кольцом. Какое решение Кремль стремился? Кремль не мог интересоваться независимостью укрупненных районов или даже их участием Россией, а также захватом территорий Грузией против воли местных жителей. Очевидно, Россия заинтересована в смягчении ситуации и поиске среднесрочного дружественного решения. Россия хотела бы положить конец вопросам статуса и решать практические вопросы в целях улучшения условий жизни людей в регионе и создания атмосферы доверия.

Указанная норма означает, что государства обязаны не допускать проведения своими органами пропаганды войны; кроме того, государства обязаны принимать меры к тому, чтобы на их территории не велась пропаганда войны частными лицами, организациями и т.д.

  • От Вестфальского мира до Гаагских конференций мира
  • От Гаагских конференций мира к созданию оон и формированию современного международного права
  • § 2. Понятие современного международного права
  • Глава III толкование и применение норм международного права § 1. Общие положения
  • § 2. Соблюдение, применение и толкование договоров
  • Часть III Венской конвенции о праве международных договоров 1986 г. Непосредственно связывает толкование положений договоров с их соблюдением и применением.
  • Глава IV основные принципы международного права § 1. Общие положения
  • § 2. Принцип суверенного равенства государств
  • § 3. Принцип неприменения силы или угрозы силой
  • § 4. Принцип невмешательства
  • § 5. Принцип мирного разрешения споров
  • § 6. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств
  • § 7. Принцип сотрудничества государств
  • § 8. Принцип равноправия и самоопределения народов
  • Глава V государство согласно международному праву
  • 1. Понятие государства
  • § 2. Понятие и юридические признаки государственного суверенитета
  • § 3. Несущественность внутреннего устройства государств
  • § 4. Осуществление государством внешних сношений
  • Глава VI иммунитет государства от иностранной юрисдикции § 1. Иммунитет государства как принцип международного права
  • § 2. Деяния государства в сфере иностранной юрисдикции
  • § 3. Иммунитет государства - участника гражданско-правовых отношений
  • Глава VII наибольшее благоприятствование в межгосударственных отношениях § 1. Общие положения
  • § 2. Клаузула о наибольшем благоприятствовании
  • § 3. Режим наибольшего благоприятствования
  • § 4. Применение норм о наибольшем благоприятствовании
  • § 5. Исключения из положений о наибольшем благоприятствовании
  • Глава VIII правопреемство государств § 1. Общие положения
  • § 2. Предмет правопреемства
  • § 3. Принципиальные основы правопреемства
  • Глава IX ответственность государств § 1. Общие положения
  • § 2. Виды международных обязательств государств
  • § 3. Обстоятельства, исключающие противоправность деяния государства
  • § 4. Международные правонарушения и преступления государств
  • § 5. Субъекты международных претензий
  • А.Ситуация международного правонарушения
  • Б. Ситуация международного преступления
  • § 6. Международно-правовые санкции
  • § 7. Юридическая природа международных санкций
  • Глава х объединения государств § 1. Общие положения
  • § 2. Международные организации
  • § 3. Конфедерации государств
  • Глава XI роль признания в международном общении § 1. Общие положения
  • § 2. Признание государств
  • § 3. Признание правительств
  • § 4. Другие случаи признания
  • § 5. Заключение
  • Глава XII территория согласно международному праву § 1. Понятие территории
  • § 2. Государственная территория
  • § 3. Негосударственная (международная) территория
  • § 4. Международно-правовой статус и режим Антарктики
  • Глава XIII население согласно международному праву § 1. Общие положения
  • § 2. Проблемы гражданства
  • § 3. Правовое положение иностранцев
  • § 4. Основные права и свободы человека
  • Глава XIV современная система международной безопасности § 1. Предпосылки послевоенного мирного устройства
  • § 2. Разработка Устава оон
  • § 3. Единогласие постоянных членов Совета Безопасности - основа Организации Объединенных Наций
  • § 4. Заключение
  • Глава XV право внешних сношений § 1. Общие положения
  • § 2. Дипломатическое право
  • А. Взаимоотношения между государствами
  • Б. Взаимоотношения государств с международными организациями
  • § 3. Лица, пользующиеся международной защитой
  • § 4. Консульское право
  • Глава XVI право международных договоров § 1. Общие положения
  • § 2. Договоры между государствами
  • § 2. Договоры между государствами и международными организациями или между международными организациями
  • Глава XVII международное морское право § 1. Понятие и пространственное действие
  • § 2. Правовой статус и режим морских пространств
  • § 3. Урегулирование споров
  • Глава XVIII международное воздушное право § 1. Общие положения
  • § 2. Международные полеты и их регулирование
  • Глава XIX международное космическое право § 1. Общие положения
  • § 3. Основные принципы космической деятельности
  • § 4. Некоторые особые условия космической деятельности
  • Глава XX право окружающей среды § 1. Общие положения
  • § 2. Внутригосударственное регулирование
  • § 3. Международно-правовое регулирование
  • § 4. Дальнейшая перспектива
  • Глава XXI международное экономическое и социальное сотрудничество § 1. Общие положения
  • § 2. Цели международного социально-экономического права и органы, их осуществляющие
  • § 3. Принципы международного социально-экономического права
  • § 4. Специализированные учреждения оон
  • § 5. Целенаправленность международного социально-экономического права
  • Глава XXII уголовные преступления международного характера § 1. Общие положения и терминология
  • § 2. Уставы Международных военных трибуналов
  • § 3. Универсальные международные конвенции
  • Глава XXIII право вооруженных конфликтов § 1. Общие положения
  • § 2. Международное гуманитарное право
  • § 3. Дальнейшая перспектива
  • Николай Александрович Ушаков международное право Учебник
  • Оглавление
  • § 3. Принцип неприменения силы или угрозы силой

    Этот принцип является новеллой современного международного права. Ранее действовавший со времени Лиги Наций принцип ненапа­дения имел существенно иное содержание.

    Только в будущем это могло бы стать основой для решения вопросов международного права, сказал Кремль. Он хотел возобновить и активизировать переговоры между Грузией, с одной стороны, и Абхазией и Южной Осетией, с другой. Кремль отверг утверждения о том, что Россия сохраняет статус-кво в конфликтах и ​​ненадлежащим образом сопротивляется усилиям Грузии по воссоединению разделенных территорий с собственной территорией.

    Южноосетинцы предпочитают. Но Россия не воспользовалась возможностью, чтобы признать независимость Абхазии и Южной Осетии. Россия делает все возможное, чтобы предотвратить это в течение 15 лет. Россия пытается сохранить конфликт в «замороженном состоянии», что позволит Грузии урегулировать конфликт цивилизованным образом.

    Ныне это общепризнанный принцип международного права, изло­женный в п. 4 ст. 2 Устава ООН и имеющий одновременно силу обычноправовой нормы.

    Основные положения этого принципа, согласно Декларации о принципах международного права 1970 г., предусматривают следую­щее.

    Каждое государство обязано воздерживаться в своих международ­ных отношениях от угрозы силой или ее применения как против тер­риториальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо иным образом, несовместимым с целями ООН. Такая угроза силой или ее применение являются на­рушением международного права и Устава ООН, они никогда не должны применяться в качестве средства урегулирования международных проблем.

    Агрессивная война составляет преступление против мира, за кото­рое предусматривается ответственность в соответствии с международным правом.

    Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения меж­дународных споров, в том числе территориальных споров, и вопросов, касающихся государственных границ.

    Равным образом каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения международных демаркационных линий, таких, как линии перемирия, установленных или соответствующих международному соглашению, стороной которо­го является данное государство или которое это государство обязано соблюдать на каком-либо ином основании.

    Государства обязаны воздерживаться от актов репрессалий, связан­ных с применением силы.

    Территория государства не может быть объектом военной оккупа­ции, являющейся результатом применения силы в нарушение положе­ний Устава ООН. Территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее применения, не должны признаваться законными.

    Однако ничто в вышеприведенных положениях не должно истол­ковываться как расширяющее или ограничивающее каким-либо обра­зом масштабы действия положений Устава ООН, затрагивающих слу­чаи, при которых применение силы является законным.

    Вышеизложенные положения, касающиеся существа принципа не­применения силы или угрозы силой в межгосударственных отношени­ях, являются фундаментом современной системы поддержания между­народного мира и безопасности.

    Основные, связанные с толкованием и применением настоящего принципа юридические проблемы, были рассмотрены нами ранее. * Ко­ротко они сводятся к следующему.

    * См.: Ушаков Н.И. Правовое регулирование использования силы в международ­ных отношениях. М.,1997.

    В ходе разработки и принятия Декларации о принципах междуна­родного права 1970 г. организованным международным сообществом государств в лице Организации Объединенных Наций было бесспорно установлено и общепризнано, что рассматриваемая норма-принцип за­прещает применение вооруженной силы (вооруженных сил) или угро­зы ее применения государством в его взаимоотношениях с другими государствами.

    Единственным исключением из этого запрещения в соответствии с положениями ст. 51 Устава ООН является самооборона государства в случае вооруженного нападения на него другого государства до тех пор, пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для под­держания международного мира и безопасности.

    С таким толкованием принципа, запрещающего угрозу силой или ее применение в межгосударственных отношениях, были согласны все государства, единодушно одобрившие Декларацию о принципах меж­дународного права.

    Однако значительное число государств настаивало на том, чтобы такое запрещение касалось также использования в межгосударствен­ных отношениях мер, не связанных с применением вооруженных сил. Но такое толкование существа рассматриваемого принципа реши­тельно отвергалось другими государствами как не соответствующее системе коллективной безопасности, предусмотренной Уставом ООН.

    Компромисс был найдет в результате включения в Преамбулу Дек­ларации абзаца, напоминающего «об обязанности государств воздер­живаться в своих международных отношениях от военной, политичес­кой или какой-либо другой формы давления, направленного против политической независимости или территориальной целостности любо­го государства».

    При этом политико-юридически необходимо учитывать, что, созда­вая Организацию Объединенных Наций, государства заявили в ее Ус­таве от имени своих народов о решимости жить в мире друг с другом, объединить свои силы для поддержания международного мира и без­опасности, принять принципы и установить методы, обеспечивающие применение вооруженных сил не иначе, как в общих интересах.

    Соответственно, главной целью организованного международного сообщества государств в лице ООН является поддержание междуна­родного мира и безопасности, в частности, путем принятия эффектив­ных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира (п. 1 ст. 1 Устава).

    Таким образом, в лице ООН с учетом ее целей, функций и полно­мочий создана система коллективной международной безопасности, основанная на идее применения вооруженных сил «не иначе, как в общих интересах», исключительно для поддержания международного мира и только по решению ООН.

    Принимать такие решения правомочен Совет Безопасности, на который государства-члены, ныне практически все государства мира, воз­ложили «главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности» (ст. 24 Устава) и согласились «подчиняться ре­шениям Совета Безопасности и выполнять их» (ст. 25 Устава).

    Совет Безопасности призван определять «существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии» и решать «какие меры следует предпринять», не связанные с использованием вооруженных сил или с использованием таковых, для поддержания или восстановления международного мира и безопасности (ст. 39 Ус­тава).

    В Совете Безопасности действует принцип единогласия великих держав - постоянных его членов, иначе говоря, право вето каждого из них при принятии решений, кроме процедурных. Политико-юридичес­ки это означает, что решение Совета о принудительных мерах против постоянного его члена не может быть принято.

    Следовательно, законное использование вооруженных сил возмож­но только и исключительно по решению ООН в лице Совета Безопас­ности в общих интересах международного сообщества государств, а также в случае законной самообороны.

    И это тоже одна из основ современной системы коллективной без­опасности, исходящая из решающей роли великих держав - постоян­ных членов Совета в деле обеспечения международного мира и без­опасности.

    В результате коллективные принудительные действия по решению Совета Безопасности возможны практически лишь в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии со стороны государства, не являющегося постоянным членом Совета.

    Такова суть концепции коллективной безопасности, воплощенной в Уставе ООН и современном международном праве.

    Однако в реальной международной действительности такой право­порядок существенно нарушается, свидетельством чему явились десят­ки вооруженных межгосударственных конфликтов в период после Вто­рой мировой войны. В связи с этим получили хождение концепции неэффективности ООН и разного рода проекты ее реформы.

    Действительно, практически тотчас же после вступления Устава ООН в силу началась «холодная война» именно между постоянными членами Совета Безопасности, место Китая в ООН долгое время оста­валось узурпированным тайваньским режимом, великими державами была развязана беспрецедентная гонка вооружений, началось пресло­вутое балансирование на грани войны, т.е. всемирной катастрофы.

    В международно-правовом плане и государствами, и в доктрине была предпринята попытка обосновать правомерность использования вооруженных сил в межгосударственных отношениях в случаях, явно не соответствующих предусмотренным в Уставе ООН и действующем международном праве.

    Однако альтернативы международному правопорядку в соответст­вии с Уставом ООН и действующим международным правом нет и предложить ее невозможно.

    Такая альтернатива, очевидно, будет возможна в условиях всеоб­щего и полного разоружения под эффективным международным кон­тролем, к чему, кстати, призывает и один из пунктов принципа непри­менения силы и угрозы силой Декларации 1970 г. Но это, по-видимому, пока весьма отдаленная перспектива.

    Современной системе международной безопасности будет посвя­щена специальная глава (гл. XIV).

    Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

    Загрузка...