Конвенции юнктад. Международный контекст - юнктад - фонд "новая экономика"

2.11.1612: 08

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)

(Справка)

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), учрежденная в соответствии с резолюцией ГА ООН 1995 (XIX) 30 декабря 1964 г., является одним из универсальных и глобальных форумов по рассмотрению и выработке рекомендаций по проблематике развития и взаимосвязанных вопросов торговли, финансов, задолженности, инвестиций, передачи технологий и др. Штаб-квартира Организации расположена в Женеве.

Что такое Парижское соглашение? В тексте Парижского соглашения были сформулированы три цели: сохранить среднюю температуру в мире ниже 2 градусов Цельсия до уровня доиндустриального уровня, содействовать устойчивому экономическому развитию и создавать соответствующие финансовые инструменты. Каждая сторона соглашения должна разработать механизмы для достижения целей и публично объявить о своих результатах. В конце прошлого месяца ООН предупредила, что существует «катастрофическое» различие между обещаниями стран по сокращению выбросов парниковых газов и реалиям.

Членами ЮНКТАД являются 194 государства. Статус наблюдателей имеют 114 межправительственных и 211 неправительственных организаций.

Генеральный секретарь ЮНКТАД назначается на четырехлетний срок генеральным секретарем ООН и утверждается решением ГА ООН. С 1 сентября 2013 г. этот пост занимает Мухиса Китуи (Кения). Заместителем Генерального секретаря ЮНКТАД с 1 апреля 2015 г. является бывший постоянный представитель Швеции при ВТО Йаким Райтер.

Согласно последнему докладу организации, нынешнее глобальное потепление вырастет на 3 градуса Цельсия в доиндустриальный период до конца десятилетия, несмотря на выполнение норм соглашения. Организация Объединенных Наций является одной из важнейших универсальных международных организаций, созданных на основе добровольного объединения государств для поддержания международного мира и безопасности и развития сотрудничества между странами. Идея создания демократической, универсальной международной организации возникла во время Второй мировой войны.

В соответствии с мандатом ЮНКТАД осуществляет свою деятельность по трем основным направлениям: аналитическая работа, построение консенсуса по актуальным вопросам торговли и развития, а также реализация программ технического содействия.

В полномочия ЮНКТАД также входит проведение международных переговоров, участие в реализации решений глобальных форумов, продвижение конструктивных подходов и рекомендаций, а также политических инициатив по вопросам, рассматриваемым другими международными организациями. Важным аспектом деятельности Организации является принцип универсальности, подразумевающий необходимость учета специфических интересов всех стран-членов и групп стран.

Эмблема - графическая скульптура земного шара, рассматриваемая со стороны Северного полюса, окруженная двумя оливковыми ветвями. Флаг - голубой, центр эмблемы ООН. Официальные и рабочие языки - английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский. Цели и принципы ООН воплощены в преамбуле и первой главе Устава ООН. Преамбула является основным мотивом для создания ООН - сохранения мира и безопасности в мире. Устав Организации Объединенных Наций является единственным международным актом, положения которого являются обязательными для всех стран.

Бюджет ЮНКТАД состоит из регулярного бюджета (на период 2014- 2015 гг. - 147,9 млн. долл. США), утверждаемого ГА ООН и покрывающего функционирование секретариата Организации, проведение основного объема аналитической работы и подготовку публикаций, и фонда на реализацию программ техпомощи, формирующегося за счет взносов доноров (государства, частные компании, а также финансирование проектов другими МО системы ООН, например ПРООН). В 2014-2015 гг. объем внебюджетного финансирования программ составил 75,5 млн. долл. США.

Он призван сыграть исключительную роль в формировании международной системы коллективной безопасности. Устав устанавливает международную систему международных договоров как внутри Организации Объединенных Наций, так и за ее пределами. Цели ООН соответствуют положениям ст. 1: - поддерживать международный мир и безопасность посредством коллективных действий; - развивать дружеские отношения между народами на основе уважения принципа хищничества и самоопределения народов; - сотрудничать в разрешении международных экономических, социальных, культурных и гуманитарных вопросов и содействовать развитию уважения прав человека и основных свобод независимо от расы, пола, языка и религии; - быть центром для согласования действий наций для достижения общих целей.

Высшим органом ЮНКТАД является министерская конференция, которая созывается раз в четыре года. Сроки и место проведения мероприятия устанавливаются ГА ООН. Первая Конференция ЮНКТАД прошла в Женеве в 1964 г. Последние - ЮНКТАД-Х - в 2000 г. в Бангкоке, ЮНКТАД-XI - в 2004 г. в Сан-Паулу, ЮНКТАД-ХП - в 2008 г. в Аккре, ЮНКТАД-ХШ - в 2012 г. в Дохе. Конференция ЮНКТАД-XIV состоялась 17-22 июля 2016 г. в Найроби.

Организационная структура Организации Объединенных Наций характеризуется тем, что ее органы разделены на два типа: основные и вспомогательные. Основными органами в соответствии с Уставом являются: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет попечителей, Международный Суд и Секретариат. Генеральная Ассамблея является единственным из основных органов ООН, в которых представлены все государства-члены. Его компетенция включает рассмотрение всех вопросов, вытекающих из Устава Организации Объединенных Наций, или о функциях и полномочиях всех ее органов, за исключением тех вопросов, которые относятся к исключительной компетенции Совета Безопасности.

Совет по торговле и развитию (СТР) ЮНКТАД осуществляет координацию работы Организации в период между министерскими конференциями. В состав Совета входит 155 стран. СТР собирается один раз в год (осенью) на очередную сессию, а также до трех раз в год - на исполнительные сессии.

Председатель СТР избирается в ходе сессии Совета от одной из региональных групп в порядке ротации сроком на один год. В настоящее время председателем СТР является Постоянный представитель Аргентины при отделении ООН в Женеве Альберто Педро Д"Алотто.

На каждой очередной сессии изначально избирается новый председатель, 21 заместитель председателя и председатели семи комитетов. В дополнение к обычной ОС также проводятся специальные сессии. Делегации каждого государства-члена могут включать не более 5 представителей и необходимое количество советников и экспертов. При голосовании каждое государство-член имеет один голос. Генеральная Ассамблея принимает резолюции, резолюции и рекомендации. Совет Безопасности является постоянным органом, несущим основную ответственность за поддержание международного мира и безопасности.

Президиум СТР (12 членов) оказывает содействие Председателю в работе и выносит рекомендации по актуальным вопросам деятельности Организации. Его состав комплектуется из представителей всех региональных групп на основе принципа справедливого географического распределения.

Комиссии ЮНКТАД являются вспомогательными органами СТР. Они созываются один раз в год для обсуждения актуальных вопросов, находящихся в ведении Организации, и выработки соответствующих рекомендаций. В настоящее время, в соответствии с Аккрскими решениями о структурной оптимизации Конференции, функционируют три комиссии:

Для выполнения своих задач Совету Безопасности были предоставлены широкие полномочия. Совет Безопасности может принимать две меры: с применением силы или без нее. Заседания Совета Безопасности проводятся без перерыва в штаб-квартире Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке. Председатель избирается на один месяц членами правления. Решения по процедурным вопросам принимаются в случае, если за него проголосовали 9 членов. ЭКОСОС координирует общую гуманитарную и экономическую деятельность ООН. Совет попечителей - попечительство создается в тех странах, которые не признаны на международном уровне.

Комиссия ЮНКТАД по инвестициям, предпринимательству и развитию.

Комиссия ЮНКТАД по торговле и развитию.

Комиссия ЮНКТАД по науке и технологиям в целях развития (является вспомогательным органом ЭКОСОС).

Работу комиссий дополняют совещания экспертов ЮНКТАД, рассчитанных на один год или несколько лет, в ходе которых обсуждаются более специфические аспекты торгово-экономической проблематики. Каждая из Комиссий созывает ежегодно две-три экспертных встречи. Темы совещаний и встреч экспертов выбираются на основе предложений стран- членов Организации.

Международный Суд является главным судебным органом Организации Объединенных Наций. Состав Международного Суда состоит из 15 членов, независимых судей, избранных в личном качестве, независимо от гражданства сроком на 9 лет. Они выбираются на региональной основе и представляют собой различные правовые системы. Не может быть более одного представителя страны. До сих пор у нас не было представителя в международном суде. Судьи могут быть переизбраны. Они не могут занимать другие должности. Они могут читать только лекции.

Официальные языки на английском и французском языках. Решения даются на французском языке. Решения не подлежат обжалованию и являются окончательными. Международный Суд дал так называемый консультативные заключения. Секретариат - служит общей работе основных и вспомогательных органов, созданных в Организации Объединенных Наций. Генеральный секретарь управляет секретариатом. Европейское отделение Организации Объединенных Наций находится в Женеве. Генеральный секретарь избирается ООН по рекомендации Совета Безопасности.

Статус ЮНКТАД подразумевает участие в проводимых по линии Организации мероприятиях наделенных соответствующими полномочиями представителей национальных правительств. Однако, принимая во внимание то, что формат работы ЮНКТАД фактически не предполагает принятие юридически обязывающих для всех стран-членов документов (это может касаться, скорее, участия отдельных стран в конкретных проектах техпомощи), «формализуются» полномочия лишь для делегатов, участвующих в проводимых раз в четыре года министерских конференциях ЮНКТАД. В этой связи имеются случаи участия в совещаниях экспертов представителей национальных органов исполнительной власти, которые, тем не менее, работают на этих мероприятиях «в личном качестве» и не делают заявлений от имени своих государств.

Вспомогательные органы создают, при необходимости, работу основных органов. Они определенно созданы в течение определенного времени. Последний может отменить решения органов по оказанию помощи. ЮНИСЕФ является вспомогательным органом. Целью этого фонда является улучшение жизни детей.

Он финансируется за счет добровольных взносов государств-членов. Штаб-квартира фонда находится в Нью-Йорке. Для выполнения своего мандата организация выполняет три ключевые функции. Выступает в качестве форума для межправительственных переговоров, поддерживаемых обсуждениями с экспертами и обмен опытом, с целью достижения консенсуса, проведения исследований, стратегического анализа и сбора данных для представителей правительств и экспертов, оказывает техническую помощь с учетом конкретных потребностей развивающихся стран с уделением особого внимания потребностям наименее развитых стран и транзитных экономиках. Совет собирается один раз в год в Женеве на регулярных встречах и три раза в год на исполнительных заседаниях для обсуждения отдельных политических и институциональных вопросов.

Фактически представленность государств на мероприятиях, проводимых в Женеве по линии ЮНКТАД, обеспечивается в подавляющем большинстве случаев дипломатами национальных постпредств. Это в равной степени характеризует практику как развитых, так и развивающихся стран.

«Расширение» национальных делегаций (главным образом, за счет командирования из столиц представителей МИДов и министерств, курирующих торгово-экономический блок) может происходить в случае участия в указанных мероприятиях высокопоставленных представителей органов власти (например, в качестве докладчиков-панелистов либо находящихся в Женеве для встреч и переговоров с руководством или секретариатом ЮНКТАД), или при наличии особого интереса к вопросам, стоящим на повестке дня того или иного мероприятия (все материалы и доклады к предстоящим заседаниям заблаговременно размещаются на сайте Организации). В целом каких-либо «закономерностей» в командировании подобных расширенных делегаций не прослеживается.

Комитет по торговле и развитию проводит заседания комитетов один раз в год для рассмотрения конкретных вопросов и координирует работу секретариата. Комиссия по торговле и развитию Комиссия по научным исследованиям, предпринимательству и развитию Комитет по науке, исследованиям и разработкам. Комиссия обслуживает правительства для обмена мнениями по стратегическим вопросам в этом районе.

Работа комиссий поддерживается дискуссиями между специализированными техническими экспертами в конкретных областях. Встречи позволяют правительственным чиновникам посещать комиссию для получения ценных вкладов от академического и частного секторов. В Секретариате насчитывается около 400 сотрудников и делится на шесть отделов, пять из которых сосредоточены на исследованиях и технической помощи Секретариату, а шестой отдел занимается вопросами управления и межправительственного сотрудничества.

Существует практика рассылки подразделениями ЮНКТАД приглашений экспертам (в том числе и правительственным) напрямую, «в обход» женевских постпредств, что вызывало в последнее время многочисленные нарекания стран-членов. Руководство организации пытается систематизировать и унифицировать процедуру направления подобных приглашений и впредь использовать для этого официальные каналы.

Отдел отвечает за выпуск ежегодного отчета о торговле и развитии, который обсуждается на регулярных заседаниях Совета по вопросам бизнеса и развития. Отдел инвестиций и развития бизнеса занимается вопросами международного инвестирования и развития бизнеса. Он способствует привлечению прямых иностранных инвестиций и помогает понять международные инвестиционные соглашения. Отдел международной торговли товарами и услугами и сырьевыми товарами занимается торговлей товарами и услугами, особенно в сырьевых товарах, включая вопрос о диверсификации бизнеса и управлении рисками. Отдел также рассматривает вопросы конкуренции; связей между торговлей, развитием и окружающей средой, а также оказания технической помощи, связанной с деловыми делами развивающихся стран. Отдел технологии и материально-технического обеспечения занимается различными вопросами упрощения процедур торговли, включая услуги логистики, транзитные системы, более широкий доступ к информационно-коммуникационным технологиям, а также обучение и техническую помощь местным учреждениям. Отдел отвечает за подготовку ежегодного доклада об электронной торговле и разработке и обзоре морского транспорта. Он также обеспечивает анализ крупномасштабных разработок в этих странах и оказание технической помощи. Каждые два года подразделение публикует отчет о наименее развитых странах. Позволяет получить доступ ко всем документам, выпущенным Организацией Объединенных Наций, а также к доступу к другим документам, полученным Библиотекой Дага Хаммеркёльды.

  • Он рекомендует стратегии для малых и средних предприятий.
  • Библиографические записи Резолюции.
Результатом поиска является не вся библиографическая запись, а только классифицирующий символ, характеризующий документ.

Помимо мероприятий, за подготовку которых непосредственно отвечает секретариат ЮНКТАД, под эгидой Организации и при участии ее экспертов ежегодно проводится ряд отраслевых мероприятий (например, Глобальный сырьевой форум и Межправительственный форум по устойчивому развитию горнодобывающего сектора и его минерально - сырьевой базы). Расширению контактов ЮНКТАД с гражданским обществом призван содействовать проводящийся летом Общественный симпозиум.

Только ссылки на периодически публикуемые материалы можно найти в базе данных. Это база данных депозитных библиотек, которая содержит контакты со всеми библиотеками, в которые публикуются публикации, выпущенные основными учреждениями Организации Объединенных Наций или выбранными специализированными учреждениями.

Организация по продовольствию и сельскому хозяйству Международная организация гражданской авиации Международная организация труда Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры Всемирный банк. Представляет собой полнотекстовую базу данных, в которой приводятся заявления прессы национальных делегатов в Организации Объединенных Наций. Вы можете выполнять поиск по ключевым словам, сортировать символы, тематические пароли или даты выпуска. В базе данных документы сортируются по двум частям по дате выпуска.

Штат Секретариата ЮНКТАД состоит приблизительно из 400 сотрудников (в их числе - 10 граждан России). Структурно Секретариат разделен на пять департаментов:

Департамент глобализации и стратегий развития;

Департамент инвестиций и предпринимательства;

Департамент международной торговли товарами, услугами и сырьевыми товарами;

Департамент технологий и логистики;

Департамент стран Африки, наименее развитых стран и специальных программ.

Программы техпомощи

Темы программ и подбор экспертов для их реализации во многом определяется правительствами стран-доноров. Соответственно, эти проекты ориентированы, в первую очередь, на потребности стран-доноров и отражают их экономические интересы в странах-реципиентах. В настоящее время этот инструмент активно используется не только западными странами - традиционными донорами ОПР, но и такими развивающимися странами, как Китай и Бразилия, особенно в африканском регионе. В этой связи изучение опыта эффективного использования донорства в части проектов техпомощи ЮНКТАД представляет несомненный интерес и для России.

С учетом того, что основными бенефициарами программ техпомощи ЮНКТАД являются развивающиеся страны (это прямо вытекает из мандата Организации), участие России в качестве реципиента помощи по большинству из них не представляется возможным. В то же время, являясь признанным центром мировой экспертизы в области торгово-экономической политики, ЮНКТАД открыт для совместной работы с заинтересованными сторонами для разработки новых проектов, отражающих интересы конкретных государств и региональных блоков (в случае России - регион СНГ). При этом следует исходить из имеющих место объективных ограничений, в частности - двухгодичного цикла бюджетного планирования.

Так, план на период 2016 - 2017 гг. в настоящее время согласовывается и речь может идти о разработке новых проектов, реализация которых предполагается в указанные сроки.

Из действующих в течение многих лет программ ЮНКТАД наибольший интерес с точки зрения возможного участия (или расширения участия) России представляют следующие.

Страновые обзоры инвестиционной политики. Один из наиболее адресных и эффективных, согласно оценкам стран-реципиентов и руководства ЮНКТАД, инструментов техпомощи в арсенале Организации.

При подготовке обзора ЮНКТАД оценивает текущую ситуацию, изучает среднесрочную и долгосрочную перспективу в стране по вопросам привлечения прямых иностранных инвестиций. При этом «активная фаза» сбора информации «на местах» с командированием экспертов ЮНКТАД в страну проведения обзора занимает обычно около одного года. По итогам исследования разрабатывается стратегический план действий по реализации рекомендаций ЮНКТАД, который представляется на утверждение правительству.

Подготовка обзора инвестиционной политики экспертами ЮНКТАД и его последующая презентация на ее «полях», несомненно, относится к резонансным событиям в календаре Организации и, помимо практической пользы для органов государства-заказчика, отвечающих за формирование инвестиционной политики, дает заметный позитивный сигнал зарубежным инвесторам. Существует также практика оценки экспертами ЮНКТАД хода выполнения предписанных рекомендаций и их эффективности.

Всего ЮНКТАД проведено более 30 подобных обзоров, в том числе три обзора для государств-членов СНГ - Узбекистана (1999 г.), Белоруссии (2010 г.) и Молдавия (2014 г.). Во всех случаях проект финансировался ПРООН. По мнению наших партнеров, после проведения обзоров имел место заметный положительный эффект в процессе привлечения ПИИ, были усовершенствованы механизмы государственного регулирования инвестиционных процессов.

Подготовка инвестиционного обзора для России могла бы принести аналогичный «стимулирующий эффект» и повысить инвестиционную привлекательность нашей страны на мировой арене. Общая стоимость проекта оценивается приблизительно в 150 тыс. долл. США в год (включает подготовку обзора - обычно в течение двух лет, а также возможные последующие мероприятия по экспертному сопровождению внедрения предписанных в обзоре рекомендаций в национальную политику). Вместе с тем следует исходить из того, что для России как крупного развитого государства практически исключено выделение донорских средств из целевых трастовых фондов ЮНКТАД.

Виртуальный институт ЮНКТАД. Представляет собой сеть образовательных и научно-исследовательских учреждений с координационным центром в Женеве. Образован в 2004 г. по решению Министерской конференции ЮНКТАД-XI (Сан-Пауло). Основная задача Виртуального института - развивать связи между национальными академическими заведениями, специализирующимися на экономической проблематике, а также вопросах международной торговли и развитии. По задумке организаторов, данный проект призван мобилизовать экспертное участие академических кругов в обсуждении актуальных вопросов, входящих в компетенцию ЮНКТАД.

В настоящее время Виртуальный институт объединяет 96 высших учебных заведений и научно-исследовательских центров в 43 странах.

ЭМПРЕТЕК. В сфере поддержки малого и среднего предпринимательства ЮНКТАД с 1988 г. осуществляет программу ЭМПРЕТЕК (от испанского emprendedores - предпринимательство и tecnologia - технология). Основным ядром проекта является 6 дневный учебный семинар-тренинг, проводимый сертифицированными преподавателями ЭМПРЕТЕК по методологии Гарвардского университета. Тренинг направлен на формирование самомотивации и культивирование психологии успешного предпринимателя.

В настоящее время программа активно реализуется в 34 странах, в том числе в Аргентине, Бразилии, Чили, Иордании, ЮАР, Уганде, Румынии и др.

Ключевым продуктом программы является подготовка предпринимателей путем проведения специальных семинаров и тренингов. Во многих странах (в основном - в Латинской Америке) ЭМПРЕТЕК является частью национальных стратегий по развитию предпринимательства и созданию рабочих мест.

АСИКУДА. В сфере упрощения таможенных процедур ЮНКТАД с 1981 г. ведет проект АСИКУДА (ASYCUDA - Automated System for Customs Data), призванный способствовать развитию международной торговли путем автоматизации процесса таможенного оформления (концепция «одного окна»).

АСИКУДА представляет собой пакет программного обеспечения, позволяющего регистрировать прохождение товаров через таможню осуществлять электронное декларирование грузов, а также автоматизированный контроль за своевременной уплатой всех видов таможенных платежей, акцизов и др. Важной функцией системы является также автоматизация выдачи сертификатов, лицензий и других разрешительных документов. Участник ВЭД и контролирующие ведомства имеют возможность проверять в режиме реального времени статус оформления таких документов. АСИКУДА также позволяет осуществлять эффективное межведомственное управление рисками на основе перекрестной проверки по базам данных.

Система разработана в соответствии с передовой практикой, рекомендациями ЕЭК ООН, ВТамО, ИСО, МСЭ и других организаций. Пакет программного обеспечения предоставляет широкие возможности по адаптации под требования или существующую техническую инфраструктуру конкретного государства. После запуска, отладки и передачи экспертами АСИКУДА навыков управления (осуществляется на некоммерческой основе - то есть покрываются лишь фактические затраты, связанные, например, с командированием экспертов ЮНКТАД и зарплатами координаторов проекта) функционирование системы полностью обеспечивается соответствующими национальными органами.

По оценкам руководства ЮНТКАД, АСИКУДА входит в число наиболее успешных и востребованных «продуктов» Организации (это также самый масштабный по охвату проект - он реализуется в 90 странах, главным образом, в Африке, Карибском бассейне и Юго-Восточной Азии).

ЮНКТАД-Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). Диалог между ЮНКТАД и ЕЭК выстраивается на основе двустороннего меморандума о сотрудничестве, подписанного 23 мая 2013 г. в Астане. Перспективы развития взаимодействия обсуждались в ходе встречи между Членом Коллегии по основным направлениям интеграции и макроэкономике ЕЭК Т.Д.Валовой и заместителем Генсекретаря ЮНКТАД Й.Райтером (Женева, июль 2015 г.). В числе прочего стороны обсудили вопрос о возможной организации совместной аналитической работы по исследованию интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза.

Отображение сетевого контента

Общие сведения

    fix

    Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) создана в 1964 г. как постоянная межправительственная структура и является органом Генеральной Ассамблеи ООН. Основными задачами ЮНКТАД являются содействие развитию международной торговли и добросовестной конкуренции, установлению благоприятного инвестиционного климата в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, оказание им технического содействия в данных областях.
    ЮНКТАД представляет собой универсальный глобальный форум для комплексного рассмотрения проблематики международной торговли и развития, связанных с ней вопросов инвестиций, финансов, задолженности, передачи технологий и выработки соответствующих резолюций, которые имеют рекомендательный характер. Под эгидой ЮНКТАД разрабатываются соответствующие многосторонние соглашения и конвенции.
    Мандат Организации предписывает ей также выступать с конструктивными подходами, рекомендациями и политическими инициативами по аналогичным вопросам, рассматриваемым другими международными организациями (прежде всего, ВТО). При этом ЮНКТАД призвана играть ведущую роль в формировании консенсуса по новым вопросам повестки дня в области международной торговли, прежде всего по тем из них, которые имеют последствия для развивающихся стран и стран с переходной экономикой, в содействии адаптации указанных государств к новым торговым условиям и их интеграции в мировую торговую систему. ЮНКТАД является инициатором разработки идеи Всеобщей системы преференций, вопросов торговли услугами, исследований по проблематике тарифной эскалации, торговли Юг-Юг, «утечки мозгов» и др. Многие идеи Конференции, например, особый и дифференцированный режимы для развивающихся стран, вошли в арсенал ГАТТ/ВТО.
    В ЮНКТАД входят 192 государства, т.е. все члены ООН. В ее работе также принимают участие многие межправительственные и неправительственные организации. Штаб-квартира Конференции находится в Женеве.
    Высшим органом ЮНКТАД является ее сессия (Конференция), которая созывается не реже одного раза в четыре года на уровне министров для принятия программных документов. Дата и место проведения сессий устанавливается Генеральной Ассамблеей ООН. Первая сессия состоялась в 1964 г. в Женеве, последняя (двенадцатая) - в Аккре (Гана) в 2008 г.
    Тема XII сессии ЮНКТАД - «Возможности и вызовы, создаваемые глобализацией для развития». На сессии был принят итоговый документ «Аккрский аккорд», в котором определены приоритетные направления деятельности ЮНКТАД на ближайшую перспективу, в т.ч. содействие повышению согласованности в разработке глобальной политики на всех уровнях в интересах обеспечения устойчивого развития и сокращения масштабов нищеты. XIII сессия прошла в 2012 г. в Катаре.
    Исполнительный орган ЮНКТАД – Совет по торговле и развитию (СТР). Ежегодно (осенью) проводится регулярная сессия Совета, в рамках которой предусмотрено проведение однодневного Сегмента высокого уровня для обсуждения основного пункта повестки дня. Как правило, три раза в год созываются исполнительные сессии СТР, на которых рассматриваются в основном текущие вопросы. По решению Совета или требованию большинства членов Совета, сессии ЮНКТАД или Генассамблеи ООН созываются специальные сессии.
    В рамках СТР действуют две постоянные комиссии: по торговле и развитию; по инвестициям, предпринимательству и развитию (заседания проходят один раз в год). В рамках комиссий в течение года регулярно проходят заседания рабочих групп и совещания экспертов. На площадке ЮНКТАД также проходят заседании Комиссии по науке и технологии в интересах развития, формально являющейся вспомогательным органом ЭКОСОС.
    Вне постоянных комиссий на регулярной (сессионной) основе функционирует Рабочая группа по среднесрочному плану и бюджету, которая рассматривает предложения по бюджетным программам на двухгодичный срок и анализирует ход выполнения утвержденных программ. Финансовые ресурсы ЮНКТАД формируются за счет отчислений из регулярного бюджета ООН (раздел «Торговля и развитие») и внебюджетных средств (добровольных взносов, расходуемых преимущественно на финансирование технического содействия). Бюджет ЮНКТАД в последние годы составляется в соответствии с принципом нулевого реального роста (с учетом инфляции): в 2004-2005 гг. – 110,2 млн.долл., в 2006-2007 гг. - 112,5 млн.долл., в 2008-2009 гг. – 117,3 млн.долл., в 2010-2011 гг. – 133,1 млн.долл, 2012-2012 гг. – 139,1 млн.долл. Сумма же добровольных взносов, постоянно возрастает, что, как следствие, повышает зависимость Организации от политических предпочтений стран-доноров и вызывает озабоченность развивающихся стран.
    Постоянным органом, регулирующим работу ЮНКТАД в период между ежегодными сессиями Совета, является Бюро СТР.
    Секретариат ЮНКТАД расположен в Женеве, насчитывает около 400 человек. Его возглавляет Генеральный секретарь. В конце мая 2013 г. в связи с окончанием второго срока полномочий (15 сентября 2013 г.) Супачая Панитчпакди (Таиланд) Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун внес на утверждение ГА ООН кандидатуру Мухиса Китуи (Кения) в качестве нового генерального секретаря ЮНКТАД сроком полномочий на 4 года.
    Секретариат состоит из шести отделов: Отдел глобализации и стратегий развития; Отдел инвестиций и предпринимательства; Отдел международной торговли товарами, услугами и сырьевыми товарам; Отдел технологии и логистики; Отдел стран Африки, НРС и специальных программ; Отдел административных вопросов.
    Исполнительная дирекция включает в себя секретариаты Генерального секретаря, заместителей Генерального секретаря, группу планирования и оценки программ, группу координации и оценки технического сотрудничества, службу старшего юриста ЮНКТАД. Административная служба и служба обеспечения межправительственного механизма формально не входят в исполнительную дирекцию, но работают под ее контролем.
    В последнее время наблюдается определенная маргинализация ЮНКТАД. Сегодня глобальные переговоры по вопросам финансирования, торговли и инвестиций ведутся главным образом за ее рамками. В этой связи в ЮНКТАД была инициирована дискуссия о задачах и направлениях работы Организации. Основным документом, определяющим ориентиры этой дискуссии, является Доклад «Группы видных деятелей» под названием «Усиление роли и отдачи ЮНКТАД в вопросах развития», опубликованный в декабре 2006 г.
    Продолжавшиеся несколько месяцев неформальные консультации продемонстрировали неоднозначное отношение различных государств к данному документу. Развивающиеся страны выражают весьма сдержанное отношение к рекомендациям «видных деятелей». По их мнению, практическая реализация рекомендаций может ограничить мандат ЮНКТАД и усилить зависимость Организации от волеизъявления государств-доноров. В видении развивающихся стран Комиссия может и должна играть важную роль в преодолении существующих асимметрий в международных торгово-экономических отношениях, формировании более справедливого мирового экономического порядка, повышении степени участия развивающихся стран в управлении процессами глобализации. Ими высказывается заинтересованность в том, чтобы ЮНКТАД продолжала оставаться форумом для обкатки различных идей, исходя из принципа плюрализма мнений.
    Западные государства делают упор на необходимости «улучшения внутреннего менеджмента» ЮНКТАД, повышения качества проектов техсодействия и усиления контроля со стороны доноров за использованием финансовых ресурсов Организации. Практически они хотели бы превратить ЮНКТАД в своего рода «агентство по оказанию технического содействия развивающимся странам». В этой связи страны ЕС, США, Канады, Швейцарии выступают за скорейшую практическую реализацию рекомендаций, понимая под этим «мягкую реформу» ЮНКТАД.
    Работа над рекомендациями по повышению эффективности деятельности ЮНКТАД осуществлялась в рамках подготовки к министерской конференции ЮНКТАД-XII. В результате в Аккре был принят ряд решений, касающихся повышения институциональной эффективности ЮНКТАД, в т.ч. по оптимизации аналитической работы, консолидации проектов технического содействия и др. Усилена роль СТР, в т.ч. в плане участия в редактировании ежегодной резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по торговле и развитию. Подведение промежуточных итогов выполнения Аккрского соглашения в рамках очередной сессии СТР в сентябре 2010 г. выявило необходимость реорганизации и повышения эффективности работы Секретариата ЮНКТАД в этом направлении. При этом по-прежнему сохраняются противоречия в подходах западных стран (увязывание донорской помощи с внедрением систем «надлежащего управления», экологических стандартов, либерализацией инвестиционных режимов) и развивающихся государств (продвижение в рамках ЮНКТАД интересующих их концепций «новая география мировой торговли», «пространство для маневра в политике»).
    Начиная 2008 г. и по настоящее время в деятельности ЮНКТАД на первый план выдвигается проблематика мирового финансово-экономического кризиса. Аналитические доклады, подготовленные секретариатом организации в 2009 г. по «антикризисной» тематике, содержат весьма жесткую критику экономической и торговой политики развитых стран, предшествовавшей кризису. В круг вопросов, обсуждаемых на площадке ЮНКТАД, в 2010 г. добавилась проблематика занятости, которая становится все более значимой в свете преодоления глобальной рецессии, которая привела не только к резкому увеличению численности безработных, но и к обострению ряда специфических проблем на рынках труда, в особенности в развивающихся странах.
    В июле 2013 г. Евразийская экономическая комиссия получила статус наблюдателя ЮНКТАД. Новый формат сотрудничества организаций дает больше возможностей для ЕЭК, в том числе для реализации программы сотрудничества на 2013-2015 гг. между ЕЭК и ЮНКТАД.
    Россия использует трибуну ЮНКТАД в обсуждении вопросов международной торговли и отстаивания собственных интересов в этой сфере, широко пользуется справочно-аналитическими материалами Организации. Мы последовательно проводим линию на сохранение мандата ЮНКТАД и принципа универсальности в ее деятельности.

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)

United Nations Conference on Trade and Development (UNCTAD)

Конференция ООН по торговле и развитию – это постоянный действующий орган Генеральной Ассамблеи ООН. Создан в 1964 году и насчитывает 168 стран-членов. Основными задачами ЮНКТАД являются:
1. содействие развитию междунар. торговли, обеспечение стабильного мира и равноправного, взаимовыгодного всестороннего сотрудничества м/у государствами;
2. выработка рекомендаций, принципов, организационно-правовых условий и механизмов функционир-я современных международных экономических отношений;
3. участие в координации деятельности других учреждений системы ООН в области экономического развития, налаживания хозяйственных связей и поощрения международной торговли.
В ЮНКТАД принят групповой принцип работы: государства-члены разделены на четыре группы по социально-экономическому и географическому принципу. Так, развивающиеся страны объединены в "группу 77". Решения ЮНКТАД облекаются в форму резолюций, заявлений, согласованных выводов и, имея рекомендательный характер, не являются юридически обязательными. Под эгидой ЮНКТАД разрабатываются многосторонние соглашения и конвенции. В работе ЮНКТАД принимает участие ряд международных организаций. Высший орган - Конференция и Совет по торговле и развитию, в рамках которого работают шесть комитетов. Под эгидой ЮНКТАД разрабатываются многосторонние соглашения и конвенции по регулированию отдельных рынков сырьевых и сельскохозяйственных товаров и др. СССР стал членом этой организации с 1964 года, Российская Федерация – с 1991. Сотрудничество с ЮНКТАД позволяет гармонизировать российское антимонопольное законодательство с международными нормами, дает возможность принимать участие в обмене мнениями и в обсуждении наиболее важных аспектов этой сферы. Вместе с тем, необходимо отметить, что техническое содействие со стороны ЮНКТАД в адрес МАП России (Аббревиатура "МАП" расшифровывается как "Министерство по антимонопольной политике". Компании, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации, обязаны обращаться в антимонопольные органы МАП для уведомления или для получения разрешения на совершение тех или иных сделок) весьма ограничено, что объясняется приоритетной ориентацией этой организации на помощь развивающимся странам. В связи с этим, деятельность МАП России в этой области сотрудничества направлена на привлечение средств для оказания технического содействия в области конкурентной политики и защиты прав потребителей государствам-членам СНГ в рамках Межгосударственного совета по антимонопольной политике. В бразильском городе Сан-Паулу 13 июня открылась 11-я сессия Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), которая продлится до 18 июня. Главная цель конференции – достичь договоренностей о перенаправлении ресурсов и средств, выручаемых от торговли, на развитие и борьбу с бедностью, что должно привести к ускорению развития и экономического роста слаборазвитых стран. Участники встречи намерены обсудить пути взаимодействия между развитыми и развивающимися странами и найти возможность преодоления разногласий на национальном и международном уровнях по проблемам международной торговли и развития. Предполагается, что во дворце Анемби, где пройдет сессия ЮНКАТД, состоятся жаркие дебаты по вопросу о сельскохозяйственных субсидиях, которые волнуют развивающиеся страны из-за их невозможности конкурировать с датируемыми продуктами из Америки и Европы. В работе сессии ЮНКТАД примет участие генсек ООН Кофи Аннан, сообщает РИА "Новости". Организационная структура. Высшим органом ЮНКТАД является Конференция (следует различать два понятия: Конференция как наименование самой организации и Конференция как название высшего органа). Конференция собирается на сессии, которые проводятся один раз в четыре года на уровне министров в целях определения главных направлений политики и решения вопросов, связанных с программой работы. Всего было проведено 11 сессий. I сессия – в 1964 г. в Женеве (Швейцария); II – в 1968 г. – в Дели (Индия); III – в 1972 г. – в Сантьяго (Чили); IV – в 1976 г. – в Найроби (Кения); V – в 1979 г. – в Маниле (Филиппины); VI – в 1983 г. – в Белграде (Югославия); VII – в 1987 г. – в Женеве (Швейцария); VIII – в 1992 г. – в Картахене (Колумбия); IX – в 1996 г. – в Мидранде (ЮАР), Х - в 2000 г. – Таиланд. С созданием ВТО (Всемирная Торговая организация) практически открыто стали высказывать-ся мнения о том, нужна ли вообще эта организация. Однако сей-час достигнуто понимание того, что ЮНКТАД необходима ми-ровому сообществу, так как она вырабатывает общие торгово-политические принципы в контексте развития мировой экономики, а за ВТО остаются в основном чисто торговые во-просы. Решения, принимаемые консенсусом на сессиях ЮНКТАД, не являются юридически обязательными. Но еще на второй сес-сии было единогласно признано, что они «должны вести к дей-ствиям, благоприятствующим международной торговле». Таким образом, документы ЮНКТАД формально имеют менее обяза-тельный характер, чем ВТО. К подобным документам относятся, например, Принципы международных торговых отношений и торговой политики, способствующие развитию и Хартия эконо-мических прав и обязанностей государств. В области торговли готовыми изделиями и полуфабрикатами, на которые приходится 3/4 мирового товарооборота, важнейшим мероприятием ЮНКТАД было создание Общей системы префе-ренций (ОСП), функционирующей с 1971 г. Эта система преду-сматривает снижение или отмену таможенных пошлин всеми промышленно развитыми странами в торговле с развивающимися го-сударствами на невзаимной основе, т.е. без требования со сторо-ны последних встречных торгово-политических уступок. Хотя многие страны-доноры провели разного рода изъятия из своих схем таких преференций (в отношении отдельных групп това-ров и стран - получателей преференций), ОСП играет большую роль в содействии расширению экспорта продукции обрабатыва-ющей промышленности государств, отставших в экономическом развитии. Сессии ЮНКТАД представляют собой многосторонние экономические форумы, проводимые в рамках системы ООН. Большинство решений ЮНКТАД по существу рассматриваемых вопросов не имеют обязательной силы и носят рекомендательный характер. На прошедших первых семи сессиях ЮНКТАД было принято более 160 резолюций; число резолюций, выработанных на регулярных и специальных сессиях Совета по торговле и развитию, превысило 400. В рамках ЮНКТАД разработана широкая гамма других многосторонних документов: конвенции, соглашения, согласованные выводы, кодексы, имеющие различную юридическую силу. Исполнительным органом ЮНКТАД является Совет по торговле и развитию, который обеспечивает работу между сессиями Конференции. Совет представляет ежегодно Конференции и Генеральной Ассамблее через ЭКОСОС доклады о своей деятельности. Доступ в состав Совета открыт всем странам – членам ЮНКТАД. В 1996 г. число членов составляло 115. Совет по торговле и развитию проводит регулярные сессии один раз в год осенью в течение 10 дней. Кроме того, Советом проводятся специальные сессии, заседания комиссий и других вспомогательных органов по широкому спектру проблем мировой торговли и экономики. На регулярных сессиях обсуждаются вопросы глобальной политики, взаимозависимости экономики стран мира; проблемы торговли и валютно-финансовых отношений; торговой политики, структурной перестройки и экономических реформ. Совет осуществляет контроль за всей сферой деятельности ЮНКТАД, наблюдает за реализацией Программы действий для наименее развитых стран, а также Новой программы ООН для развития стран Африки. Рабочими органами Совета с 1997 г. являются комиссии , которые осуществляют координацию деятельности по закрепленным за ними областям: по инвестициям, технологиям и финансовым вопросам; по торговле товара- ми и услугами; по развитию частного предпринимательства. Комиссии провели свои первые сессии в 1997 г. Намечается проведение максимум 10 еже- годных встреч экспертов/специальных рабочих групп. Комиссии заменили действовавшие до 1996 г. четыре постоянных комитета. Секретариат составляет часть Секретариата ООН и возглавляется Генеральным секретарем. В его состав входят две службы: координации политики; внешних сношений, а также девять отделов; (1) сырьевых товаров; (2) международной торговли; (3) сферы услуг и эффективности торговли; (4) экономического сотрудничества между развивающимися страна- ми и специальные программы; (5) глобальной взаимозависимости; (6) транс- национальных корпораций и инвестиций; (7) науки и техники; (8) наименее развитых стран; (9) услуг в области управления и оперативно-функционального обеспечения программ. В его составе есть так же объединенные подразделения, работающие совместно с региональными комиссиями. Секретариат обслуживает два вспомогательных органа ЭКОСОС – Комиссию по международным инвестициям и транснациональным корпорациям и Комиссию по науке и технике в целях развития. Деятельность ЮНКТАД оказала существенное воздействие на всю многостороннюю систему регулирования международной торговли. В частности, это обусловило осуществление модернизации ГАТТ. В составе Генерального соглашения появилась новая четвертая часть, где признается особая роль и особое место развивающихся стран в международных экономических отношениях. С деятельностью ЮНКТАД связаны также перемены в деятельности МВФ и МБРР, выразившиеся в определенном повороте к нуждам развивающихся стран и в особенности к наименее развитым. ЮНКТАД явилась инициатором предоставления невзаимных и недискриминационных преференций, представляющих важные элементы современной системы регулирования международной торговли. ЮНКТАД внесла существенный вклад в создание новой комплексной системы регулирования мировых товарных рынков. В рамках ЮНКТАД сложилась и приобрела современную роль «Группа 77», названная так по числу развивающихся стран, создавших общую платформу защиты своих экономических интересов в международной торговле. «Группа 77» сыграла важную роль в формировании международной стратегии ООН по экономическим вопросам и отношениям с развивающимися странами. ЮНКТАД разработала и осуществляет новые организационные формы работы, позволяющие находить баланс интересов различных стран и различных групп стран по проблемам международного экономического сотрудничества. Характерным для работы ЮНКТАД является предварительное определение позиций внутри каждой группы стран, что обеспечивает более взвешенный учет интересов представленных стран при выработке общих решений.
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...