Пик джигит. Восхождение на пик джигит. Техническая фотография маршрута

Написал отчёт о нашем . Такой с цифрами, схемами и фотографиями. Чтобы он не пылился в архивах всяких комиссий, выложу его сюда, может кому будет интересно.

Паспорт восхождения

  1. Район, ущелье, номер раздела по классификационной таблице: Тянь-Шань, Терскей Ала-Тоо, 7.10.44а
  2. Наименование вершины,название маршрута: Джигит по центру северной стены
  3. Категория сложности: 6А
  4. Характер маршрута: комбинированный
  5. Перепад высот маршрута: 1200 метров
    Протяжённость маршрута: 1400 метров
    Средняя крутизна основной части маршрута: 75°
    Средняя крутизна всего маршрута: 60°
  6. Использовано на маршруте:
    • крючьев - 90 штук
    • закладных элементов - 100 штук
    • ледобуров - 18 штук
    • шлямбурных стационарных - 15 штук, в том числе для ИТО - 5 штук
    • Оставлено крючьев на маршруте - нет
  7. Ходовых часов команды: 40, 3½ дня
  8. Руководитель: Белоцерковский Кирилл Александрович, КМС
    Участник: Тен Максим Валентинович, КМС
  9. Тренер: Скопин Артём Алексеевич, МС
  10. Выход на маршрут: 28 июля 2014 в 4 часа утра
    Выход на вершину: 31 июля 2014 в 12 часов дня
    Возвращение в базовый лагерь: 31 июля 2014 в 18 часов
  11. Организация: ФАиС РК

Общее фото вершины

Характеристика района и объекта восхождения

Хребет Терскей Ала-Тоо находится на северо-востоке Кыргызстана и ограничивает с юга Иссык-Кульскую котловину. Средняя высота хребта - 4500 метров над уровнем моря, а максимальная - 5281 метр (пик Каракольский) . Протяжённость хребта в широтном направлении около 400 километров. Хребет Терскей Ала-Тоо занимает второе место (после Меридианального хребта) по оледенению на Тянь-Шане. Площадь оледенения тут составляет 1081 квадратный километр. Массивное оледенение и близость большого озера являются причинами нестабильной погоды в районе.

Пик Джигит (5170 метров) - вторая по высоте вершина района - расположен в верховьях реки Культор. Самый простой маршрут - по западному гребню (С. Сильченко, 1966 год) 4А. Он же является спусковым.
Наибольший интерес представляют северная и северо-западная стены. И если по северо-западной стене проходят маршруты пятой категории, то по северной в основном проходят «шестёрки»: Д. Шарашанидзе 1976 года В. Вакурина 1983 года , И. Слесова 1975 года (первое место на чемпионате СССР в техническом классе), А. Рябухина 1965 года . На всех маршрутах скалы чередуются со льдом. Скалы по большей части монолитны.

Трещины часто забиты снегом или льдом. Удобных полок на стене нет, поэтому места ночёвок приходится готовить: срубать лёд, подкладывать камни и т. п. Удобные лежачие ночёвки есть только на гребне.

Маршрут И. Слесова имеет комбинированный характер. Нам часто приходилось переключаться с лазанья по скалам на лазанье по льду и далее на их сочетание в разных пропорциях. Первый старался максимально использовать свободное лазанье на ледовых инструментах. Собственно лазанья в привычном понимании этого слова почти не было. Постоянное использование инструментов на скалах было продиктовано как особенностями рельефа (скалы, залитые льдом), так и непогодой, которая сопровождала нас каждый день.

Первый работал с облегчённым рюкзаком, второй двигался на жумарах и нёс бивачное снаряжение.

Техническое описание маршрута

Подход от места ночёвки по открытому леднику в направлении правой части ледопада в нижней части стены. Проход в ледопаде, после длительного наблюдения, выбрали с вечера, так как он представляет собою определённую трудность. Связались перед началом пологого ледового склона. Ледопад старались пройти максимально быстро, по пути встречались свежие обломки льда.


R1-R2 Выход на ледовый склон под бергшрундом. Сначала по крутому льду, покрытому толстым слоем рассыпчатого снега, затем траверсом влево по ледовой полке.
R2-R3 Подход по простому льду под бергшрунд.
R3-R4 Преодоление бергшрунда. Нависающая ледовая стенка, местами покрытая толстым слоем рыхлого снега. В снегу пришлось копать траншею, используя ледобуры для организации ИТО.
R4-R5 Движение вправо-вверх в направлении крутого ледового кулуара.
R5-R6 По чередующимся стенкам и полкам под внутренний угол с ледовым подтёком. По нему-сложный драйтулинг/ИТО вверх.
R6-R7 Вправо-вверх по стенкам-полкам, залитым льдом, в направлении внутреннего угла. Слева от него, судя по шлямбурам, можно ночевать.
R7-R8 Сложное лазанье по внутреннему углу.
R8-R9 Лазанье/ИТО по углу вверх. Начала портиться погода: пошёл снег, задул ветер.
R9-R10 К верху угол выкручивается. В основном ИТО. Станция на местном шлямбуре, сблокированном с чем-то своим.
R10-R11 По ледовой полке и скальному внутреннему углу на верхушку откола. Там полка 1×1½метра. Неудобная сидячая ночёвка.
R11-R12 Спуск на ледовую полку, траверс вправо. Далее движение вверх по внутреннему углу со льдом. Холодно. В основном ИТО.
R12-R13 Чередование стенок-полок со льдом. Лазанье относительно несложное.
R13-R14 Уверенное ИТО вверх по стенке справа от карниза.
R14-R15 Вверх до выхода на выполаживание. Пошёл снег.
R15-R16 Движение вверх по умеренно сложным скалам, залитым льдом.
R16-R17 То же самое.
R17-R18 Через скальную ступень на ледовый гребешок.
R18-R19 По простому ледовому склону вверх до скал. К этому времени видимость упала до 10 метров. Сильный ветер, обильный снегопад. Всё располагает к ночёвке.
Вырубили полку во льду (по ходу согнув лопатку на одном из инструментов). Полулежачая ночёвка.
R19-R20 По наиболее логичному рельефу движение вверх.
R20-R21 Немного влево-вверх к нависающей стенке со шлямбурной дорожкой. После неё траверс вправо, затем по крутому внутреннему углу вверх.
R21-R22 Влево-вверх по крутой стенке на разрушенные (но спаянные льдом) скалы. Возможно, этот участок можно обойти, если уйти от станции вправо, а не влево.
R22-R23 Лазанье по крутым, иногда нависающим скальным перьям, вмёрзшим в лёд. Несмотря на крутизну, лазанье не слишком сложное. Драйтулинг.
R23-R24 По пологим скалам вправо-вверх. По дороге встретился старый шлямбур. Станция чуть ниже скального гребешка. Погода начала портиться.
R24-R25 По скальному гребешку и далее по скалам, залитым льдом.
R25-R26 По скалам, покрытым льдом и снегом, вверх под небольшой карниз. Очень сильный ветер, снегопад. Видимость сильно ограничена. Через карниз постоянно проходят пылевые лавины.
R26-R27 Из-под карниза влево-вверх по скальному внутреннему углу и далее по крутому снежно ледовому склону до гребня. На склоне ни разу не удалось докопаться до нормального льда, так что страховку организовать не вышло. На гребне вырубили небольшую полку и установили палатку. Удобная лежачая ночёвка.
R27-R28 В условиях плохой видимости 200 метров по снежно-ледовому гребню с карнизами до короткой скальной ступени.
R28-R29 Спуск 5 метров.
R29-R30 250 метров по гребню с огромными карнизами до вершинного купола. На высшую точку выходить не стали, в виду того что она, скорее всего, карниз.

Тактические действия команды

28 июля в 4 часа утра вышли на восхождение. Прошли ледопад и начали работать на маршруте, который представляет собою крутые скалы, перемежающиеся участками льда. Всю вторую половину дня шёл снег, сопровождающийся ветром. К 18 часам непогода усилилась, и мы приняли решение встать на ночёвку. Ночевали сидя в палатке на маленькой полке (1×1½метра).

29 июля весь день шёл снег, но несмотря на это, к 19 часам достигли снежно-ледового гребешка перед началом второй крутой скальной части. Для организации ночёвки пришлось срубить часть ледового гребня. Спали полулёжа.

30 июля большую часть дня стояла удовлетворительная погода. Благодаря этому и тому, что рельеф, несмотря на сохранившуюся крутизну, стал проще, нам удалось достичь гребня. На гребень выбрались в глубоких сумерках и в условиях очень сильной непогоды. Срубили часть гребня, установили палатку.

31 июля по гребню с большими снежными карнизами достигли вершины. Сфотографировались и приступили к спуску. Через 5 часов были на леднике. Через перевал Он-Тор дошли до своего лагеря под стеной, где встали на ночёвку.

Одна из высочайших вершин хребта Терскей-Алатау - Пик Джигит (5170 метров). Высокий, острый, гордый Джигит стоит неприступным стражем с северной стороны. Безусловно, любой, кто попадет в горы Центрального Тянь Шаня, увидев пик Джигит вряд ли останется равнодушным. Пик красив той суровой притягивающей красотой, которая не может оставить спокойным сердце альпиниста и которая рождает в глубине души человека, то заветное желание: ступить на высшую точку этого величия. Команда клуба "Твой Путь" собирает туристов неравнодушных к горам: тех, кто готов бросить вызов и взойти на суровую вершину, тех, кому важно испытать дух свободы и проверить силу своего характера, закалить волю для будущих подвигов в жизни!

Программа включает:

Консультации по снаряжению и подготовке к восхождению;

Индивидуальный подход к тренировкам перед восхождением;

Безопасный и оптимальный выбор акклиматизации и пути восхождения на пятитысячник Тань Шаня;

Командный дух на победу в каждом шаге к цели;

Расслабление и отдых на берегу Иссык-куля после восхождения

Описание по дням:

День 1 . Встреча группы в аэропорту города Бишкек. Переезд в Каракол. Знакомство с гидом, командой, инструктаж. Вечером - прогулки по Караколу. Каракол - бывший Пржевальск, где расположен музей-усадьба знаменитого ученого-этнографа, а также величественные горы обрамляют это место со всех сторон.

День 2 . Завтрак. Заброска группы до поляны в ущелье Каракол. Акклиматизационный радиальный выход на озеро Алакель (3600 м над у.м.) Ночевка на поляне в палатках.

День 3 . Продвижение к леднику Онтор. Плавная акклиматизация в горах. Шикарные виды суровых гор. Ночевка в палатке.

День 4 . Радиальный выход на перевал Онтор (1Б, 3900 метров).

День 5 . Начало технической части восхождения. Ранний выход. Подъем на стоянку «Чайник» на фирновом гребне. Ночевка на высоте 4200 м.


Подъем по гребню на «Чайник»

День 6 . Подъем на плечо пика Джигит. Ночевка на перевале.

День 7. Ранний подъем. Штурм вершины. Спуск на стоянку «Чайник» или на ледник.

День 8. Резервный день на случай непогоды.

День 9 . Переход от ледника Онтор под перевал Арчалытор Северный.

День 10. Штурм перевала Арчалытор Северный (2А, 4200 метров). Спуск в долину реки Джеты-огуз.

День 11 . Выход по реке Джетыогуз. Посещение красных скал. Купание в горячих источниках. Ночевка на базе в Караколе.

День 12 . Переезд на берег Иссык-куля. Купание в озере, расслабление и празднование великолепного маршрута. Ура!

День 13 . Выезд в Бишкек. Вылет домой.

В зависимости от погодных условий и состояния группы возможны изменения маршрута.

В стоимость включено :

  • трансфер Бишкек - Каракол;
  • проживание на базе в Караколе;
  • заброска группы вездеходным транспортом в горы;
  • питание на всем маршруте;
  • посещение горячих источников;
  • сопровождение группы опытным гидом;
  • предоставление общественного снаряжения (альпинистского - веревки, буры; туристского - палатки, горелки, котелки);
  • вездеходный транспорт - выход с активной части маршрута;
  • проживание на озере Иссык-куль;
  • баня в конце маршрута;
  • трансфер в аэропорт по окончании маршрута;
  • медицинская страховка на группу;

В стоимость не входит:

  • перелет в Бишкек;
  • личное альпинистское снаряжение - можно взять в аренду на складе клуба (при наличии);
  • личная аптечка,
  • дополнительное проживание на Иссык-куле (по желанию можно продлить на любой срок)

Важные подробности:

  • Дневные переходы - от 5 до 15 км.
  • Состав группы - от 4 человек и 1 - 4 гида.
  • Все участники восхождения должны иметь соответствующую категории подготовку.
  • На походной кухне дежурить будем по очереди. Каждый сможет попробовать добыть дрова, разжечь костер и приготовить аппетитную еду на костре. Во время восхождения приготовление пищи на горелке.
  • Предусмотрена заброска продуктов, общественного снаряжения и части личного альпинистского снаряжения на лошадях. Если не набирать ненужных вещей, то проблемы с весом рюкзаков не будет. Консультации по тому, что должно быть в рюкзаке, а что можно и не брать, обязательно дадим.
  • При необходимости снаряжение (рюкзак, коврик, спальник и пр.) можно взять в аренду (при наличии на складе клуба).
    Оформляется групповая медицинская страховка, перед выходом на маршрут - регистрация в МЧС.
  • По желанию - на время программы восхождения для семьи можем организовать экскурсионный тур в районе озера Иссык-куль.
  • Забронировать вам место в путешествии сможем только при 30% предоплате. В случае отказа от путешествия не позднее, чем за месяц до начала тура, предоплата не возвращается, но остается на вашем «счету» для оплаты будущих походов и восхождений в течение года.
Написал отчёт о нашем восхождении на пик Джигит. Такой с цифрами, схемами и фотографиями. Чтобы он не пылился в архивах всяких комиссий, выложу его в сеть, может кому будет интересно.
  • Паспорт восхождения
  • Район, ущелье, номер раздела по классификационной таблице: Тянь-Шань, Терскей Ала-Тоо, 7.10.44а
  • Наименование вершины, название маршрута: Джигит по центру северной стены
  • Категория сложности:
  • Характер маршрута: комбинированный
  • Перепад высот маршрута: 1200 метров
  • Протяжённость маршрута: 1400 метров
  • Средняя крутизна основной части маршрута: 75°
  • Средняя крутизна всего маршрута: 60°
  • Использовано на маршруте:
    крючьев - 90 штук
    закладных элементов - 100 штук
    ледобуров - 18 штук
    шлямбурных стационарных - 15 штук, в том
    числе для ИТО - 5 штук
    Оставлено крючьев на маршруте - нет
  • Ходовых часов команды: 40, 3 с половиной дня
  • Руководитель: Белоцерковский Кирилл Александрович, КМС
  • Участник: Тен Максим Валентинович, КМС
  • Тренер: Скопин Артём Алексеевич, МС
  • Выход на маршрут: 28 июля 2014 в 4 часа утра
  • Выход на вершину: 31 июля 2014 в 12 часов дня
  • Возвращение в базовый лагерь: 31 июля 2014 в 18 часов
  • Организация: ФАиС РК
="ul">

Общее фото вершины

Пик Джигит, маршруты по северной стене

Характеристика района и объекта восхождения

Хребет Терскей Ала-Тоо находится на северо-востоке Кыргызстана и ограничивает с юга Иссык-Кульскую котловину. Средняя высота хребта - 4500 метров над уровнем моря, а максимальная - 5281 метр (пик Каракольский). Протяжённость хребта в широтном направлении около 400 километров. Хребет Терскей Ала-Тоо занимает второе место (после Меридианального хребта) по оледенению на Тянь-Шане. Площадь оледенения тут составляет 1081 квадратный километр. Массивное оледенение и близость большого озера являются причинами нестабильной погоды в районе. Пик Джигит (5170 метров) - вторая по высоте вершина района - расположен в верховьях реки Культор. Самый простой маршрут - по западному гребню (С. Сильченко, 1966 год) 4А. Он же является спусковым.
Наибольший интерес представляют северная и северо-западная стены. И если по северо-западной стене проходят маршруты пятой категории, то по северной в основном проходят «шестёрки»: Д. Шарашанидзе 1976 года (первое место на чемпионате СССР в техническом классе), В. Вакурина 1983 года, И. Слесова 1975 года (первое место на чемпионате СССР в техническом классе), А. Рябухина 1965 года. На всех маршрутах скалы чередуются со льдом. Скалы по большей части монолитны. Трещины часто забиты снегом или льдом. Удобных полок на стене нет, поэтому места ночёвок приходится готовить: срубать лёд, подкладывать камни и т. п. Удобные лежачие ночёвки есть только на гребне. Маршрут И. Слесова имеет комбинированный характер. Нам часто приходилось переключаться с лазанья по скалам на лазанье по льду и далее на их сочетание в разных пропорциях. Первый старался максимально использовать свободное лазанье на ледовых инструментах. Собственно лазанья в привычном понимании этого слова почти не было. Постоянное использование инструментов на скалах было продиктовано как особенностями рельефа (скалы, залитые льдом), так и непогодой, которая сопровождала нас каждый день. Первый работал с облегчённым рюкзаком, второй двигался на жумарах и нёс бивачное снаряжение.

Схема маршрута


Пик Джигит, маршрут Слесова

Техническое описание маршрута

Подход от места ночёвки по открытому леднику в направлении правой части ледопада в нижней части стены. Проход в ледопаде, после длительного наблюдения, выбрали с вечера, так как он представляет собою определённую трудность. Связались перед началом пологого ледового склона. Ледопад старались пройти максимально быстро, по пути встречались свежие обломки льда. R1-R2 Выход на ледовый склон под бергшрундом. Сначала по крутому льду, покрытому толстым слоем рассыпчатого снега, затем траверсом влево по ледовой полке. R2-R3 Подход по простому льду под бергшрунд. R3-R4 Преодоление бергшрунда. Нависающая ледовая стенка, местами покрытая толстым слоем рыхлого снега. В снегу пришлось копать траншею, используя ледобуры для организации ИТО. R4-R5 Движение вправо-вверх в направлении крутого ледового кулуара. R5-R6 По чередующимся стенкам и полкам под внутренний угол с ледовым подтёком. По нему-сложный драйтулинг/ИТО вверх. R6-R7 Вправо-вверх по стенкам-полкам, залитым льдом, в направлении внутреннего угла. Слева от него, судя по шлямбурам, можно ночевать. R7-R8 Сложное лазанье по внутреннему углу. R8-R9 Лазанье/ИТО по углу вверх. Начала портиться погода: пошёл снег, задул ветер. R9-R10 К верху угол выкручивается. В основном ИТО. Станция на местном шлямбуре, сблокированном с чем-то своим. R10-R11 По ледовой полке и скальному внутреннему углу на верхушку откола. Там полка один на полтора метра. Неудобная сидячая ночёвка. R11-R12 Спуск на ледовую полку, траверс вправо. Далее движение вверх по внутреннему углу со льдом. Холодно. В основном ИТО. R12-R13 Чередование стенок-полок со льдом. Лазанье относительно несложное. R13-R14 Уверенное ИТО вверх по стенке справа от карниза. R14-R15 Вверх до выхода на выполаживание. Пошёл снег. R15-R16 Движение вверх по умеренно сложным скалам, залитым льдом. R16-R17 То же самое. R17-R18 Через скальную ступень на ледовый гребешок. R18-R19 По простому ледовому склону вверх до скал. К этому времени видимость упала до 10 метров. Сильный ветер, обильный снегопад. Всё располагает к ночёвке.
Вырубили полку во льду (по ходу согнув лопатку на одном из инструментов). Полулежачая ночёвка. R19-R20 По наиболее логичному рельефу движение вверх. R20-R21 Немного влево-вверх к нависающей стенке со шлямбурной дорожкой. После неё траверс вправо, затем по крутому внутреннему углу вверх. R21-R22 Влево-вверх по крутой стенке на разрушенные (но спаянные льдом) скалы. Возможно, этот участок можно обойти, если уйти от станции вправо, а не влево. R22-R23 Лазанье по крутым, иногда нависающим скальным перьям, вмёрзшим в лёд. Несмотря на крутизну, лазанье не слишком сложное. Драйтулинг. R23-R24 По пологим скалам вправо-вверх. По дороге встретился старый шлямбур. Станция чуть ниже скального гребешка. Погода начала портиться. R24-R25 По скальному гребешку и далее по скалам, залитым льдом. R25-R26 По скалам, покрытым льдом и снегом, вверх под небольшой карниз. Очень сильный ветер, снегопад. Видимость сильно ограничена. Через карниз постоянно проходят пылевые лавины. R26-R27 Из-под карниза влево-вверх по скальному внутреннему углу и далее по крутому снежно ледовому склону до гребня. На склоне ни разу не удалось докопаться до нормального льда, так что страховку организовать не вышло. На гребне вырубили небольшую полку и установили палатку. Удобная лежачая ночёвка. R27-R28 В условиях плохой видимости 200 метров по снежно-ледовому гребню с карнизами до короткой скальной ступени. R28-R29 Спуск 5 метров. R29-R30 250 метров по гребню с огромными карнизами до вершинного купола. На высшую точку выходить не стали, в виду того что она, скорее всего, карниз.

Тактические действия команды

28 июля в 4 часа утра вышли на восхождение. Прошли ледопад и начали работать на маршруте, который представляет собою крутые скалы, перемежающиеся участками льда. Всю вторую половину дня шёл снег, сопровождающийся ветром. К 18 часам непогода усилилась, и мы приняли решение встать на ночёвку. Ночевали сидя в палатке на маленькой полке (один на полтора метра). 29 июля весь день шёл снег, но несмотря на это, к 19 часам достигли снежно-ледового гребешка перед началом второй крутой скальной части. Для организации ночёвки пришлось срубить часть ледового гребня. Спали полулёжа. 30 июля большую часть дня стояла удовлетворительная погода. Благодаря этому и тому, что рельеф, несмотря на сохранившуюся крутизну, стал проще, нам удалось достичь гребня. На гребень выбрались в глубоких сумерках и в условиях очень сильной непогоды. Срубили часть гребня, установили палатку. 31 июля по гребню с большими снежными карнизами достигли вершины.
Сфотографировались и приступили к спуску. Через 5 часов были на леднике. Через перевал Он-Тор дошли до своего лагеря под стеной, где встали на ночёвку.

Мы представляем последних номинатов на "Хрустальный пик" - команду Александра Ульянова с их походом с восхождениями на Джигит, пик Сибирских Университетов, пик Советская Россия . Голосование начнётся уже сегодня вечером и продлится до 30 ноября - изучайте кандидатов и делайте свой выбор!

Информация о походе:
Поход с восхождениями на Джигит, пик Сибирских Университетов, пик Советская Россия (группа Александра Ульянова)

Команда:
Васильев Антон (завхоз)
Крачков Пётр (завснар)
Кудояров Константин
Полуновский Валерий (медик, финансист)
Сальников Олег (ремнаборщик)
Сальников Сергей (фотограф)
Ульянов Александр (руководитель)

Сроки:
Группа в горах с 1 по 29 августа.
Костя - с 4 августа (заехал по Караколу, перед этим руководил походом 2 к.с. в этом же районе).
Олег - до 22 августа (вышел и выехал по Арашану, нужно было на работу).

Пройденная нитка:
Алтын-Арашан → р. Арашан → р. Таштектор (заброска) → пер. Алакуль Сев. 3950, 1А → оз. Алакуль → альплагерь Каракол → челнок по р. Уюктор (заброска) → пер. Озёрный Вост. 3950, 1Б-2А → пер. Рижан 4100, 1Б → лед. Арчалытор → пер. Карбышева 4350, 3А → лед. Онтор, взятие заброски → пер. Джигит 4760, 3A → рад. п. Джигит 5062 (по генштабу), 2Б → лед. Караколтор Зап. → р. Караколтор → лед. 60 (Университетский) → пер. Перья Феникса 4750, 2Б п/п → рад. п. Сибирских Университетов 4957 (по генштабу), 2А п/в → лед. 39 (Сибирский) → пер. Сильновзаимодействующий 4600, 2А п/п → лед. ? (Физиков) → пер. Слабовзаимодействующий 4300, 2А п/п → лед. 42 (Динозавр) → р. Сарычат → лед. 29 (Гипергеометрический) с обходом ледопада → рад. п. Советская Россия 4937, 2Б → пер. Гипергеометрический 4600, 2Б п/п → верх. плато лед. Советская Россия → пер. Канатоходцев 4650, 2Б п/п → лед. Кульдурак → пер. Кульдурак 4250, 2Б п/п(?) → лед. Арпатектор → р. Таштектор (взятие заброски) → лед. Таштектор → пер. Советская Россия 4300, 3А → лед. Советская Россия → пер. Солнечный 4350, 1Б → лед. Моло Зап. → р. Моло → лед. Моло Вост. → пер. Зиккурат 4400, 1Б-2А п/п → лед. 2 (Шумерский) → лед. 1 (Готический) → пер. Готический 4200, 2А п/п → лед. 3 (Кашкасу Зап.) → пер. Дихотомия 4250, 2Б п/п → лед. 447 (Дихотомия) → р. Тургень → рад. пер. Кварцевый 4250 + траверс п. Оттук 4300 = 1Б п/п(?) → пер. Оттук 4000, 1Б → лед. Оттук → р. Оттук.

Отличия от заявленной нитки:
- отказ от восхождения на п. Карбышева с пер. Карбышева: недостаток времени после непогоды;
- отказ от (перво?)восхождения на п. 4771 с пер. Зиккурат: пурга;
- вариация траверса п. Оттук: пурга.

На вопросы Риск.ру отвечают Александр Ульянов, Антон Васильев, Олег Сальников и Валерий Полуновский

- Маршрут. Как родилась идея собрать и нанизать на нитку все эти прекрасные горы?

Александр Ульянов: В горном туризме сквозные прохождения препятствий, чаще всего перевалов, важнее радиальных выходов на вершины. Перевал Джигит в плече одноимённой вершины – один из определяющих элементов похода, причём ключ восхождения на вершину приходится на него, а не на завершающий участок. Два других пика доминируют дальше по маршруту, где наши цели были прежде всего исследовательскими, а с вершин обзор лучше.
Пик Джигит (5070), пик Сибирских Университетов (4913, п/в), пик Советская Россия (4935)

Собирая в один маршрут столько альпинистских объектов, что вам пришлось учитывать? Как логично вписать в нитку похода несколько вершин?

Александр Ульянов: Участок маршрута, связавший эти три горы, практически прямой. Когда я
подумал, что после Джигита надо пойти на восток, он сразу бросился мне в глаза. Сперва я даже удивился, что не замечал этого раньше.

Учитывать пришлось вес продуктов, ведь их нужно было перенести через трудный перевал Джигит.

- На все вершины маршрута взошли по уже существующим линиям?

Александр Ульянов: На Джигит по 4А, можно сказать по "классике". О предыдущих восхождениях на пик с отметкой 4958 на карте мы ничего не знаем и считаем наше первым. Мы назвали его пиком Сибирских Университетов, глядя на соседний пик Вильнюсского Университета.

Маршрутов на пик Советской России в классификаторе ФАР нет. Мы поднялись по западному гребню, самому простому. Альпинисты так и ходили, но с севера, а мы с юга. Интересно, кто же был первым. Мы нашли на вершине записку 1999 года, где сказано, что снята записка Завьялова 1987 года.

Последние годы туристы стали все больше ходить на вершины. С чем вы это связываете? Это естественное развитие туризма? Есть ли риск что-то "потерять" существенное при таком подходе?

Олег Сальников: На мой взгляд, интерес туристов к вершинам связан в первую очередь с прекрасными видами, которые с них открываются при хорошей погоде. Также туристов привлекает бóльшая высота вершин по сравнению с перевалами. Кроме того, для вершин более характерен гребневой характер препятствий, что добавляет разнообразия с точки зрения техники.

Если основной целью ставить не восхождения на вершины, а прохождение маршрута, то ничего не потеряешь. В нашем походе восхождения на вершины были дополнительными элементами, своего рода украшениями маршрута. В нитку маршрута было заложено пять восхождений, от двух из них пришлось отказаться из-за плохой погоды.

Валерий Полуновский: Взобраться на вершину – это, как минимум, способ обозреть максимальное количество красот, плюс при прохождении вершины чувствуется больший вызов, чем на перевал. Это естественное стремление человека - взобраться выше. И ни к каким существенным потерям это не приводит.

Антон Васильев: Мне кажется, что туристы стали всё больше ходить на вершины в последние годы, поскольку уходит в прошлое, в умах людей, строгое разделение горного туризма и
альпинизма по типу препятствий проходимых ими, и, поскольку этот барьер исчезает из умов, постольку он исчезает и на практике. Тенденция является не столько естественным и закономерным развитием туризма, сколько выражением и проявлением в явной форме стремления, которое было заложено в туризме изначально, а именно стремлением осмотреть и охватить в одном маршруте как можно больше красоты, особенностей и достопримечательностей района. Ведь восхождения на вершины как раз и позволяют в большей степени ясно и полно объять взором картину района, когда твоему взгляду не препятствуют какие-нибудь соседние пики или склоны, обрамляющие седловину перевала, да и к тому же вершины зачастую и являются достопримечательностями района. Таким образом, развитием туризма это назвать сложно, а потерять что-то при таком подходе тем более невозможно, ведь это, скорее, приобретение, а не потеря, или, точнее, выражение потенциальной возможности.

- Несколько недель вместе. Расскажите о рецептах успешного сосуществования группы.

Александр Ульянов: Никаких особых рецептов. Общее дело сплачивает, а походный опыт
воспитывает терпение, особенно у руководителя. Бывали случаи, когда
мне с кем-то тяжело, но не в этом походе.

Олег Сальников: Нужно обладать терпением и не ругаться из-за всяких пустяков.

- Было бы в этом походе что-нибудь принципиально для вас новое? Чего вы раньше не делали?

Александр Ульянов: Для меня принципиально новое - руководить летним походом, а значит
таким продолжительным. Руководство пятёркой тоже первое, но я не уверен, считать ли это принципиальным. Трудный скальный перевал в новинку. Первопрохождения раньше делал, а участвовал и в более сложных.

Олег Сальников: Для меня было много нового: большое количество перильных верёвок как в целом в походе, так и на отдельных перевалах; большое количество первопрохождений; большое количество скальных верёвок; самостоятельный выход с маршрута (увы, из-за работы у меня не было возможности остаться на последнюю часть похода).

Антон Васильев: Я раньше никогда не был до этого завхозом. В итоге, после похода, не могу сказать что это у меня откровенно не получилось, но всем не угодишь. Также до этого я никогда не лидировал на протяжённых технических ледовых участках, но это оказалось не так уж и
сложно. Вот скалы - это да! Скал я до сих пор побаиваюсь.

- Погода и условия на маршруте вас баловали или нет?

Александр Ульянов: Точно не баловали. Но и не сильно помешали. Тут помог опыт горных походов в разные времена года, он был почти у всех.

Олег Сальников: Погода была разная: иногда хорошая, иногда так себе, а иногда и совсем плохая. Тем не менее, нам удалось пройти практически всё, что было запланировано.

Валерий Полуновский: Погода нас стимулировала идти дальше, как только решили немного отдохнуть, она сразу портилась и заставляла подниматься и долбить.

- Не могу не спросить о питании и отдыхе в таком походе. Как питались? Сколько отдыхали?

Валерий Полуновский: Много ели, но были голодны. Отдых в пятёрке? Не, не слышал!

Александр Ульянов: Система питания традиционная для нашей секции с учётом предпочтений
участников похода. На завтрак разные каши, реже лапша. Иногда завтрак с мясом. На обед порции сыра, сала, колбасы, морепродуктов, иногда супы. Ужин обычно мясной с чечевицей, гречкой, другими крупами, раз в 3-4 дня суп. Самодельная тушёнка, сушёные курица и рыба. Сухофрукты, орехи, конфетки на коротких привалах.

Отдыхали мы мало, в основном из-за плохой погоды. График получился напряжённый, резервы времени небольшие. Вечера наши выходили намного короче, чем раньше в сложных летних походах. Однако, регулярно оценивая состояние группы, я ни разу не заключил, что необходим внеочередной отдых ценой отказа от какого-нибудь препятствия.

Олег Сальников: Питались хорошо, но немного меньше, чем хотелось бы:) Отдыха в походе было немного. Запланированная на 13-й день днёвка из-за нехватки времени превратилась в четверть днёвки, на которой, тем не менее, удалось испечь оладушки. Почти полноценная днёвка получилась только на 21-й день. Было ещё немного отсидок в непогоду, но это нельзя назвать полноценным отдыхом.

- В чем заключается уникальность этого маршрута?

Александр Ульянов: Не знаю, можно ли говорить об уникальности. Маршруты все разные.
Главная особенность нашего – большое число первопрохождений, хотя район в целом очень популярный и легкодоступный. Хочется, чтобы охват его стал шире, а повторений в нитках меньше.

Олег Сальников: На мой взгляд, уникальность маршрута заключается в первую очередь в большом количестве первопрохождений (10 перевалов из 18) в малоисследованной части популярного района. Маршрут был построен так, чтобы вначале пройти два определяющих перевала категории 3А, а дальше совершать практически одни первопрохождения.

- Что стало основным препятствием маршрута? Расскажите. Ведь не всегда категория отражает ситуацию.

Александр Ульянов: С технической стороны перевал Карбышева и перевал Джигит
значительно превышают другие пройденные нами препятствия, так что они и есть основные.

Олег Сальников: На мой взгляд, основным препятствием стали два самых сложных перевала – перевалы Карбышева и Джигит. Это отражается и в усилиях и времени, потраченных на их прохождение, и в количестве повешенных при этом перильных верёвок.

Насколько важно распределять роли в походе и есть ли участники, которые из года в год играют в вашем оркестре привычные роли?

Александр Ульянов: Да нет сложившегося оркестра. Каждый год меняются личные обстоятельства, кто-то не может пойти, но может кто-то другой. Сложнее всего пришлось завхозу. Антон занимался этим первый раз. Опыт в этом деле имел Олег, но он долгое время не был уверен, что сможет пойти. В итоге Олег пошёл и оказал огромную помощь Антону в последние дни перед отъездом. Роли при технической работе менялись. Как правило, в добровольном порядке. У нас не было ни одного ярко выраженного технаря, но Сергей всё-таки самый опытный и надёжный участник.

- Довольны ли вы тем, как завершился поход? Все задачи выполнили? Маршрут пройден от и до?

Александр Ульянов: Я очень доволен. Маршрут действительно пройден от и до, ибо были
лишь отказы от вершин. Пик Карбышева можно было вообще не заявлять, но тогда получалось бы полдня просто сидеть на перевале. Просидели из-за снегопада, да и забыли. На пик 4771 мы не сходили тоже из-за непогоды, и вот это единственный момент неудовлетворённости.

Олег Сальников: Я недоволен только тем, что из-за работы не смог пройти весь поход от начала и до конца, пришлось через три недели выходить с маршрута. Но у других участников такой проблемы не было. А вообще маршрут пройден практически полностью, отказ от двух радиальных восхождений несущественен.

Антон Васильев: Я лично весьма доволен, все задачи, которые я ставил перед собой, выполнены, теперь, благодаря этому походу, поставлены новые задачи и открыты новые перспективы.

- Было ли трудно? В какие моменты? Как справлялись?

Александр Ульянов: Не могу выделить никакой момент, когда было особенно трудно мне, когда
приходилось с усилием изыскивать какие-то внутренние резервы. Но после похода я непривычно долго чувствовал серьёзную общую усталость.

Олег Сальников: Подъём на перевал Джигит был довольно трудным физически – всё-таки рюкзаки на тот момент были не очень лёгкими, а подъём довольно длинный и отдыхать на станциях не очень хорошо получается.

Валерий Полуновский: Для меня был одни трудный случай на перевале Свободная Россия, где был довольно резкий склон, я никак не мог забуриться. Руки казались отмерзали, тяпки кое-как держали, но нашел местечко, чуть-чуть отдохнул и полез дальше.

Антон Васильев: Было ужасно трудно (потому что холодно), когда мы попали в непогоду на спуске с перевала Джигит. Шёл мокрый, густой, крупный, плотный и холодный снег и дул такой же холодный ветер, так что снег шёл не только сверху но и снизу и со всех сторон.

Как справлялся? Отмахивался. Справлялся бы ещё при помощи работы, но работы не было, потому что приходилось стоять на станции, поэтому было и холодно (поэтому было и трудно).

- Самый запомнившийся день похода? Расскажите о нем?

Александр Ульянов: Не могу решить. Я человек увлекающийся. Начну думать об одном,
смотреть фотографии, и он кажется самым ярким. В другой раз о другом – тот же эффект. Наверное, это хорошо, когда на маршруте было много ярких дней.

Олег Сальников: Было несколько интересных, насыщенных дней: восьмой день (спуск по скальному гребню перевала Карбышева), двенадцатый день (подъём на перевал Джигит), тринадцатый день (восхождение на пик Джигит и спуск с перевала Джигит), шестнадцатый день (первопрохождение перевала Перья Феникса и первовосхождение на пик Сибирских Университетов).

Валерий Полуновский: Наверное, день, когда начали проходить Перья Феникса, с утра была чудесная погода, мы постепенно прошли по сыпухе. Потом погода стала портиться. Провешали скалы, немного льда и вышли на мульту. И вот она окончательно испортилась, мы уже думали идти или нет на первопроходный пик. Но чуть-чуть развеялось, и мы пошли. На вершине было ярко, солнечно, облака все ушли к горизонту, но с неба почему-то продолжал сыпать снег. Мы сделали много ярких фото и пошли вниз.

Антон Васильев: Для меня самыми запоминающимися были несколько дней похода, а точнее - некоторые части из этих нескольких дней. На первом месте, безусловно, стоит день в который мы покорили пик Сибирских университетов.

Этот день мы начали со штурма сыпухи перевального взлёта перевала, около которого мы ночевали. Мы назвали его Белым парусом, из-за находившегося рядом с ним огромного, плоского, белоснежного выхода скальной породы, напоминающей парус. Затем мы пошли дальше по хребту в связках, немного попровешивали скальные жандармы и вышли на другую седловину, с которой нам нужно было впоследствии спускаться и которую мы назвали перевалом Перья Феникса. Но перед тем, как спуститься с этой седловины, нам необходимо было совершить с неё радиальный выход на близстоящую вершину, поэтому, поскольку погода стала "внезапно" ухудшаться (пошёл снег, немного задул ветер), мы решили пообедать на этой седловине и подождать у горы погоды, а в случае чего даже и заночевать там.

Решение это, как оказалось, было принято не зря, ибо после обеда и непродолжительного ожидания погода стала стабилизироваться и как будто бы даже улучшаться. Сначала стих ветер, потом и снег перестал идти, а потому мы, взяв всё необходимое, встали и пошли на гору.

Пока провешивали перила и лезли по ним, погода успела воистину улучшиться, и, несмотря на блуждающие в отдалении тучи, нас осветило солнышко и стало тепло пригревать. Мы довольно быстро и спокойно вышли на вершину, сначала по трём перильным верёвкам, а потом пешком в связках, и с радостью и изумлением стали взирать на открывшиеся перед нами просторы, горные хребты и вершины, среди которых выделялись, конечно же, близстоящий и внушающий уважение пик Вильнюсского университета, более отдалённые пики, но не менее впечатляющие, Каракол и Джигит, а также широкоплечий красавец - пик Сталинской Конституции.

В это время, прямо из чистого и прозрачного неба (а точнее - из тонкого и прозрачного облака) нас начало посыпать мелким и редким снежком, таким образом, что все окружающие виды стали как бы подёрнуты лёгкой снежной завесой, а мы как будто бы очутились внутри прозрачного стеклянного сувенирного шара, в котором начинает идти снег, если его перевернуть и потрясти. Это было так чудесно и красиво, что я сразу проникся теплотой и симпатией к этой вершине и понял, что она наша. Наша в том смысле, что мы не могли бы на неё не взойти, а она нас всё время ждала.

Всё это время, и даже когда из чистого неба шёл снег, светило тёплое солнце и согревало нас, а когда мы начали спускаться, снег и вовсе перестал идти, но солнце всё так же светило до самого конца дня, до тех пор, пока его не сменил огромный и ярко-жёлтый месяц. Так что последняя часть этого дня, а именно восхождение на пик Сибирских университетов, стало для меня самой запомнившейся частью из всех запомнившихся частей запоминающихся дней этого похода. Но это только одна из частей, при том только лишь одного дня. А их было много!

На сайт

Терскей Алла-Тоо

Пик Каракольский и пик Джигит. Краткий обзор района.
Как доехать. Кто поможет.

Материал составлен альпинистами из Кыргызстана по просьбе сайт

Хребет Терскей Алла-Тоо находится в Центральном Тянь-Шане, на территории современной Киргизии. Хребет ограничивает озеро Иссык-Куль с юга и простирается от пика Семенова (хр. Сары-Джаз) до реки Чу почти на 400км. С альпинистской точки зрения большой интерес представляет центральная часть Алла-Тоо, между перевалами Тюз-Ашуу и Джуку. Здесь представлены маршруты практически всех категорий от 1 до 6а (на нашем знаменитом Джигите). Большинство маршрутов 4 и 5 категории сложности, есть как комбинированные, ледово-снежные, так и скальные маршруты. Почти все вершины высотой 4000 с небольшим, но есть и три пятитысячника (пик Большой Ак-су, пик Каракольский и пик Джигит).

От города Каракол до базового лагеря ехать на машине 25 км. С базового лагеря доступен район ущелья Аю-Тор, подход куда на стоянки занимает 3-4 часа. Со стоянок под маршруты подходы 1-2 часа. В этом ущелье маршруты в основном 2, 3, 4 к.тр., но есть и четыре скальные пятерки. Все маршруты в этом районе ходятся за один день. В остальные два района - под вершину Джигит (5170м) и пик Каракольский (5281м) подход на стоянки занимает 5 - 6 часов, со стоянок под маршрут - 1 час. В обоих этих районах маршруты в основном 4-5 к.тр. На пик Джигит есть маршруты 6а к.тр., за прохождение которых были получены золотые медали на Первенстве СССР. Это были команды И.Слесова (1975 год), Д.Шарашенидзе (1976 год), В.Вакурина (1983 год). Кроме того, почти все маршруты на пик Каракольский пройдены на Первенстве Союза в очном, техническом классе. В целом, в хребте Терскей Алла-Тоо имеется несколько сотен внесенных в классификатор маршрутов на 141 вершину района.

КСП нет, мы организовали свой спасотряд, но он еще не набрал своей полной силы. Связь - портативные рации лучше брать с собой. Самое хорошее время для восхождений в нашем районе - июль, август, начало сентября. Июль, август- с утра обычно хорошая погода, к вечеру идет дождь, к ночи опять хорошая погода. Сентябрь- погода практически ясная, но немного холоднее.

Кто заезжает через нас, то проблем с местными практически нет, потому что мы сами местные.

Что касается продуктов - если кто-то конкретно будет заезжать к нам, мы предварительно дадим подробный список продуктов, имеющихся у нас на рынке, и цены к ним, равно как и курсы валют.
Например:
буханка хлеба - 10 центов,
1кг сахара - 55-60 центов,
1 кг мяса- 1дол.30 центов,
1л бензина- 35-40 центов,
1 дол. равен 50 киргизским сомам.

Политика - все довольно лояльно относятся к приезжим туристам. Кстати, с недавних пор государственный язык в Киргизии - русский.

Транспорт :
автобус Бишкек - Каракол (госуд.) 3-4 US$ с человека;
микроавтобус 4-5 US$ с человека;
такси 6-7 US$ с человека.

Мы можем обеспечить:
вахтовка Газ-66, 16 мест;
Уаз 469, 6 мест;
Фольксваген Джетта, 4 пассажирских места.
Рации: 3 штуки "Ангара", 2 шт.- "Таис" (портативки).
Для желающих есть носильщики - в любом количестве.
Оформление документов, отметки ОВиР, погранпропуска, пермиты в альп- и тур-зоны - через нас без проблем, за короткие сроки.

Мы - это турфирма "Альп-Тур-Иссык-Куль" , Ханин Игорь Викторович

Нас можно найти:
Кыргызская Республика, Иссык-Кульская обл., г.Каракол, Кирпичный завод д.61-1.
Тел. 3922 2-05-48,тел-факс 3922 5-01-63.
Турфирма "Альп-Тур-Иссык-Куль",
директор - Горбачева Лариса Викторовна, Ханин Игорь Викторович.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...